Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководство в организации




Стресс

Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

 

Формула стресса: «деятельность – перенапряжение – отрицательные эмоции»

 

К физиологическим признакам стресса относятся язвы, гипертония, боль в спине, астма и боли в сердце, проблемы со сном. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию, чрезмерное употребление алкоголя или курение.

 

Причинами стресса могут быть:

§ организационные факторы (плохие условия работы, неинтересная работа, перегрузка, недогрузка, конфликт ролей, неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью, нововведения);

§ личностные факторы (смерть близкого, свадьба (развод), уход на пенсию, увольнение с работы, привлечение по суду).

Выделяют 5 разновидностей стресса:

1. физиологический стресс – вызывается чрезмерными физическими нагрузками, недосыпанием, плохим питанием;

2. психологический стресс – неблагоприятные отношения с окружающими;

3. эмоциональный стресс – вызывается слишком сильными чувствами (опасности, угрозы, событиями);

4. информационный стресс – вызывается из-за слишком малого или слишком большого количества информации;

5. управленческий стресс – возникает, если ответственность за принимаемое решение оказывается слишком высокой.

 

Процесс нарастания стресса можно разбить на 3 фазы, в каждой из которых наблюдаются различные психические реакции и поведение человека:

1) фаза мобилизации – ускорение реакции человека, оригинальность мышления;

2) фаза дезадаптации – неорганизованность, снижение работоспособности;

3) фаза дезорганизации – потеря контроля за ситуацией, растерянность, пассивность.

 

Различают 4 основные вида неверной реакции на стресс: бездействие («невинная жертва»), депрессия (подавленность, угнетенное состояние), отрицание (не признает серьезность положения), возмущение (обвинение во всем происходящем других).

По своему отношению к работе в стрессовой обстановке люди делятся на 3 основные типа:

а) бессильные (беспомощные);

б) беспокойные (начинают без толку суетиться, хватаются за все подряд, тут же бросают, нервничают);

в) хладнокровные (мобилизируются, принимают быстрые решения и действуют).

 

Учитывая влияние стресса на производительность, руководитель должен научиться справляться со стрессом сам и помочь снизить уровень стресса своих сотрудников.

Существую следующие пути предупреждения стрессовых ситуаций:

· разумная организация труда, при которой работник не перегружается;

· делегирование полномочий;

· установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий;

· анализ стрессовых ситуаций;

· общение с работниками;

· перерывы на работе временные отпуска и т.д.

 

Тема 13. Руководство: власть и партнерство

Для эффективного осуществления функций управления необходимо эффективное руководство.

Руководство – процесс социальной организации и управления деятельностью членов группы.

По своему отношению к работе руководители делятся на пассивных и активных. Пассивные руководители используют принципы деятельности, выработанные другими, ограничиваются решением узких проблем, активные – вырабатывают и пересматривают в соответствии с обстановкой принципы деятельности, стремятся к совершенству.

 

Управлять деятельностью людей, значит оказывать на них влияние, побуждая работать на достижение целей организации.

Влияние - поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого. Влиять на других можно через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж, приказ, идею и т.д.

 

Руководитель должен быть способным оказывать влияние на своих подчиненных, эффективно ими управлять в целях выполнения ими поставленных задач. Реализация такой способности есть лидерство.

Лидерство - способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые».

«Игроки» внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому и быстро меняют позиции, следуя, исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. Но в итоге они оказываются «калифами на час».

«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время.Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь получить от него как можно больше, а устремлены в будущее. Власть в их руки попадает всерьез и надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающие авторитетом у своих подчиненных.

Под авторитетом понимается общепризнанная влиятельность руководителя, основанная, с одной стороны, на его формальном статусе, а с другой - на завоеванном престиже, которые дополняют друг друга.

 

Руководитель имеет возможность влиять на других потому, что он наделен властью.

Власть - возможность влиять на поведение других людей.

Субъект власти обладает властными ресурсами и возможностью их применять в различных сферах общественной жизни.

Объект власти – это человек или коллектив, на который направлена власть.

Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Без содействия этих людей он не может эффективно осуществлять свои функции. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.

Власть – процесс двусторонний, поэтому эффективный руководитель будет поддерживать баланс власти – использоватьсвою властьнад подчиненными в разумных пределах, достаточных для обеспечения достижения целей, но не вызывающих у подчиненных непокорности.

Формы власти:

1. власть, основанная на принуждении - влияние через страх;

2. власть, основанная на вознаграждении – влияние с помощью позитивной поддержки;

3. законная власть - традиционное влияние, подчинение начальнику;

4. харизматическая власть (эталонная власть) -власть, основанная на примере, на силе личных качеств или способностей лидера (харизма - божий дар, необыкновенные качества);

5. экспертная власть - влияние через веру (в успех, в руководителя), основана на авторитете и знаниях.

Руководители в своей деятельности используют все формы власти в различных сочетаниях.

 

В современных условиях властные отношения уступают место отношениям сотрудничества. Сотрудничество руководителя и руководимых означает, что управленческие функции распределяются между участниками организации и реализуются совместно с руководителями.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.