Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности на российском фондовом рынке1




Количество действующих лицензий на различные виды профессиональной

Вид деятельности                
Брокерская                
Дилерская                
Управляющие                
Клиринговые организации                
Депозитарии                
Регистраторы                
Организаторы торговли                
Фондовые биржи                

Как видно из табл. 4.5, в настоящее время правила лицензирования фондовых посредников ужесточены, т. е. повышен норматив достаточ- ности капитала и пр., что привело к значительному их сокращению.

 

Регулирование рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг представляет собой механизм по приведению в соответствие с законом деятельности его участников, со- вершаемых ими операций со стороны организаций, уполномоченных на эти действия государством.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует следующие основ- ные цели:

● защиту прав инвесторов;

● обеспечение прозрачности и эффективности рынка и честных пра- вил торговли;

● снижение уровня системного риска.

Защита прав инвесторов подразумевает их защищенность от всяко-

го рода мошеничества, вводящих в заблужение действий, включая ин- сайдерскую торговлю, торговлю с опережением своих клиентов. Самым важным методом защиты инвестора является полное раскрытие инфор-


1 По данным ФСФР.


 

мации. В этом случае инвесторы могут лучше оценить потенциальные риски, защитить свои интересы. Ключевым моментом системы раскры- тия информации выступает наличие признанных международных си- стем учета. Услуги финансовых посредников и организаторов торговли должны быть лицензированы. Соблюдение финансовыми посредника- ми требований к достаточности капитала также будет являться гаранти- ей претензий клиентов в случае прекращения их деятельности. Кроме того, защита инвесторов требует наличия жесткой системы исполнения законов о ценных бумагах, включая системы наказания.

Обеспечение прозрачности и эффективности рынка и честных пра- вил торговли состоит в лицензировании торговых систем, что также способствует поддержанию эффективности рынка ценных бумаг. Регу- лирование должно быть построено таким образом, чтобы обеспечивать равный доступ инвесторов к рынку и ценовой информации.

Снижение системного риска также должно быть построено на услови- ях эффективного управления им и контроля со стороны регулирующих органов за чрезмерно рискованными операциями. Одним из инструмен- тов этого управления является поддержание требований к минималь- ной величине капитала. Таким образом, эти три цели тесно взаимосвя- заны и взаимозависимы.

Регулирование рынка ценных бумаг можно представить как систему, состоящую из двух сегментов. Первый сегмент образует нормативно- правовое поле, обеспечивающее цивилизованное и непрерывное функ- ционирование фондового рынка, а второй — включает в себя органы регулирования данного рынка. Через систему регулирования осущест- вляется поддержание взаимных интересов всех его участников в рам- ках действующего законодательства.

Нормативно-правовое обеспечение фондового рынка осуществляется посредством принятия и исполнения законов, норм и правил, определя- ющих статус финансовых инструментов как ценных бумаг, регулирую- щих поведение участников и защищающих их права, а также регламен- тирующих технику совершаемых операций на данном рынке.

К основным законодательным актам Российской Федерации, опре- деляющим функционирование рынка ценных бумаг, относятся: Граж- данский кодекс; Федеральные законы «Об акционерных обществах»,

«О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов ин- весторов на рынке ценных бумаг», «О простом и переводном векселе» и др. Кроме законов нормативно-правовым обеспечением деятельно- сти на рынке ценных бумаг являются Положения, инструкции, письма соответствующих органов регулирования рынка.


 

В настоящее время в России сформирован двухуровневый инсти- туциональный механизм регулирования рынка ценных бумаг, первым уровнем которого является государственное регулирование, а вторым — система саморегулирования рынка, представленная саморегулируемы- ми организациями.

Структура органов государственного регулирования российского рын- ка ценных бумаг имеет следующий вид:

● высшие органы государственной власти (Президент, Государствен- ная дума, Правительство РФ),

● государственные органы регулирования министерского уровня (ФСФР, Минфин, ЦБ РФ, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Госкомимущество, Федеральная служба по налогам, Счет- ная палата).

Высшие органы государственной власти осуществляют общее (кон-

цептуальное) руководство развитием рынка ценных бумаг через ор- ганы регулирования министерского уровня (органы исполнитель- ной власти), осуществляя подготовку и утверждение законов, указов и распоряжений в области ценных бумаг, проводят мониторинг их выполнения.

Органы государственной власти министерского уровня осущест- вляют регулирование рынка ценных бумаг путем нормотворческой де- ятельности, а также выполняют надзорную функцию за деятельностью участников на этом рынке.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществля- ется путем:

● установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и соблюдению официально утвержденных стандартов;

● лицензирования деятельности профессиональных участников рын- ка ценных бумаг;

● регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за выполнением эмитентами их условий и преду- смотренных в них обязательств;

● создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг и контро- ля за соблюдением этих прав эмитентами и профессиональными участниками рынка;

● запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих на рынке ценных бумаг предпринимательскую деятельность без соот- ветствующих лицензий.


 

Специализированным федеральным органом исполнительной вла- сти в сфере рынка ценных бумаг является Федеральная служба по фи- нансовым рынкам (ФСФР), осуществляющим функции по нормативно- правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспе- чению государственного контроля за соблюдением требований законо- дательства Российской Федерации о противодействии неправомер- ному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

ФСФР России была создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и действует на основании Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержден- ного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ав- густа 2011 г. № 717, и постановления Правительства Российской Феде- рации от 26 апреля 2011 г. № 326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рын- ков». Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осу- ществляет Правительство Российской Федерации.

Ведомственный подход к регулированию финансового рынка пред- полагает пересечение и лоббирование интересов участников, что зача- стую приводит к всевозможным злоупотреблениям. Следовательно, необходимо совершенствовать систему институционального регулиро- вания рынка с учетом мирового опыта. Одним из таких подходов явля- ется создание мегарегулятора.

Вопрос о необходимости создания мегарегулятора финансовых рын- ков неоднократно обсуждался в России. Под мегарегулятором в совре- менной практике понимается орган, регулирующий отношения в опреде- ленных сферах деятельности, например финансовой. В настоящее время единый мегарегулятор существует в Великобритании, Дании, Исландии, Японии, Корее, Норвегии, Швеции, Венгрии, Латвии и Эстонии.

Впервые идея создания мегарегулятора в России была предложена в конце 1999 г. в связи с фрагментарностью и непоследовательностью нормативно-правовой базы, небольшим размером рынков капитала, не- достаточной независимостью органов регулирования, низкой оплатой труда и недостатком ресурсов. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–


 

2008 гг.)1 указывалось, что в целях совершенствования системы регули- рования финансового рынка необходимы повышение межведомствен- ного взаимодействия и выработка единых подходов к регулированию финансового рынка, в том числе унификация требований к его участ- никам. Помимо этого, предполагалось рассмотреть вопрос о создании мегарегулятора. Но идея создания мегарегулятора на российском фи- нансовом рынке, активно обсуждавшаяся в 2006–2007 гг., так и не была реализована.

Первый шаг к формированию мегарегулятора всего финансового рынка в нашей стране уже сделан: 4 марта 2011 г. был подписан указ Президента № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации», согласно которому Федеральная служба страхового надзора присоеди- няется к Федеральной службе по финансовым рынкам с одновремен- ной передачей ФСФР функций по контролю и надзору в сфере страхо- вой деятельности и с установлением определенных возможностей для этой службы, включая функции по нормативно-правовому регулиро- ванию, контролю и надзору в сфере финансового рынка, за исключени- ем банковской и аудиторской деятельности.

Но помимо расширения сферы деятельности ФСФР в 2011 г. было осуществлено перераспределение полномочий между данной служ- бой и Министерством финансов, в результате которого ее законотвор- ческие функции были переданы Министерству в целях создания эф- фективного регулятора, вырабатывающего государственную политику в отношении финансовых рынков и отвечающего за ее реализацию, тогда как ФСФР должна была сосредоточиться в большей степени на контрольно-надзорных функциях. Но проведенная реформа усложни- ла работу ФСФР в качестве регулятора и создала дополнительные бю- рократические препятствия для принятия нормативных актов, регули- рующих деятельность участников финансового рынка. В связи с этим в декабре 2011 г. Президентом РФ в рамках перечня поручений по ито- гам заседания Международного консультативного совета по созданию и развитию международного финансового центра Правительству было указано на необходимость к 1 февраля 2012 г. представить предложе- ния о расширении полномочий ФСФР по предотвращению правона- рушений на финансовых рынках, защите интересов инвесторов, в том


1 Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006– 2008 гг. утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № 793-р.


 

числе в суде, а также о наделении ее правом разрабатывать и представ- лять в правительство проекты федеральных законов и иных норматив- ных правовых актов в сфере регулирования финансовых рынков. Так что в ближайшее время возможно возвращение нормотворческих функ- ций ФСФР России на прежний уровень.

Усовершенствованию регулирования российского фондового рынка, будет способствовать дальнейшее расширение полномочий ФСФР Рос- сии. Однако самого факта расширения полномочий ФСФР недостаточ- но, так как даже по уже имеющимся полномочиям возникают проблемы их применения, поэтому изменения в законодательстве должны быть направлены на формирование такой правоприменительной практики. Второй уровень регулирования фондового рынка в Российской Фе- дерации, как и во многих зарубежных странах, — это саморегулируемые организации (СРО), устанавливающие для своих членов правила осу- ществления профессиональной деятельности и стандарты проведения операций, необходимые для дополнения норм государственного регу- лирования, а также контролирующие их соблюдение. С развитием фи- нансового рынка необходимо расширение функций СРО и повыше- ние эффективности взаимодействия СРО и государственных органов. Саморегулирование возникло как исторически первая форма регу- лирования рынка ценных бумаг, которое осуществлялось фондовыми биржами. В мировой практике саморегулирование рассматривается «как метод государственного регулирования, при котором правила и стан- дарты рынка ценных бумаг определяются фирмами, оперирующими на этом рынке, если иное не установлено федеральными агентствами»1. Основной целью саморегулирования на рынке ценных бумаг яв- ляется регулирование отношений между отдельными его участника- ми на основе самоорганизации, т. е. без непосредственного вмешатель- ства государства. Оперативное вмешательство государства заменяется нормативно-правовым регулированием и контролем за соблюдением

законодательства саморегулируемыми организациями.

Саморегулирование можно рассматривать как процесс делегирова- ния полномочий по регулированию рынка ценных бумаг от государ- ственных структур к негосударственным. В этом случае государство от- дает часть своих функций по надзору и регулированию рынка ценных бумаг профессиональным операторам рынка ценных бумаг, которые са- мостоятельно устанавливают для себя «правила игры» и осуществляют


1 Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции // Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1997. С. 991.


 

контроль за их исполнением, предполагая, что этот контроль (по объ- ему и качеству) значительно результативнее, чем надзорная деятель- ность, определенная рамками государства. При этом государство и об- щество достигают некоторых положительных результатов. Во-первых, сокращаются государственные расходы на регулирование и контроль за участниками рынка ценных бумаг. Во-вторых, повышается эффектив- ность государственного управления за счет замены оперативного кон- троля за профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг на законодательное регулирование, за счет уменьшения управленческих связей, так как субъектами регулирования и контроля выступают само- регулируемые организации. В-третьих, формируется механизм предот- вращения коррупции государственных чиновников, так как устраняется необходимость непосредственного взаимодействия профессиональных участников рынка ценных бумаг с чиновниками. Кроме того, наличие дисциплинарного принуждения со стороны саморегулируемой органи- зации к своим членам позволяет оперативно наводить и поддерживать порядок на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемая организация — это не только определение общих правил игры или защита интересов инвесторов, это еще и обособлен- ный рынок, доступ на который огражден требованиями к профессио- нализму и этике, объемам торговли и капитала.

Основные признаки саморегулируемой организации:

● добровольное объединение ее участников;

● наличие профессиональных участников рынка ценных бумаг;

● цель — саморегулирование, установление формальных правил ве- дения бизнеса;

● отношения с государством, при котором оно передает саморегули- рующей организации часть своих функций.

Среди саморегулируемых организаций рынка ценных бумаг мож-

но выделить:

● СРО участников фондового рынка;

● СРО институциональных инвесторов;

● СРО НПФ.

При получении профессиональным объединением статуса саморе-

гулируемой организации (СРО) основное внимание уделяется вопро- сам защиты интересов клиентов, обслуживаемых фирмами — члена- ми СРО, а также этическим вопросам, лежащим в основе конкуренции на рынке. Решения органов управления СРО становятся обязательны- ми для всех членов организации. Невыполнение этих решений может


 

привести к применению дисциплинарных мер, вплоть до исключения. Необходимо отметить, что обязательность выполнения предписаний СРО строится на соглашении с членом организации, а не на требова- ниях гражданского законодательства.

Исходный пункт деятельности саморегулируемых организаций — заинтересованность участников этих организаций в становлении ци- вилизованных отношений на рынке ценных бумаг.

В большинстве стран санкции, применяемые СРО, более строги и действенны, чем санкции государственных органов. Такого рода вну- тренний самоконтроль рынка стабилизирует его и уменьшает пита- тельную среду для различного рода нарушений. Появление саморе- гулируемых организаций на российском рынке ценных бумаг должно способствовать привлечению иностранных инвестиций, удержанию в стране частных капиталов, обеспечению успешного проведения круп- ных эмиссий, созданию необходимых условий для роста капитализа- ции рынка.

В соответствии с российским законодательством «саморегулируе- мыми организациями признаются предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов фор- мальные правила в ведении бизнеса»1. Саморегулируемые организации являются некоммерческими организациями, создаваемыми на основе членства.

Саморегулируемые организации близки по своему характеру к пу- блично-правовым образованиям. Они создаются для защиты интере- сов неопределенного круга лиц, например: «…для защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участ- ников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации»2.

Целью деятельности саморегулируемой организации является обе- спечение условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдение стандартов профессиональной этики на рын- ке ценных бумаг, установление правил и стандартов проведения опера- ций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

В настоящее время в России реально функционируют следующие са- морегулируемые организации, зарегистрированные в ФСФР (рис. 4.9).


1 Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с изм.). Ст. 48.

2 Там же.


 

Рис. 4.9. Саморегулируемые организации, действующие в России

 

НАУФОР — национальная ассоциация участников фондового рын- ка объединяет компании, имеющие лицензии профессионального участ- ника рынка ценных бумаг. Целями и задачами ассоциации являются развитие и совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг, обеспечение условий деятельности членов НАУФОР, установле- ние правил и стандартов деятельности членов НАУФОР и контроль за их соблюдением, осуществление мониторинга деятельности своих чле- нов, принятие мер к урегулированию конфликтов.

ПАРТАД — профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер- агентов и депозитариев. ПАРТАД устанавливает правила и стандарты деятельности по учету прав собственности на ценные бумаги, соблю- дение которых обеспечивает качество работы членов Ассоциации на рынке ценных бумаг. Стандарты профессиональной деятельности ре- гистраторов, депозитариев и клиринговых организаций регулярно об- новляются и служат основой для внесения изменений в нормативные акты ФСФР.

НФА — национальная фондовая ассоциация, членами которой яв- ляются преимущественно кредитные организации Она ведет ряд важ- ных проектов по развитию рынка, в первую очередь в части развития системы рефинансирования и РЕПО, является ассоциированным чле- ном и представляет российских участников в самой авторитетной Меж- дународной ассоциации рынков капитала (ICMA) и в Европейской фе- дерации финансовых рынков.


 

НЛУ — национальная лига управляющих, целями деятельности ко- торой являются: развитие законодательства и совершенствование си- стемы регулирования деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и иных форм коллективных инвестиций; раз- витие и совершенствование правил и стандартов осуществления дея- тельности по управлению активами; контроль за соблюдением членами правил и стандартов осуществления деятельности по управлению акти- вами; контроль за исполнением членами законодательства РФ о защите прав и законных интересов клиентов членов; представление интересов управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестици- онных фондов и негосударственных пенсионных фондов во взаимоот- ношениях с органами государственной власти и управления и третьими сторонами; повышение профессиональной квалификации должност- ных лиц и специалистов организаций-членов.

ПУФРУР — некоммерческое партнерство профессиональных участ- ников фондового рынка Уральского региона.

НП «НАПФ» — некоммерческое партнерство «Национальная ассо- циация негосударственных пенсионных фондов», было учреждено в це- лях обеспечения благоприятных условий деятельности членов Партнер- ства, защиты интересов членов Партнерства, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов Партнерства.

В настоящее время, когда российский рынок ценных бумаг вклю- чен в глобальный финансовый рынок, возникают новые требования к содержанию финансового регулирования. Стало очевидно, что зада- ча регуляторов состоит не в том, чтобы формулировать правила пове- дения для разных типов участников, а в решении более общих задач по обеспечению стабильности финансового рынка и ограничению си- стемных рисков.

 

Современные тенденции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Россия уже давно интегрирована в мировую экономику и занимает опре- деленное место в международном разделении труда. Соответственно, тенденции в мировой экономике и на мировых рынках оказывают зна- чительное влияние на российскую экономику. Российский финансовый рынок относится пока к категории развивающихся (формирующихся)


4.6. Современные тенденции развития рынка ценных бумаг в РФ 301

 

рынков (emerging markets), и перспективы его развития зависят как от общемировых тенденций, так и от экономической стратегии Правитель- ства и ЦБ РФ, которые определяют развитие экономики России.

События последних лет показали, что российский рынок ценных бу- маг по степени интегрированности в мировое финансовое сообщество уже является частью мирового рынка. Соответственно, наш рынок ис- пытывает на себе в той или иной степени все основные тенденции раз- вития, которые отмечаются на мировых фондовых рынках.

Основными тенденциями развития современного рынка ценных бу- маг в странах с развитыми рыночными отношениями на нынешнем эта- пе являются:

● концентрация и централизация капиталов;

● интернационализация и глобализация рынка;

● повышение уровня организованности и усиление государственно- го контроля;

● компьютеризация рынка ценных бумаг;

● нововведения на рынке;

● секьюритизация.

Тенденция к концентрации и централизации капиталов имеет два

аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. Здесь речь идет о про- цессах, которые свойственны данному рынку, как и любому другому рынку. С одной стороны, на рынок привлекаются все новые участники, для которых данная деятельность является основной, профессиональ- ной, а с другой — идет процесс выделения крупных, ведущих профес- сионалов рынка на основе как увеличения их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В резуль- тате на фондовом рынке появляются крупные торговые системы типа НАСДАК и РТС в РФ, а также несколько наиболее известных фондо- вых компаний, которые обслуживают значительную долю всех опера- ций на рынке.

Кроме того, на рынок ценных бумаг притекает все больше свобод- ных капиталов экономической системы, которые здесь эффективно пе- рераспределяются.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что националь- ный капитал переходит границы стран, формируется мировой фондовый рынок, по отношению к которому национальные рынки становятся ба- зовыми. Инвестор из любой страны получает возможность вкладывать свободные средства в ценные бумаги, обращающиеся в других странах.


 

Рынок ценных бумаг принимает глобальный, всемирный характер. На- циональные рынки ценных бумаг становятся частью глобального ми- рового рынка ценных бумаг. Торговля на таком глобальном рынке ве- дется непрерывно и повсеместно.

Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со сто- роны инвесторов тесно связаны с повышением уровня самоорганизо- ванности рынка и усилением государственного контроля за ним. Мас- штабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его сбои и кризисы прямо ведут к разрушению всех экономических процессов и процесса воспроизводства вообще. Государство не должно допускать, чтобы до- верие к этому рынку было подорвано и граждане, вложившие свои сбе- режения в ценные бумаги своей страны или любой другой, вдруг по- теряли их в результате каких-либо катаклизмов или мошенничества. Все участники рынка имеют прямую заинтересованность в том, чтобы рынок был правильно организован и четко контролировался со сторо- ны государства и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка.

В то же время основанием данной тенденции в развитии современ- ного рынка ценных бумаг является фискальная причина. Усиление организованности рынка и контроля за ним позволяет каждому госу- дарству увеличивать свою налогооблагаемую базу и размер налоговых поступлений в бюджет от участников рынка. Одновременно перекры- ваются возможности для «отмывания» денег, полученных от незакон- ных видов деятельности.

Компьютеризация рынка ценных бумаг — результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни. Без ком- пьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и раз- мерах был бы невозможен. Она позволила совершить революцию как в обслуживании рынка, прежде всего через современные системы бы- стродействующих расчетов для участников рынка и между ними, так и в способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент для но- вовведений на рынке ценных бумаг. Эти нововведения представлены:

● новыми финансовыми инструментами;

● новыми системами торговли;

● новыми элементами инфраструктуры рынка ценных бумаг;

● новыми технологиями и т. д.

Новыми финансовыми инструментами рынка ценных бумаг явля-

ются производные финансовые инструменты, структурированные фи- нансовые инструменты, новые ценные бумаги.


 

Новые торговые системы — это электронные торговые системы, по- зволяющие торговать в режиме реального времени без участия посред- ников, без непосредственного контакта между покупателями и продав- цами.

Новая инфраструктура рынка — тенденция перехода денежных средств из традиционных форм (сбережения в виде депозитов, вложе- ния в валюту и т. д.) в форму ценных бумаг; тенденция превращения все большей массы капитала в форму ценных бумаг; тенденция пере- хода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широко- го круга инвесторов.

Перечисленные тенденции в развитии современного рынка ценных бумаг не являются исчерпывающими. Российский рынок следует ми- ровому вектору в своем развитии и отражает все современные тенден- ции, присущие развитым рынкам1.

 

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. Часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145- ФЗ.

3. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39- ФЗ.

4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г.

№ 208-ФЗ.

5. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем и финансированию терро- ризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ.

6. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесто- ров» от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ.

7. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 г.

№ 156-ФЗ.

8. Федеральный закон «О простом и переводном векселе» от 11.03.1997 г.

№ 48-ФЗ.

9. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ.


1 С более подробным материалом на эту тему можно ознакомиться, используя литературу, предложенную к изучению.


 

10. Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» от 11.11.2003 г.

№ 152-ФЗ.

11. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и ма- нипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные зако- нодательные акты РФ» от 27.07.2010 г. № 224-ФЗ.

12. Положение об особенностях и ограничениях совмещения брокер- ской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами с операциями по централизованно- му клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию (утв. По- становлением ФКЦБ России от 20.01.1998 г. № 3).

13. Положение о лицензионных требованиях и условиях осуществле- ния профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 2007.2010 г. № 10-49/пз-н).

14. Нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и него- сударственных пенсионных фондов (утв. Приказом ФСФР России от 24.05.2011 г. № 11-23/пз-н).

15. Правила осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств и (или) ценных бумаг, переданных брокером в заем клиенту (маржи- нальных сделок) (утв. Приказом ФСФР РФ от 07.03.2006 г. № 06- 24/пз-н).

16. Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации (утв. Постановлением ФКЦБ России от 11.10.1999 г. № 9).

17. Требования к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении операций с денежными средствами клиентов бро- кера (утв. Приказом ФСФР России от 05.04.2011 г. № 11-7/пз-н).

18. Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами (утв. приказом ФСФР России от 03.04.2007 г. № 07-37/ пз-н).

19. Положение о регистрации правил доверительного управления пае- выми инвестиционными фондами и изменений и дополнений в них (утв. Приказом ФСФР России от 21.12.2006 г. № 06-154/пз-н).

20. Положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг в РФ (утв. Постановлением ФКЦБ России от 14.08.2002 г. № 32/ ПС).


 

21. Положение о деятельности по организации торговли на рынке цен- ных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 28.12.2010 г. № 10-78/ пз-н).

22. Приказ ФСФР от 25.01.2007 г. № 07-4/пз-н «Об утверждении стан- дартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бу- маг».

23. Положение о порядке признания лиц квалифицированными ин- весторами (утв. Приказом ФСФР России от 18.03.2008 г. № 08-12/ пз-н).

24. Положение «О сберегательных и депозитных сертификатах кредит- ных организаций» (от 29.11.2000 г. № 857-У).

25. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006–2008 гг. (утв. распоряжением Правительства Российской Фе- дерации от 01.06.2006 г. № 793-р).

26. Галанов В. А. Рынок ценных бумаг. М .: Инфра-М, 2010.

27. Гитман Лоренс Дж., Джонк Майкл Д. Основы инвестирования: Пер. с англ. М.: Дело, 1997.

28. Буренин А. Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых ин- струментов. М.: Научно-техническое общество имени акад. С. И. Ва- вилова, 2009.

29. Килячков А. А., Чалдаева Л. А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М.: Юрайт, 2010.

30. Миркин Я. М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, си- стемные риски. М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Ком- пани, 2011.

31. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции // Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1997.

32. McKinsey Global Institute; World Federation of Exchanges, BIS, Bank- scope, IMF. 2011.

33. Global Financial Stability Report. IMF, Washington. Р. 67 (www.imf. org) EFAMA, AIMA, ICI, IFSL. 2011.


Глава 5


РЫНОК СТРАХОВАНИЯ

Сущность страхования, его формы и виды

Страхование — это отношения по защите интересов физических и юри- дических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федера- ции и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страхов- щиками из уплаченных страхователями страховых премий, а также за счет иных средств страховщиков1.

Отношения между страхователем и страховщиком, называемые страховыми, возникают в связи с существованием у страхователя стра- хового интереса к объекту страхования и его сохранности, а у страхов- щика — в получении дохода и обеспечении страховой защиты. Пред- посылкой возникновения страховых отношений служит страховой риск.

Как экономическую категорию страхование можно представить в виде системы экономических отношений, включающей совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использования для возмещения ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных обстоятельствах, а также для оказания помощи граж- данам при наступлении определенных событий в их жизни. Страхова- ние выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосо- стояния людей, а с другой — видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховых компаний служат доходы от основ- ной и от инвестиционной деятельности.

Сущность страхования состоит в формировании определенного де- нежного фонда и его перераспределении во времени и пространстве


1 Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Феде- рации» от 27 ноября 1992 г. П. 1 ст. 2.


 

с целью возмещения возможного ущерба его участникам в случае на- ступления страхового случая.

В течение года или достаточно продолжительного времени число получателей возмещения из страхового фонда за понесенный ущерб обычно меньше числа страхователей. Поэтому страховщик имеет воз- можность возмещать полностью или частично, в зависимости от усло- вий страхования, убытки тем участникам страховых отношений, ко- торые эти убытки понесли. Таким образом, чем больше страхователей привлечено к данному виду страхования, тем, естественно, будет мень- ше сумма взносов каждого страхователя — участника фонда, посколь- ку в формировании фонда участвуют все страхователи, а возмещение ущерба производится только пострадавшим. Сумма возмещения убыт- ков отдельного страхователя обычно во много раз превышает уплачен- ные им страховые взносы.

Таким образом, экономическая сущность страхования заключается в том, что убытки раскладываются на многих страхователей — участ- ников фонда и их взносы сравнительно необременительны для каждо- го из них.

Для удовлетворения потребностей в страховой защите и создания единой взаимосвязанной системы становится необходимой классифи- кация страхования.

Под классификацией страхования понимают деление страхования на отрасли, подотрасли и виды, которые являются звеньями класси- фикации страхования. Все звенья классификации располагаются так, что каждое последующее звено является частью предыдущего. За выс- шее звено принята отрасль, среднее — подотрасль, низшее — вид стра- хования.

В страховом законодательстве России1 выделяются две отрасли стра- хования (личное и имущественное) и 22 лицензируемых вида страховой деятельности (рис. 5.1 и табл. 5.1). Однако, на наш взгляд, страхова- ние ответственности следует выделить в отдельную отрасль, посколь- ку оно имеет достаточно много характерных особенностей, которые от- личают его от страхования имущества:

во-первых, это различия в подходах к установлению страховой суммы: в отличие от страхования имущества, при котором страховая сумма определяется действительной стоимостью имущества либо ее частью,

 


1 Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Феде- рации» от 27 ноября 1992 г. П. 1 ст. 2.


 

при страховании ответственности размер страховой суммы опреде- ляется сторонами договора страхования по их усмотрению;

во-вторых, это различия в порядке определения круга лиц, в поль- зу которых может быть заключен договор страхования: при заклю- чении договора страхования имущества определяется конкретный получатель страхового возмещения, который указывается в догово- ре страхования, а при страховании ответственности договор заклю- чается в пользу третьих лиц, так как заранее неизвестно, кому имен- но может быть причинен вред страхователем.

Таким образом, целесообразно выделять не две, а три отрасли стра-

хования.


 

Рис. 5.1. Классификация страхования по объектам страхования (отраслевая классификация)

 

Вид страхования как часть отрасли характеризуется страхованием однородных имущественных интересов и выражает конкретные инте- ресы страхователей. Именно вид страхования предоставляют страхов- щики страхователю.

Основными видами личного страхования являются: индивидуальное страхование от несчастных случаев; коллективное страхование от не- счастных случаев; страхование детей от несчастных случаев; смешанное страхование жизни; страхование аннуитета; обязательное медицинское страхование; добровольное медицинское страхование и др.


 

Таблица 5.1

Классификация страхования лицензируемых видов страхования в РФ

Отрасли страхования Виды страховой деятельности
Личное страхование 1. Страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события 2. Пенсионное страхование 3. Страхование жизни с условием периодических выплат (ренты, аннуитетов) 4. Страхование от несчастных случаев и болезней 5. Медицинское страхование
Имущественное стра- хование 6. Страхование наземного транспорта (за исключением ж/д транспорта) 7. Страхование средств железнодорожного транспорта 8. Страхование средств воздушного транспорта 9. Страхование средств водного транспорта 10. Страхование грузов 11. Сельскохозяйственное страхование 12. Страхование имущества юридических лиц, за исклю- чение средств транспорта и сельскохозяйственного стра- хования 13. Страхование имущества граждан, за исключением средств транспорта 14. Страхование гражданской ответственности владель- цев автотранспортных средств 15. Страхование гражданской ответственности владель- цев воздушного транспорта 16. Страхование гражданской ответственности владель- цев водного транспорта 17. Страхование гражданской ответственности организа- ций, эксплуатирующих опасные объекты 18. Страхование гражданской ответственности за причи- нение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг 19. Страхование гражданской ответственности за причи- нение вреда третьим лицам 20. Страхование гражданской ответственности за неис- полнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору 21. Страхование предпринимательских рисков 22. Страхование финансовых рисков

Объектом личного страхования являются жизнь, здоровье и трудо- способность граждан, оказание им медицинских услуг. Объект страхо- вания жизни составляет дожитие граждан до определенного возраста или срока страхования.

Основными видами имущественного страхования являются: стра- хование средств водного транспорта; страхование средств воздушного транспорта; страхование средств наземного транспорта; страхование средств железнодорожного транспорта; страхование сельскохозяйствен- ных животных; страхование сельскохозяйственных культур; страхо- вание имущества юридических лиц (за исключением транспортного и сельскохозяйственного страхования); страхование имущества граж- дан (за исключением транспортных средств); страхование инвестиций; страхование депозитов и др.

Объектом страхования имущества являются материальные ценно- сти (владение, пользование и распоряжение имуществом).

Основными видами страхования ответственности являются: ОСАГО (обязательное страхование ответственности владельцев авто- транспортных средств); страхование гражданской ответственности за неисполнение обязательств; страхование гражданской ответственности перевозчика; страхование профессиональной ответственности врачей; страхование профессиональной ответственности аудиторов; страхова- ние задолженности кредиторам и др.

Объектом страхования ответственности является материальный или иной ущерб, если он был нанесен другим лицам.

Все звенья отраслевой классификации охватывают две формы стра- хования — обязательное и добровольное, каждая из которых строится на определенных принципах (табл. 5.2).

 

Таблица 5.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.157 сек.