Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В 2003 году Алексею Арбузову исполнилось бы 95 лет. Вот уже 18 лет, как этого художника нет с нами. 3 страница




Лина из рассказа «День уборки» тоже обычная девушка. Преподает язык в институте. Ей под тридцать и она не замужем. Все в ней обычно, только вот верит в сказочную любовь. Но ведь таких девушек много. Именно из таких обыкновенных сюжетов состоят рассказы Д. Рубиной, но этим и близки они самой массовой читательской аудитории - простым людям, которые хотят читать то, что написано про их повседневную жизнь.

В соответствии с проблематикой рассказы Д. Рубиной можно разделить на следующие группы: о детстве, о юности, и рассказы о различных жизненных ситуациях. В рассказах о детстве писательницу волнует проблема воспитания, сложный процесс формирования детской души, и то, в каких условиях, под влиянием какого общества происходило то самое формирование. Как мы можем отметить, рассказы Д. Рубиной о детстве и юности построены, как правило, на переработанном материале авторской биографии. Так, в рассказе «Дом за зеленой калиткой» - место, где юная еще тогда героиня брала уроки музыки; ассоциируется с отнюдь не приятными ощущениями, так как хозяйка дома, «мягкая ленивая женщина, превосходно игравшая изящную пьесу Бетховена «Элизе»», в самой героине посеяла недовольство собой («Я ненавидела свой четвертый и пятый пальцы»), презрение к себе за то, что унесла из этого дома совершенно ненужную ей губную помаду. Но это испытание, отпечатавшееся в сознании героини как «дом за зеленой калиткой», стало не только «жертвоприношением музыкальному идолу», но и вехой на пути к Дому. Вряд ли тогда в сознании писателя был намечен мотив обретения Дома лирической героиней, он вызревает позже, в произведениях 90-х гг. Однако, в метапространстве творчества писателя, в ее подсознании, вероятно, этот мотив уже намечался.

Для понимания специфики художественного времени в рассказе весьма ценен совет Джека Лондона Анне Струнской: «Запомните следующее: нужно ограничить рассказ предельно тесными хронологическими рамками,а если, как это иногда бывает в лучших рассказах, приходится охватывать большой период времени - месяцы, то просто намекните, бегло, между прочим, сообщите о прошедшем времени и ведите рассказ только о решающих моментах».

Показать в художественном произведении ход и необратимость времени, его объективность - задача трудная. Время как объективная реальность и время как психологическое переживание - это и философская и художественная проблема. Попытаемся проанализировать структуру художественного времени ряда рассказов.

Некоторых своих персонажей рассказчица встречает на улицах, в кафе или вспоминает о них из прошлой жизни. Но что характерно - они все описываются, причем акцент делается на внешности. Например, автор дает нам описание матери героя рассказа, тем самым, как бы вглядываясь в ее сущность, как бы изучая ее. «Мать усмехнулась, надела их, и сразу стало видно, какая она хорошенькая, - глаза такие же, как серьги, зеленые и длинные». С помощью детали можно подчеркнуть характерные черты героя.

Именно поэтому, читая произведения Д. Рубиной, мы соглашаемся с позицией автора, поскольку она не противоречит моральным устоям общества и выражена просто и доступно. Следует также отметить, что в ее произведениях автор - повествователь не тождественен герою, поэтому позиция автора может быть выражена явно, не завуалировано.

В рассказах Д. Рубиной нет выдумки, похожей на сказку. Художественный язык рассказов Д. Рубиной понятен большому кругу читателей. Однако при общей номинативности повествования языковое оформление ее рассказов имеет целый ряд отличительных черт. Например, чтобы лучше представить языковой состав современного общества, дать речевую характеристику персонажей, Рубина использует и «новомодные» неологизмы: «прикид», «ежик». В контексте они обретают еще более точный смысл: «Я отвела глаза и весело подумала, что оригинальная бабулька своим неожиданным прикидом уже отработала суп, которым я собралась ее угостить»; «Пока я отсутствовала, моя попутчица сняла шляпку, и оказалась с короткой мальчишеской стрижкой, вернее, абсолютно седым ежиком».

В то же время в ее рассказах нет присущего некоторым современным писателям вульгаризма и воровского сленга. Да, некоторые жаргонные «словечки» используются писателем, но лишь в целях создания полнокровного образа, или для передачи сущности героя. Ведь не может же главарь банды-Любка говорить литературным языком, поэтому вводит автор такие слова как «грабануть», «толкануть», «нажраться»: «Грабануть, толкануть, нажраться и сесть лет на семь». Такую лексику автор употребляет только к месту, там, где этого требуют обстоятельства повествования.

Просторечные слова нередко встречаются в рассказах Д. Рубиной. Например, такие: «не жмитесь», «патлатая», «полторы тыщи», «дите», «хахаль».

Пейзажи в рассказах Д. Рубиной просты и незатейливы. Но среди них есть и развернутые, длинные описания природы. Чаще всего автору необходимо одно-два предложения, чтобы «включить» читателя в повествование. Например, начало рассказа «Туман» включает описание тумана: «Стена тумана - буквально, словно кто в двадцати сантиметрах от дома выставил глухой серый щит. Таким образом, пейзаж становится частью композиции: либо это завязка, либо развязка. Природа всегда незримо сопровождает человека. Бывают случаи, когда происходящее в природе откликается в душах людей. Есть у Рубиной пейзажные зарисовки, которые помогают понять характер и душевное состояние героев.

Иногда описания природы разбросаны в разных местах повествования, чтобы помочь понять изменения в душе героя.

Подводя итог, отметим, что пейзажные зарисовки используются Д. Рубиной сугубо для создания образов героев, подчеркивая их настроение и психологическое состояние; портретное описание героев раскрывает их внутренние и внешние характеристики, которые позволяют нам составить мнение о персонажах.

11.Жанр рассказа в творчестве Распутина. Проблема духовной основы любви в рассказе «Женский Разговор»

Распутин с первых же строк вводит в ситуацию, в которой оказались героини: «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей воле. В шестнадцать годочков пришлось делать аборт…» Автор использовал привычный сейчас сюжет из жизни. Наверное, именно потому, что привычный, приступает Распутин к нему сразу, без обиняков. Описывает историю девушки вкратце через многоточия и тире: здесь и недоумение родителей - как не заметили, не углядели, и привычно быстрое решение проблемы. Интересно, что тут же, в следующем предложении Распутин пишет о том, как ради электричества «порушили вековечный порядок: затопили поля, луга, сковырнули деревни». Заканчивает предложение снова многоточием. «Когда у города был столь надежный нравственный тыл, как деревня, - пишет В.Распутин, - легче было существовать и ему, городу... Автор словно хочет сказать: то, что с девочкой произошло, тесно связано с разрушением деревни. «Люди внутренне переориентировались: в вере, нравственном и духовном прямостоянии»

«Не брал сон» бабушку и внучку, разговорились и впервые за два месяца о том, что обеих беспокоило. Начала разговор бабушка, Вика, мне кажется, и не ожидала от «забавной бабушки» что-то важное для себя услышать. «Как ты сама на себя смотришь? Такую потрату на себя приняла!» Внучка воспринимает слова Натальи с раздражением: «Что ты мне свою старину!» Девушка к шестнадцати годам набралась современной «мудрости», которая не считает убийство ребенка чем-то страшным, мол, это раньше было важно, «…сейчас важно, чтобы женщина была лидер». Этими словами Вика как бы подтверждает данную ей характеристику: «Девка рослая, по виду,…но умишко детский, несозревший, голова отстает». Видимо, стараясь соответствовать требованиям времени, старается подогнать себя под себя под придуманные кем-то идеалы. Но не знает как, объяснить некому.

Девочке повезло, что у нее такая бабушка. «Забавная» бабушка не понимает внучку, но в то же время дает точные характеристики современным «идеалам». Особенно меня поразила мудрость бабули в словах ее об этих целеустремленных «бабах»: «Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть, гончая порода называется. Поджарая, вытянутая, морда вострая. Дадут ей на обнюшку эту, цель-то, она и взовьется. И гонит, и гонит, свету не взвидя, и гонит, и гонит. Покуль сама из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне, нос в стороне и ничегошеньки вместе».

Распутин выступает в роли наставника, учителя: «На холодный ветер выгнали, как собачонку, выгнали человека, и гонит его какая-то сила, гонит, никак не даст остановиться. Самая жизнь гончей породы. А он уж и привык, ему другого и не надо. Только на бегу и кажется ему, что он живет. А как остановится – страшно. Видно, как все кругом перекошено, перекручено…»

Наталья, поняв, что не рассказав внучке о себе важного, не получит душевного покоя.

Девочке повезло, что у нее такая бабушка. Она своими немудреными, забавными словами объяснила многое, мне кажется, шанс дала «поправиться» на нужный путь. «Распутин считает, что случайно или не случайно человек может выпасть из общества. Каждый человек должен соблюдать нормы человеческого рода. Если правила рода нарушаются, то человек превращается в животное».

«Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь». Последние слова, сказанные бабушкой как наставление, наставление Распутина. Как и в большинстве своих произведений В.Распутин обращается в «Женском разговоре» к пожилым персонажам. Их глазами смотрит на современное общество, их словами объясняет, учит.

У девочки бабушка замечательная, не у всех такая есть.

Валентин Григорьевич Распутин мучительно ищет ответы на вопросы: «Кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей... или ради чего-то еще? Где он -добрый человек, чуткого сердца и правильной души? С этим рождаются или воспитываются? Насколько он живет в согласии с миром?» Островком нравственности в океане зла нашего общества, по мнению писателя, являются старые люди. Его героини - много пожившие женщины, ведающие старину, обычаи и украшенные тайной глубинного ее знания. В тесном единстве с природой и трудами живут они в произведениях. Забота о детях, доме и есть основа духовной жизни, миропонимания. Бог, семья - высшие для них жизненные ценности.

В который раз эту истину доказывает писатель в произведении «Женский разговор», где центральное место занимает откровение бабушки Натальи о целомудрии, непорочности, таинстве любви, счастье. Эпитет "женский" означает, что это не просто разговор женщин, а разговор о женском, тайном: о любви, детях, замужестве. Но что-то мешает понять внучке бабушку? Время? Рассказ построен на антитезе миропонимания главных героинь: нравственного (старухи-праведницы) и реалистического, распущенного, жестокого (Вики). Спор старшего и младшего поколений о человеческой морали традиционных представлений о назначении женщины в современном обществе. В. Г. Распутин пишет о мудрости и легкомыслии, равнодушии и душевной теплоте, о том, что люди на этой земле обманывают себя.

В экспозиции представлена писателем картина жестокого, бездумного строительства «нового мира».В повествовании нет конкретных героев, есть обезличенная толпа. Используя неопределенно-личные предложения, автор показал действие - уничтожение, неестественное течение жизни людей. Человек разрушает духовно и физически себя, природу в самом себе. Нет индивидуальных черт у главной героини Вики, её родителей. Нет искренности чувств и в семье, каждый выбирает себе роль и следует ей (дочь - лидера, мать и отец - родителей). Несколькими штрихами через детали-глаголы изображено прошлое шестнадцатилетней девочки: «Связалась с компанией, бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась...» Её стремление стать лидером приводит к аборту. Мать и отец как будто рядом, но их нет, есть механизм поступков, которые подчеркивают взаимное отчуждение родителей и дочери: «...пока хватились, выхватили из карусели - уже наживленная. Дали отлежаться,... и к бабушке на высылку...»

В центральной части рассказа «цивилизованному миру» противопоставлена малограмотная деревенская старуха. В композиционном построении диалога четко обозначено кольцевое обрамление: предваряет и заканчивает его описание природы, которое оттеняет развертывающееся действие. Точно так же долго длится разговор старой, умудренной жизнью женщины, не растерявшей веру в силу нравственных ценностей и ещё не знающей жизни внучки. Пейзажи даны через восприятие Натальи и окрашены её настроением, природа как бы для неё своеобразный камертон поступков. В начале беседы этот мир полон жизни звуков («звенькало из первых сосулек»), запахов («загорчил воздух») и красок (солнечный яркий день», «искристо играли тугие снега»). Автор подчеркивает красоту и богатство мира, в котором живет Наталья. Он словно посылает ей импульсы, прилив энергии; общение сопряжено с познанием себя - с постижением сущности мироздания.

Только у одной бабушки болит душа за внучку, для неё убить ребенка или быть причастным к его гибели - самый тяжкий грех. Тяжело видеть, что девка, с «несозревшим умишком», «тихоомутная», без «устою», на жизнь смотрит «распахнутыми глазами без прищура», задает вопросы там, где пора бы с ответами жить. Не принимает Наталья позиции женщина-лидер, для неё «нарушился вековой порядок», когда хранительница очага «стала самой разнесчастной - гончей породы». «Всё теперь не так. На какой-то продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая остановиться. Только в гоне и кажется, что он живет», - размышляет автор с главной героиней.

Женщина - «как Божий сосуд для суженого». Любовь - святое чувство, она «другая, куски, как побирушка, не собирает. Взгляда хватало, прикасанья. Я его до каждой чутельки знала»,- исповедуется бабушка. «Что это ты в рифму-то?! Как заучила!»- перебивает Вика. Не принимает правды старухи внучка. Вике раздражена, нетерпелива, не испытывая угрызений совести, не мучается, не терзается в отличие от Натальи. Вика смотрит на себя без тени сомнения и тем более самобичевания.

В кульминации рассказа пейзаж создает настроение грусти, беспросветности, писатель использует прием лирического соучастия. Звучит мотив противопоставления естественности и гармонии, что соответствует дисгармоничному миру, в котором живет внучка. «Избы стояли придавленно... под дыханием неба. Такое там царило безлюдье, такая немота и такой холод, так искрилось небо над оцепеневшей землей и такой бедной, сиротливой показалась земля».

Господи, помилуй,- просит Наталья, ей страшно за Вику, не может она растопить «леденистую» душу внучки.

И всё-таки торжествует закон природы: луна следует по своему извечному пути, заглядывая то в одно, то в другое окно как бы следя за разговором, пусть слабо, но освещая погруженную во тьму землю. В комнате продолжается разговор - исповедь. Постепенно под влиянием малограмотной старухи Вика прислушивается к себе, затем задает вопросы, задумывается, потому что в словах безграмотной старухи таится глубокая мудрость, отражается все богатство её внутреннего мира: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры. Хотя ее речь насыщена разговорно-диалектными словами, искажения слов, но главное лексическое значение слова определяется бабушкой точно. Вика понимает все поверхностно, а Наталья, основываясь на жизненном опыте, называет всё своими именами: «целеустремленная» - «стреленая». Пожилая женщина - очень жизнестойкий человек, перенесший много горя: «Источилась вся от жизни...». В диалоге все реплики Вики состоят из вопросительных предложений (одно из подтверждений незнания жизни), а у бабушки - односложные, с многоточием. Каждое взвешенное её слово - кусочек прожитой жизни; паузы отражают душевное состояние, волнение. В композиции «Женского разговора» имеет большое значение народно-разговорный и просторечный словесные ряды, которые служат и для изображения среды, местности (заброшенной ангарской деревни) и для языковой характеристики главной героини (Натальи).

Финал рассказа остается открытым. Страшен мир, в котором мы живем, рушатся традиционные ценности: нет семьи, нет добра Убогость быта, бездуховность жизни, враждебность вокруг. Изменит ли разговор взгляды внучки на этот мир? Есть ли надежда на возрождение души Виктории? Да, потому что в этом мире живут Натальи, хранительницы нравственных устоев жизни, основанных на традициях народной культуры, трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на земле.

Заканчивается рассказ описанием природы, в которой появляются вновь и цвет, и звуки; «И только небо... все играло мириадами острых вспышек... предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость». Человек у Распутина - звено человеческих поколений, а сама эта цепь многочисленными звеньями сцеплена с природой. Чувство этой связи, сопричастность всему живому и вечному в Наталье будет противостоять разрушающей силе безнравственности.

Как бежит Время… Незаметно, быстро и бесповоротно, оставляя позади жизни людей, настигая тех, кто безрезультатно пытается растянуть мгновения счастья. И как странно то, что когда человек в минуту отчаяния больше всего на свете хочет ускорить ход собственной жизни, то же самое Время тянется, «как резина»…

Став свидетелем «женского разговора» девушки Вики и ее бабушки Натальи, невольно замечаешь, что оно же стирает из памяти людей все, что было дорого и ценно раньше. Дети прошлых поколений, теперь умудренные опытом родители, бабушки и дедушки, с горечью наблюдают, как их ценности и идеалы все больше удаляются от настоящего, забываются, переворачиваются… А молодежь только небрежно бросает фразы вроде: «Теперь все не так», «Да не это теперь, не это!.. Что ты мне свою старину! Проходили!».

Встреча двух поколений – тема, которую рассматривают многие авторы, например Иван Сергеевич Тургенев, Лев Николаевич Толстой. В рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Женский разговор» она превращается в некое столкновение двух миров, двух мнений, разных опытов. Мудрая бабушка, много повидавшая за свою жизнь, решилась на откровенный разговор с внучкой, которую отправили к ней «на перевоспитание». Вика, ранее связавшись дома с какой-то компанией, начала прогуливать школу и попала в один из водоворотов жизни, из которого ее «выхватили…уже наживленную». «В шестнадцать годочков пришлось делать аборт», - сообщает автор. Это и стало причиной того, что девушка оказалась у бабушки в деревне («не по своей доброй воле»), об этом и разговор: о любви, о целомудрии, об умении ценить и хранить себя.

Вика в рассказе представляет пример того, как может Время, словно ветром, перевернуть все представления людей. Женщина, в ее понимании, должна быть, прежде всего, «целеустремленной» и сильной, «лидером». И совсем «не обязательно», чтобы у нее был один мужчина, «родной», «суженый». Это удивляет бабушку, которой сама жизнь показала, что на самом деле «...не надо сильнее. Надо любее. Любее любой». Знает бабушка и что целомудрие – это мудрость, недаром даже сам Распутин говорит через Вику: «Какое там мудрие?». На что Наталья отвечает: «Это не про вас».

Автор не показывает здесь чувств старшей женщины, точнее, не описывает их. Но на размышление наводит фраза, встречающаяся чуть раньше: «Порушили вековечный порядок». Только ли о внешних последствиях деятельности человека здесь идет речь? Все гораздо серьезнее… Во всем видна эта «перекошенность, перекрученность» жизни: внуки, которые совсем не знают бабушку, родители, приезжающие к собственной дочери «с досмотром», смена ценностей, попытка сделать все по-другому, неуважение к прошлому – это выдает последствия погони за удобствами, независимостью и успехом…

Куда-то подевалась вся ценность семейного счастья: теперь важнее работа, самостоятельно устроенная жизнь. Потому и женщина больше не представляется хранительницей домашнего очага, матерью и хозяйкой. Теперь она даже себя саму не хранит, потому что все чаще самое дорогое обесценивается, а его место занимают маловажные на самом деле вещи. В пример можно привести и отношения между родителями и детьми. Как часто сегодня отец разговаривает с сыном о жизни и о том, что ему предстоит пережить? Много ли раз приходилось вам встречать маму, которая не упускает ни одного момента разделить с дочерью ее сомнения, радости, неудачи, стремления? А ведь этот самый женский разговор необходим каждой девочке, как и мальчику – мужской. У кого им еще научиться? Здесь только два пути: либо опыт родителей, либо собственный «метод проб и ошибок», откуда редко кто находит выход. Если только не встретится ему на пути человек, который не побоится неправильно употребить какое-то слово и все-таки найдет в себе силы поговорить. Вот и Наталья, размышляет про себя: «Кто ей еще об этом скажет?». Понимая, что никого больше, возможно, не будет, она находит в себе силы продолжать разговор, который и для нее оказывается непростым: приходится очень многое в своей жизни ворошить и поднимать из глубин памяти все потери и трудности жизни. Но чего не сделаешь для любимого человека, тем более, если видишь, что он стоит на самом краю.

Время меняет ценности – а мы позволяем им меняться. Ведь мы сами не цепляемся за последнюю возможность сохранить все сокровища прошлой жизни, всю нравственность и чистоту, которая сейчас куда-то испаряется. Мы спокойно даем ей уйти, думая, что не все еще потеряно. Будет поздно, когда оглянемся. Только бы нам не стать людьми, которые скрываются под маской нарисованного автором вечно бегущего куда-то существа, «а как остановится – страшно. Видно, как все кругом перекошено, перекручено…». Пока не поздно, нужно все-таки успокоить темп своей жизни, выпрямить то, что подкосилось – иначе потом все будет лежать в обломках.

13.Проблемы семьи и общества в повести Варламова «Рождение»

В повести основу сюжета составляет давно и хорошо известная ситуация: рождение ребенка, появившегося на два месяца раньше срока, первые дни его жизни, бесконечный страх немолодой супружеской пары потерять его. Герои повести - мужчина и женщина. Отсутствие собственных имен у главных героев подчеркивает обобщенность, типичность изображаемого. В повести «Рождение» истолковывается отношение мужчины и женщины к проблеме продолжения рода. Немолодая супружеская пара находится на грани распада семьи по причине отсутствия в ней ребенка. Двенадцатилетнее ожидание сменилось для мужчины «довольством», спокойствием, умиротворением сложившейся ситуации. Устоявшийся мир мужчины уже не предполагает присутствия в нем ребенка, не случайно последний поход в лес как бы предвещал что-то надвигающееся на него. Иной рисуется женская реакция: «То, что у нее не было ребенка, не просто ее печалило, а обессмысливало саму жизнь» [1; 6]. Наверное, не случайно у Варламова женщиной употреблено слово «саму жизнь» вместо, на первый взгляд, более логичного и оправданного «ее жизнь»; выбор этого слова подчеркивает общечеловеческую значимость женского предназначения - стать матерью. Невыполнение этого долга воспринимается женщиной как страшная трагедия, обессмысливающая даже семейную жизнь. Отсутствие ребенка мало что изменило в жизни мужчины. Его жизнь не прекратила нормального течения, «он много и увлеченно работал, на выходные и праздники часто уезжал в лес и возвращался оттуда свежий и отдохнувший» [1; 6]. Беременность жены, предстоящее рождение ребенка первоначально воспринимается мужчиной как помеха в его устоявшейся жизни, он даже задает вопрос, который, кажется женщине, она ему никогда не простит: «Ну и что ты решила?». И даже когда он свыкся с мыслью о ребенке и полюбил мысль о своем отцовстве, его внутренняя реакция обнажает эгоистичность его натуры: будущий ребенок воспринимается мужчиной как средство исправления того, что не удалось, «некий шанс возместить и исправить то, что казалось уже навсегда утерянным» [1; 20]. Через все произведение красной нитью проходит мотив вины, который объединяет женскую и мужскую линии повествования. Женщина испытывает чувство вины перед божественной природой, предназначение которой она не выполнила, не осуществила, перед мужчиной, чью жизнь она сделала бессмысленной, перед своим родившимся недоношенным ребенком, она «ненавидела себя, свое тело, не смогшее выполнить самое главное, что было на него возложено» [1; 47]. Вина женщины осознается и мужчиной, который в глубине души считал ее виноватой и этой вины не прощал [1;49], после рождения больного ребенка мужчина испытывает враждебное чувство к жене, глухую ненависть, думает о том, что «надо было давно от нее уйти и найти кого угодно, кто мог бы выносить и родить здоровое дитя» [1; 53]. Как видим, мужчина оценивает женщину только с точки зрения ее женской, материнской состоятельности. Другие качества женщины, ее способности, достоинства и недостатки не входят в сферу оценочных характеристик. Женщина описывается только в ее отношении к семье, мужчине, ребенку. В повести Варламова мужчина эгоистичен, его все устраивает в жизни, даже жена, которая не докучает. Автор повествует о нереализованном стремлении мужчины к высокому социальному статусу, карьере. Когда-то герой горел желанием прославить свое имя, испытывал гордость собой, презирал тех, «кто разменивался на мелочи, сворачивал с высокого и узкого пути на торную дорогу дешевого накопительства» [1; 9]. Теперь же все то, что он прежде считал целью каждого уважающего себя человека - дело жизни, признание, заслуженный успех, - потеряло былую привлекательность. Жизнь не сложилась - вот итог размышлений героя. Его удел - одиночество и разочарованность, чувство зависти к тем, кто чего-то достиг в жизни, он стремится «забыть о жизни, похоронившей его лучшие и худшие устремления, обижавшей его невезением, непониманием, черствостью» [1; 10]. Утраченный смысл жизни впрямую не связывается героем с отсутствием в его жизни ребенка. Боле того, в отличие от женщины, он видит возможность счастья, считает свою судьбу не самой печальной: «По крайней мере, он свободен, здоров и у него еще будет достаточно времени и сил, чтобы насладиться лесными дорогами, остожьями, ручьями и не считать свою жизнь совсем напрасной» [1; 10]. Автор включает описание событий августовского путча не случайно, они как бы готовят нас к тем трагическим моментам в жизни героев, которые им предстоит пережить. Женщине было все равно, кто с кем воюет и кто победит. Она испытывает почти животный страх за младенца, воспринимает мир и все происходящее в нем с точки зрения благополучия и безопасности ее дитя. Именно это толкает ее пойти в церковь и покреститься, она готова на все для своего еще не родившегося ребенка. Евангелие помогает ей не только успокоиться, но и пугает ее страшными апокалипсическими прогнозами: «Также услышите о войнах и военных слухах, ибо восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам… и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь…» [1; 17]. Евангельское предостережение полностью накладывается на современную политическую ситуацию, но женщина никак не комментирует это, ее сердце жжет другое: «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни… Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» [1; 17]. С какой же целью Варламов вводит в повествование Евангельский текст? Эти предостерегающие слова помогают понять не только политическую ситуацию в стране, но и то, что в минуты тягостных страданий человек приходит к Богу, его помощи. Необходим на уроке аксиологический комментарий. Каждый герой повести по-своему реагирует на события в России: женщина обеспокоена тем, как все происходящее отразится на ее ребенке, испытывает ужас оттого, что ребенок, такой чистый, придет в мир, наполненный злобой, мужчина же в очередной раз переживает всплеск социальной активности. В этом же аспекте трактуется автором и понимание героями ответственности за все происходящее: «Мужчины портят землю», а мы за все расплачиваемся. И все равно рожаем. Новых мужчин» [1; 54]. И мужчина, и женщина осознают, что ребенок родился вопреки царящему в мире злу, несправедливости, утрате вечных ценностей. Он родился для лучшего. «Он был просто один из десятков тысяч рождающихся в России детей, рождающихся вопреки нищете, братоубийству, грязи, лжи и грозным пророчествам о близящейся кончине мира» [1; 66]. «Он родился тогда, - размышляет женщина, - когда рождаться было уже нельзя, не только потому, что она была слишком стара, но и потому, что мир вокруг лежал во зле» [1; 48]. Ситуация осложняется тем, что ребенок рождается недоношенным, страдающим еще в утробе матери; диагноз, поставленный ребенку в первый месяц его жизни, предполагает инвалидность. Автор неоднократно подчеркивает, что мечты мужчины об отцовстве были связаны с рождением здорового, полноценного ребенка. Вспоминая неутешительные прогнозы лечащего врача о том, что ребенок может остаться инвалидом, умственно или физически отсталым, мужчина размышляет: «Жизнь кончится, кончится в тридцать шесть лет, толком и не усп ев начаться, бросить семью он не сможет и все оставшиеся годы будет привязан к больницам, врачам, лекарствам, специальным школам и интернатам, будет жить в вечных метаниях от отчаяния к проблескам надежды на какое- то чудо, целителя, но цена этому грош, и та радость жизни, те удовольствия, которые он так ценил, его независимость и покой, - все у него отнимется и никогда не придет» [1; 52] и тогда в его голову приходит эгоистичная мысль: «Так, может быть, лучше, если дитя умрет и не будет мучить других и мучиться само, закроет глазки и навсегда уснет» [1; 69]. Для женщины смерть ребенка воспринимается как «финал, конец ее жизни». Она изображается как натура, способная к самопожертвованию, готовая воспринимать свою жизнь как преджизнь будущего ребенка. В контексте аналитической работы над повестью приходим к заключению о том, что смысл названия повести «Рождение» понимается не только как появление на свет нового человека, но и рождение новых отношений в семье мужчины и женщины, а также рождение их новой человеческой сущности. К этому новому они приходит благодаря обращению к Богу, которое происходит в момент, когда человек остается один на один со своей бедой, и помощи ждать неоткуда, тогда «маятник страдания» приближает человека к Богу. Первой свой шаг на пути обретения веры делает женщина, воспринимающая рождение ребенка как чудо, которое она связывает с проявлением божественной милости и благодати, чудо, происшедшее вопреки тому, что зовется судьбой, вопреки законам природы, бесстрастным и безжалостным к человеку. Природа не просто враждебна человеку, она безбожна: «Чего только не было в природе, какого дьявольского изобретательства она не проявляла, чтобы превратить и без того непростые вещи - беременность и роды - в муку». В повести не раз подчеркивается зависимость жизни, здоровья человека от божественного промысла. Врач, который не был верующим человеком, «но матерям в таких случаях говорил одно: если верующая, молись, если неверующая, тоже молись». Молитвами, обращенными к Матери Божьей, наполнен мир женщины: уберечь, спасти, оградить, побыть рядом с ребенком, не оставлять его одного - ведь он впервые остается без ее, земной матери, присутствия. Мужчина тоже ищет опору в вере, он идет в церковь, чтобы там помолились о здоровье его сына. Если путь божественного спасения ребенка приемлет и мужчина и женщина, то следовать совету врача - любить младенца! - в полной мере, в его общечеловеческом, евангельском звучании способна следовать только женщина. Алексей Варламов своей повестью доказывает, что люди способны переродиться, обрести свое человеческое лицо благодаря вере в Бога, и именно с женщиной связывает вечные, непреходящие ценности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 12949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.