Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личные местоимения




ЧАСТЬ II

ДЛЯ 1 КУРСА

ПЕРСИДСКОМУ ЯЗЫКУ

ПО

ВВОДНЫЙ КУРС


НОВОСИБИРСК

2007 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

§ 1. Согласный звук /ѓ/........................................................................  
Упражнения...........................................................................................  
§ 2.Письменное выражение согласного /ѓ/.......................................  
Упражнения..........................................................................................  
§ 3. Личные местоимения...................................................................  
§ 4. Глагол –связка (полная форма)....................................................  
Упражнения.........................................................................................  
§ 5. Притяжательные местоимения....................................................  
Упражнения.........................................................................................  
§ 6. Согласование в числе сказуемого с подлежащим....................  
Упражнения.........................................................................................  
§ 7. Звук /’/...........................................................................................  
Упражнения.........................................................................................  
§ 8. Письменное выражение согласного /’/......................................  
Упражнения.........................................................................................  
§ 9. Логическое ударение...................................................................  
§ 10. Употребление глагола-связки в функции самостоятельного глагольного сказуемого......................................................................  
Упражнения.........................................................................................  
§ 11. Числительные.............................................................................  
§ 12. Сочетание существительных с количественными и порядковыми числительными...........................................................  
Упражнения........................................................................................  
§ 13. Обозначение арифметических действий................................  
Упражнения........................................................................................  
Текст №1............................................................................................  
§ 14. Частицы نیز /низ/ и هم /haм/……………………………………  
§ 15. Определительные местоимения هر / hар/ и همه /hамэ/, تمام /тамāм/…............................................................................................  
Упражнения………………………………………………………….  
§ 16. Выражение принадлежности в именном сказуемом………..  
Упражнения…………………………………………………………..  
§ 17. Сокращение предложений в диалоге…………………………  
Упражнения…………………………………………………………..  
Текст № 2…………………………………………………………….  
Упражнения…………………………………………………………..  
§ 18. «Солнечные» и «лунные» буквы в персидском языке……..  
Упражнения………………………………………………………….  
§ 19. Общая характеристика частей речи………………………….  
§ 20. Имя существительное…………………………………………  
§ 21. Образование множественного числа имен существительных……………………………………………………  
-правильные формы образования множественного числа существительных……………………………………………………  
Упражнения………………………………………………………….  
-неправильные формы образования множественного числа существительных……………………………………………………..  
Упражнения…………………………………………………………..  
§ 22. Согласование сказуемого с подлежащим…………………….  
Упражнения……………………………………………………………  
§ 23. Краткая форма глагола- связки………………………………..  
Упражнения……………………………………………………………  
Текст № 3……………………………………………………………..  
Упражнения…………………………………………………………….  

§ 1. Согласный звук /ѓ/

Согласный звук /ѓ/ – увулярный согласный. В зависимости от фонетической позиции звук /ѓ/ может быть щелевым (звонким) или смычным (глухим). Активным речевым органом для образования увулярного /ѓ/ является маленький язычок – увула, от которого и получил свое название этот звук. В русском языке подобного звука нет.

Для разграничения смычного /ѓ/ и его щелевого варианта необходимо знать их позиции в слове и звуковое окружение.

Смычный вариант /ѓ/. При артикуляции смычного /ѓ/ задняя часть спинки языка образует смычку с увулой. Кончик языка отодвигается от нижних зубов. Смычный /ѓ/ встречается в следующих позициях:

а) в начале слова: غرب /ѓарб/ – «запад»;

غلط /ѓалат/ – «ошибка»;

قلم /ѓалам/ – «ручка»;

قند /ѓанд/ – «сахар»;

б) внутри слова в позиции перед глухими согласными:

رقص /раѓс/ – «танец»;

سقف /саѓф/ – «потолок».

В этой позиции звук /ѓ/ может уподобиться звуку /х/[1]:

وقت /ва ѓт / → /ва хт / – «время»;

اقتصاد/э ѓт эсāд/ → /э хт эсāд/ – «экономика»;

в) в конце слова (в позиции после глухого согласного):

مشق /ма ш ѓ/ – «тренировка»;

فسق /фэ с ѓ/ – «разврат».

Щелевой вариант /ѓ/. По месту образования идентичен со смычным /ѓ/, но отличается от него по способу образования. При произнесении щелевого /ѓ/ между задней частью спинки языка и увулой образуется щель, в которой и артикулируется этот звук. При прохождении струи воздуха через образовавшуюся щель наблюдается вибрация мягкого неба и увулы. Это – характерная особенность артикуляции щелевого /ѓ/. Щелевой /ѓ/ обычно встречается в следующих позициях:

а) между двумя гласными:

آغاز / ā ѓ ā з/ – «начало»;

آقا / ā ѓ ā / – «господин»;

چاقو /ч ā ѓ у / – «нож»;

б) между гласным и звонким согласным:

اقدام / э ѓ д āм/ – «мероприятие»,

بغداد /б а ѓ д āд/ – «Багдад»;

или между звонким согласным и гласным:

ارقام /а р ѓ ā м/ – «цифры»;

в) в абсолютном исходе слова:

باغ /бāѓ/ – «сад»;

چاق /чāѓ/ – «толстый».

Звук /э/ и дифтонг /эй/ после смычного и щелевого /ѓ/ произносится всегда открыто, как русский /э/. Звук /ѓ/ не смягчается перед гласным /и/.

Необходимо тщательно заучивать произношение слов со звуком /ѓ/, т.к. правила произношения, описанные выше, допускают исключения.

 

Упражнения

 

1. Произнесите слова с согласным /ѓ/ между гласными (щелевой вариант):

/āѓā/ /раѓам/ /маѓāсэд/ /моѓāрэб/ /рэѓāбат/
/моѓāбэл/ /баѓал/ /маѓāм/ /йаѓин/ /рофаѓā/
/моѓол/ /кāѓаз/ /маѓāле/ /маѓāрэ/ /чеѓадр/
/āѓуш/ /роуѓан/ /моѓавви/ /маѓāзэ/ /тиѓэ/

2. Произнесите слова со звуком /ѓ/ между гласным и звонким согласным или между звонким согласным и гласным (щелевой вариант):

/эстэѓбāл/ /арѓам/ /пэйѓамбар/ /доруѓгу/ /эстэѓрāб/
/эстэѓрāр/ /эѓдāм/ /таѓдим/ /шоѓл/ /джоѓрāфи/
/эстэѓрāз/ /аѓвāм/ /таѓлид/ /аѓд/ /аѓлаб/
/эстэѓлāл/ /бāѓбāн/ /чоѓондар/ /аѓраб/ /аѓл/

 

3. Произнесите слова со звуком /ѓ/ в начале слова (смычный вариант):

/ѓāрэб/ /ѓарб/ /ѓалаф/ /ѓам/ /ѓоус/
/ѓāфэл/ /ѓорфэ/ /ѓолам/ /ѓани/ /ѓийāб/
/ѓāйеб/ /ѓариб/ /ѓалабэ/ /ѓанимат/ /ѓэйбат/
/ѓобāр/ /ѓазал/ /ѓалат/ /ѓализ/ /ѓэйрат/

 

4. Произнесите слова с согласным /ѓ/ в конце слова (щелевой вариант):

/эстэфрāѓ/ /барāѓ/ /черāѓ/ /зиѓ/ /колāѓ/
/эттэфāѓ/ /банāѓ/ /дуѓ/ /āйеѓ/ /манāтэѓ/
/отāѓ/ /роунаѓ/ /тиѓ/ /зоуѓ/ /омѓ/
/бāѓ/ /чāѓ/ /зāѓ/ /фоуѓ/ /йейлāѓ/

 

5. Произнесите слова со звуком /ѓ/ в начале слова (смычный вариант):

/ѓāбэл/ /ѓāрэ/ /ѓāмус/ /ѓодрат/ /ѓасам/
/ѓабр/ /ѓāшоѓ/ /ѓāнун/ /ѓадам/ /ѓашанг/
/ѓāдэр/ /ѓāзи/ /ѓамар/ /ѓарāр/ /ѓэссэ/
/ѓāрч/ /ѓāли/ /ѓабул/ /ѓарн/ /ѓатāр/

 

6. Произнесите слова со звуком /ѓ/ перед глухими согласными (смычный вариант):

/эѓтэбāс/ /эѓтэсāр/ /таѓсир/ /моѓтабэс/ /маѓсад/
/эѓтэдāр/ /эѓтэсāм/ /моѓтадā/ /таѓсим/ /наѓс/
/эѓтэрāн/ /аѓсāм/ /саѓф/ /моѓтасэр/ /ноѓтэ/

7. Произнесите слова, обращая внимание на отсутствие смягчения звука /ѓ/ перед гласными /и/, /э/:

/ѓийāб/ /ѓийāси/ /ѓийāфэ/ /ѓират/ /ѓир/
/ѓэймат/ /ѓэшр/ /ѓэйб/ /ѓэшлāѓ/ /ѓэйр/

 

§ 2. Письменное выражение согласного /ѓ/

 

Как щелевой, так и смычный /ѓ/ может передаваться на письме буквами غ /ѓайн/ и ق /ѓāф/. Эти буквы соединяются с другими справа и слева и имеют по четыре начертания.

Буква غ /ѓайн/ состоит из двух элементов: верхнего надстрочного в виде маленького разомкнутого кольца и нижнего подстрочного в виде большого разомкнутого кольца. Над верхним элементом буквы ставится точка. В начальной и срединной позиции участвует только надстрочный элемент буквы, причем в срединной позиции кольцо сомкнуто и приплюснуто сверху. В конечной позиции надстрочный элемент тоже сомкнут, но есть и подстрочный элемент. По размерам буква равна пяти условным точкам.

Буква ق /ѓāф/ состоит из надстрочной головки, как и буква ف, но с двумя точками, и из подстрочного элемента в виде буквы ن без точки.

Рукописные формы рассмотренных букв практически не отличаются от печатных. Проследите написание букв по рисункам и таблице.

Вариант почерка насх: Вариант почерка насталик:

 

Название Произношение Изолированное написание Начальная позиция Срединная позиция Конечная позиция
ѓайн /ѓ/ غ غـ ـغـ ـغ
ѓāф /ѓ/ ق قـ ـقـ ـق

 

Упражнения

 

1. Прочтите, перепишите и напишите в транскрипции слова:

آغاز ، آغوش ، بَغَل ، باغ ، روغَن /оу/ ، ذُغال ، تيغه ، لُغات ، مَغازه ، بُغٌرَنج ، شُغل ، بَغٌداد ، جُغٌرافی ، مَغٌرِب ، غُرور ، غَم ، غِفٌلَت ، غايِب ، غَرب ، غِير ، مَقٌبَره ، فَقر ، غَذا ، غَنی ، غَلَط ، غُروب ، غَنيمَت ، غَليض، قابِل ، قَدّ ،قانون ، قادِر ، قُدٌرَت ، قُرص ، قِشر ، قَشَنگ ، قَديمی ، طَبَقه ، بَرق ، تيغ ، داغ ،چاق ، سيغ ، اِتِّفاق ، اُتاق ، اُلاغ ، اَخٌلاق ، مَنٌطَقه ، مَناطِق ، مُطابِق ، عَميق ، زاغ ،چِراغ ، سُراغ ، دَقيقه ، يِيٌلاق ، عَقيده ، اَغٌلَب ، قارچ ، قِرٌمِز ، وَقت ، اِقٌتِصاد ، قاب ، مَقٌدور ، شاغِل ، مَشٌغول ، سابِق ، قاچُق ، مُوَفَقيَت ، قُدس ، مُقَدَس ، فَراغَت ، قَتل.

2. Напишите слова, расставьте огласовки:

а) через غ /ѓайн/:

/ѓāзи(ز)/, /ѓарб/, /ѓоруш/, /ѓаллат(ط)/, /ѓализ(ض)/, /ѓоур/, /ѓобāр/, /ѓараз(ض)/,/ѓолāм/, /ѓамгин/, /ѓийāб/, /āѓāз(ز)/, /афѓāн/, /зоѓāл(ذ)/, /кāѓаз(ذ)/, /моѓол/, /тиѓэ(ت)/, /лоѓат(ط)/, /лоѓар/, /магāзэ/, /бāѓбāн/, /эшѓāл/, /чāрмаѓз(ز)/, /доруѓгу/.

б) через ق /ѓāф/:

/ѓāбэл/, /ѓāзи(ض)/, /ѓāнуни/, /ѓатл(ت)/, /ѓэсм(س)/, /ѓāрч/, /ѓадам/, /ѓатāр(ط)/, /ѓоул/, /ѓути(ط)/, /ѓафас(س)/, /ѓанд/, /ѓаhр(ه)/, /маѓāм/, /маѓбул/, /чеѓадр/, /фаѓр/, /фоѓдāн/.

 

3. Выучите слова:

آش /āш / суп, похлебка
آغاز /āѓāз / начало
اغلب /аѓлаб / часто
الاغ /олāѓ/ осел
افغانستان /афѓāнстāн/ Афганистан
باغ /бāѓ/ сад
تیغ /тиѓ/ бритва
تیغه /тиѓэ/ лезвие к бритве
تیغ خودتراش /тиѓ-э ходтарāш/ безопасная бритва
جغرافی /джоѓрāфи/ география
چارمغز /чāрмаѓз/ грецкий орех
چراغ /черāѓ/ лампа
چراغ رومیزی /черāѓ-э румизи / настольная лампа
حیات, زندگی /hаиāйт, зендги/ жизнь
دروغ /доруѓ/ ложь, обман
دروغگو /доруѓгу/ лгун, обманщик
شکر /шекар/ сахар-песок
غايب /ѓāйеб/ отсутствующий
غذا /ѓазā/ еда, пища
میز غزاخوری /миз-е ѓазāхори/ обеденный стол
غرب /ѓарб/ запад
غلط /ѓалат/ ошибка
و غیره /ва ѓэйрэ/ и т.д., и т.п.
کاغذ /кāѓаз/ бумага
لاغر /лāѓар/ худой
لغت /лоѓат/ слово
مرغ /морѓ/ курица
تخم مرغ /тохм-э морѓ/ куриное яйцо
مغازه /маѓāзэ/ магазин
کره /карэ/ сливочное масло

 

В персидском языке личные местоимения представлены следующими формами:

Единственное число Множественное число
1-е лицо من /ман/ – я ما /мā/ – мы
2-е лицоتو /то/ – ты شما /шомā/ – вы
3-е лицо او /у/, – он, она وی /вэй/ (одуш.) آن /āн/ – он, она, оно (неодуш.) آنها /āнhā/ – они (одуш. и неодуш. предметы)

Примечание:

1. Местоимение وی /вэй/ – «он, она» более свойственно книжному стилю.

2. Помимо местоимения آنها /āнhā/ – «они» употребляются и другие местоимения: اينها /инhā/, اينان /инāн/ – «они» для одушевленных и неодушевленных предметов и آنان /āнāн/ – для людей.

3. Существует местоимение ايشان /ишāн/ – «они». Оно употребляется в отношении одного человека как вежливый эквивалент местоимения «он» и требует согласования глагола-сказуемого во множественном числе.

 

 


§ 4. Глагол-связка (полная форма)

В персидском языке наряду со связкой است существует глагол-связка هست /hаст/ – «есть, имеется», которая представлена краткими и полными формами. Глагол-связка هست представляет собой основу настоящего времени инфинитива هستن /hастан/[2] и означает «есть, имеется». Глагол-связка спрягается по лицам и числам лишь в формах настоящего времени, принимая личные окончания глаголов. Как и связка است, глагол-связка هست спрягается в утвердительной и отрицательной формах:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.