Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы в сфере миграционного сотрудничества РФ-ЕС




В условиях углубления международного разделения труда и возрастания степени включённости стран в мировую экономику, миграционные процессы, также приобретая глобальный характер, требуют регулирования не только на национальном, но и на двустороннем, региональном и международном уровнях.

Масштабные миграционные потоки между Россией и Европейским Союзом обусловлены территориальной близостью, объёмами внешней торговли (ЕС – главный торговый партнёр России) и инвестиций. Для взаимовыгодного и эффективного управления этими миграционными потоками (формирование сбалансированного рынка труда, поддержание численности трудоспособного населения и развития человеческого потенциала) необходимо двустороннее сотрудничество и скоординированная работа пограничных и миграционных служб.

Сотрудничество России и Европейского Союза в сфере миграции началось с подписанного в 1994 году Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве, в котором содержалось несколько положений касательно миграции. Во-первых, участники Соглашения договорились об организации совместной работы по борьбе с нелегальной миграцией путём возвращения нелегальных мигрантов на их родину. Во-вторых, были достигнуты договорённости об упрощённом порядке выдачи виз для бизнесменов, ведущих международный бизнес.

В дальнейшем в ЕС в рамках Амстердамского договора была принята Общая стратегия в отношении России, определяющий общие приоритеты и направления дальнейшего сотрудничества между двумя сторонами. Аналогичная стратегия была принята и Российской Федерацией.

Важнейшим этапом развития двустороннего сотрудничества в сфере миграции стало принятие в 2005 году Дорожной карты Россия-ЕС по общему пространству науки и образования, включая культурные вопросы, определившей на длительное время стратегию формирования четырёх общих пространств между ЕС и Россией: экономического, внутренней безопасности и правосудия, внешней безопасности, науки и образования. Несмотря на то что Дорожные карты не имели обязательной силы для сторон, их принявших, они стали на длительное время основным документом, определившим направления сотрудничества в сфере безопасности, борьбы с терроризмом, миграционной политики.

В сфере регулирования нелегальной миграции важным достижением является подписанное в 2006 году Соглашение о реадмиссии, согласно которому страны ЕС и Россия принимать обратно своих граждан, нелегально находящихся на территории партнёра.[83] С 1 июня 2010 года такое правило распространяется и на граждан третьих стран и лиц без гражданства.

В то же время возвращение российских или транзитных мигрантов на родину невозможно без упрощения визового режима, поэтому одновременно с работой по подготовке Соглашения о реадмиссии велись переговоры об отмене визового режима между Россией и Европейским Союзом. На тот момент не все страны поддержали инициативу устранения барьеров для двусторонней миграции, однако значительное упрощение визового режима было достигнуто в рамках «Соглашения Россия – ЕС об упрощении выдачи виз», принятого в 2006 году. Визовый режим для всех граждан ЕС и России был упрощен за счёт сокращения визовых взносов и сроков подготовки виз. Одновременно с этим, отдельные категории граждан получили льготные условия при получении виз: научных сотрудники, деятели культуры и искусства, участники международных спортивных мероприятий, родственники лиц, законно проживающих на территории государства-члена ЕС и России, а также журналисты и водители, осуществляющих международные пассажирские и грузовые перевозки.[84] Кроме того, членам национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов оформляются многократные визы, даже если они обращаются за визой впервые. Безвизовый режим в рамках Соглашения предусматривается для дипломатов, в том числе следующих транзитом.[85] Все выше обозначенные лица также освобождаются от уплаты консульского сбора в размере 35 евро. Данное Соглашение значительно упростило визовый режим для граждан, имеющих целью краткосрочные поездки сроком не более 90 дней с интервалом 180 дней. Для осуществления контроля за выполнением достигнутых в рамках Соглашения договорённостей, а также решения проблем, возникающих при его реализации, был специально создан Совместный Комитет.

Переговоры об отмене визового режима ведутся более десяти лет. За это время многие как европейские, так и российские политики не раз высказывались в пользу этого решения, указывая конкретные сроки достижения соглашения. В 2003 году глава Европейской комиссии Романо Проди первым заявил, что для отмены визового режима между Россией и ЕС потребуется около пяти лет. В 2008 году глава международного комитета Госдумы К.Косачёв отметил, что полное устранение барьеров для трудовой миграции станет возможным в ближайшие два-три года.[86] При этом основными требованиями со стороны европейских партнёров были введение биометрических паспортов, принятие законов о защите данных, а также совершенствование системы защиты на границах РФ.

В 2010 году российская сторона на саммите Россия –ЕС в Ростове –на- Дону выступила с конкретным проектом об отмене визового режима для российских граждан в рамках поездок к родственникам или непродолжительных туристических поездок, однако данное соглашение не было принято. В этом же году шесть крупных общественных организаций, представляющих интересы немецких экспортёров, выступили с требованием к Бундестагу об отмене визового режима с Россией.[87]

Таким образом, со стороны ЕС возможность достижения такого соглашения остается пока строго декларативной, что обусловлено несколькими факторами. Во-первых, отмена визового режима может усилить и так значительный поток российских и транзитных мигрантов в ЕС. Во-вторых, при отсутствии эффективной системы пограничного контроля может возрасти объём нелегальной иммиграции в ЕС, а также обостриться ситуация, связанная с контрабандой, международным терроризмом и торговлей людьми. В-третьих, нежелание стран Восточной Европы оказаться в сфере влияния России, что было отмечено в 2010 году Берлускони во время визита в Италию Медведева.

Для эффективного диалога по вопросам миграции необходимо не только достижение соглашений на межправительственном уровне и определение общих стратегий развития миграционного взаимодействия, но также установление контактов на более низких уровнях власти. Так, например, в 2006 году были налажены контакты между Пограничной службой ФСБ России и Европейским агентством по вопросам управления оперативным сотрудничеством на внешних границах государств- членов ЕС (FRONTEX), в рамках которого стал возможен обмен информацией о незаконных мигрантах между пограничными службами обеих сторон. При этом Россия стала первой страной, с которой ЕС наладил сотрудничество такого формата.[88]

В 2009 году была создана ещё одна структура на неправительственном уровне – «Диалог Россия- ЕС по миграции», в рамках которого проводятся двусторонние консультации экспертов по вопросам миграционной политики и разрабатываются рекомендации административным органам. Данный проект был создан по инициативе российской стороны с целью формирования «современной, гибкой, небюрократизированной рабочей структуры» по вопросам миграции. В настоящее время в рамках «Диалога Россия-ЕС» ведётся работа по дальнейшему внедрению биометрических параметров (паппилярные узоры) в разрешительные и проездные документы, используемы в ЕС и России.[89]

Эффективное двустороннее взаимодействие в сфере миграции невозможно без наличия национальной законодательной базы у каждой из сторон. В рамках российского законодательства на национальном уровне принят ряд документов, в которых отражены основные направления развития миграционной политики России: «Концепции национальной миграционной политики до 2025 года» (принята в июне 2012 года), «Стратегии государственной национальной политики до 2025 года» (принята в 2007 году), «Стратегии национальной безопасности в Российской Федерации до 2020 года», «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года». В качестве основных целей миграционной политики на ближайшее десятилетие выделяются:

- создание условий и стимулов для возвращения на родину граждан РФ, проживающих за рубежом;

- разработка механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;

- развитие внутренней миграции;

- содействие образовательной миграции и повышение уровня академической мобильности;

- осуществление гуманитарной помощи беженцам;

- борьба с нелегальной миграцией;

- содействие адаптации мигрантов, их интеграции в российское общество.[90]

Таким образом, некоторые направления миграционной политики ЕС и России совпадают (борьба с нелегальной миграцией, осуществление помощи беженцам, организация эффективной системы адаптации мигрантов), что способствует миграционному сотрудничеству посредством консультаций, обмена опытом, разработки общих программ и совместно функционирующих систем пограничного контроля. Как и ЕС, Россия стала одним из центров притяжения рабочей силы, поэтому опыт европейской миграционной политики полезен российским административным органам власти при разработке собственного плана действий по регулирования международного перемещения рабочей силы. Также для обеих сторон большое значение имеет оказание помощи мигрантам в адаптации к новым условиям жизни и работы.

Одновременно с этим как для ЕС, так и для России существует определённая специфика в решении задач в сфере миграции, связанная с особенностями характера перемещения трудовых мигрантов. В России особое внимание уделяется возвращению российских мигрантов на родину, а также стимулированию внутренней миграции, которая по географическим причинам остаётся очень низкой. В Европейском Союзе отсутствие внутренних границ обеспечивает высокую мобильность трудовых ресурсов, что позволяет рынку труда быстро реагировать на территориальные изменения в спросе и предложении рабочей силы. Для российского правительства необходимым в настоящее время является решение проблемы «утечки умов», что определяет в конечном итоге человеческий потенциал страны и влияет на дальнейшее развитие её экономики. В Европейском Союзе политика в отношении работников интеллектуального труда направлена на создание благоприятных и привлекательных условий для их привлечения и проживания в Европе. В отличие от России, в ЕС уже давно сформирован принцип селективного отбора мигрантов, направленный на отбор иностранных граждан тех профессий и квалификаций, которые в наибольшей степени отвечают требованиям национального рынка труда.

Подводя итог развитию миграционного сотрудничества России и Европейского Союза, необходимо отметить, что за последние двадцать лет было достигнуто значительное количество договорённостей, упростивших обмен трудовыми ресурсами между странами. В то же время совместная работа стран-членов ЕС и России по вопросам миграции сопряжена с определёнными трудностями, связанными, в первую очередь, с различиями в геополитических интересах и миграционной политике отдельных стран-членов ЕС. Также негативно влияют на сотрудничество в сфере миграции неодинаковые административные требования к мигрантам при оформлении виз в разных странах ЕС.

Между Россией и Европейским Союзом сложились устойчивые миграционные потоки, которые имеют положительные и отрицательные эффекты для социально-экономического развития обеих сторон. Современные валютно-экономические и политические событие нарушают устойчивость этих потоков, а также снижают возможность дальнейшего успешного сотрудничества между Россией и Европейским Союзом в сфере международной миграции рабочей силы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование влияния международной миграции рабочей силы на социально-экономическое развитие ЕС позволяет сделать следующие выводы теоретического и практического характера:

1. становясь всё более сложным и многофакторным явлением с точки зрения мотивов и причин переселения, миграция стимулировала развитие теоретической базы, направленной на создание универсальной теории миграции;

2. международная миграция рабочей силы выгодна для мировой экономики в целом, т.к. способствует эффективному перераспределению трудовых ресурсов и увеличению объёмов мирового производства. Однако на национальном уровне она имеет свои положительные и отрицательные последствия для экономик и общества как принимающей страны, так и страны-экспортёра рабочей силы;

3. международная миграция рабочей силы, как и другие формы международных экономических отношений, регулируется на государственном уровне. Расширение масштабов миграции обуславливает необходимость сбалансированной государственной миграционной политики;

4. становление Европейского Союза в качестве мирового центра притяжения иностранных работников было обусловлено историческими событиями и темпами экономического и культурного развития самой европейской цивилизации;

5. существуют устойчивые миграционные потоки между высокоразвитыми странами Северной и Западной Европы, между государствами Восточной Европы. Эмигранты из Прибалтики, южно- и восточноевропейских стран направляются в более северные и развитые страны, а сами Испания, Латвия, Словения и др. в основном, принимают эмигрантов с территорий, не входящих в Европейских Союз;

6. Европейский Союз получает определённые выгоды от притока иностранной рабочей силы. За счёт мигрантов стало возможным решение проблемы естественной убыли населения в Европе, а также обеспечение занятости в отраслях низкооплачиваемого и непрестижного труда. В то же время значительные масштабы иммиграции способствуют изменениям в национальном составе европейских стран, а также выступают катализатором роста социальной напряжённости;

7. ликвидация внутренних барьеров оказала положительное влияние на рост мобильности внутриевропейского рынка труда, повысило его способность быстро реагировать на изменения в спросе и предложении на национальных рынках;

8. для эффективного регулирования миграционными потоками необходима скоординированная работа всех стран ЕС по разработке миграционной политики;

9. в отличие от внутренней межстрановой миграции на территории Европейского Союза, которая сохраняет преимущественно трудовой характер, во внешней миграции увеличивается число беженцев и лиц, мигрирующих из-за воссоединения с семьей. Такая тенденция носит негативные последствия, проявляющиеся, в первую очередь, в росте нагрузки на социальный бюджет, социальной напряжённости и преступности;

10. становление ЕС как мирового центра приёма беженцев. При этом число принятых беженцев различается по странам (наибольшее количество – в Германии и малых высокоразвитых европейских странах, наименьшее – в восточноевропейских и прибалтийских). Это свидетельствует о том, что значительная часть беженцев прибывает в Европейский Союз не с целью укрыться от преследований по политическим, религиозным, расовым и иным признакам, а с целью улучшения условий жизни.

11. иммиграция в ЕС из третьих стран приобретает устойчивый, стабильный характер. Если ранее потоки иммиграции в Европу носили временный характер и были обусловлены либо политическими катаклизмами в других странах (что провоцировало иммиграцию беженцев), либо недостатком рабочей силы в самой Европе (как после обеих мировых войн), то теперь иммиграция в ЕС стала явлением постоянным, не подвергающимся серьёзным изменениям даже во время экономических кризисов.

12. Различия в подходах к оформлению государственной миграционной политики в разных странах Европейского Союза, а также их нежелание делегировать часть своих полномочий наднациональным органам власти осложняют разработку совместных принципов миграционной политики и мероприятий по их реализации;

13. В настоящее время основными мероприятиями в миграционной политике ЕС являются расширение жилищного фонда и улучшение условий проживания беженцев, а также программы по возвращению их на родину. В сфере борьбы с нелегальной миграцией основной упор был сделан на ужесточение наказаний для работодателей, нанимающих нелегальных мигрантов. Были предприняты мероприятия с целью ужесточения контроля на границах Европейского Союза;

14. миграции между Европейским Союзом и Россией имеют определённые выгоды и недостатки для обеих сторон. ЕС получает из России квалифицированную рабочую силу, которая быстро адаптируется на национальном рынке труда, но при этом вынужден бороться с нелегальной транзитной миграцией. России обмен мигрантами с ЕС выгоден с точки зрения развития собственных бизнес-структур и торговых связей, но в то же время ей приходится решать важнейшую проблему «утечки умов»;

15. совместная работа стран-членов ЕС и России по вопросам миграции сопряжена с определёнными трудностями, связанными, в первую очередь, с различиями в геополитических интересах и миграционной политике отдельных стран-членов ЕС;

16. санкции Европейского Союза в отношении России уже успели отразиться на двусторонних миграционных процессах, обострив проблему эмиграции из России квалифицированных трудовых ресурсов, а также сократив деловую миграцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.