КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные направления лингвосмыслового анализа художественного текста
В республиканской библиотеке выбрала все возможное, что могло дать ориентиры, образцы в языковом анализе поэтического текста. Назову несколько имен: Виноградов, Лотман Ю., Новиков, Щерба, Некрасова, Бакина, Шанский (имею в виду работы этих ученых, связанных с лингвистическим анализом художественного текста). Не ставлю здесь перед собой задачи проанализировать теоретические основы данной проблемы. Попытаюсь рассказать о тех поэтических текстах, которые осмыслялись моими учениками. Тексты эти звучали и на поэтических пятиминутках, и как материал исследования по той или иной теме русского языка. Хочется подчеркнуть, что часть этих стихов была предложена для анализа детьми. В лингвосмысловом анализе художественного текста выделяются два основных направления:
1. 2.
Убеждена, что необходимо развивать филологический анализ художественного текста, основы которого разработаны А. А Потебней, В. В. Виноградовым, Щербой, Г.О. Винокуром, В. М. Жирмунским, Б. Л. Лариным, М. М. Бахтиным, Ю Тыняновым. 3. Тема моря в лирике Пушкина, Тютчева, Майкова, Плещеева: анализ лексико-фонетических средств выразительности.
^ И бунтует, и клокочет, (Ф.И.Тютчев) Буря промчалась, но грозно свинцовое море шумит. (А.Майков) Тишина немая в море, (А.Плещеев) Прощай, свободная стихия! (А.С. Пушкин) Лексические средства, передающие движение морских волн (в этих текстах): бунтует, клокочет, хлещет, (хочет) допрянуть, (не могут) утихнуть, катишь (волны); лексические средства, передающие цвет моря: свинцовые (волны), темны, как свинец, (волны) голубые. Понятно, что отбор лексики обусловлен содержанием. Ученики отмечают и звукоподражательные наименования типа "клокочет", "хлещет", "свищет"; аллитерации, которые имеются в текстах и уже с необходимой глубиной им открывается афоризм:
"Фонетика - служанка серафима". (А. Кушнер) Итогом наблюдений в тетрадях учащихся остаются тезисы: В стихотворении Тютчева динамичный, "напористый" хорей соответствует передаче шума, волнения волн, их неистового движения. Метрическое членение стиха на полустишия совпадает с синтаксическим выделением; однородных сказуемых, в свою очередь передающих динамику описываемого. Усилению воздействующей функции текста содействуют индивидуальные метафоры: море бунтует, буря промчалась (у А. Майкова); метафорические эпитеты: свинцовое море, мертвая зыбь, немая тишина, свободная стихия, гордою красотой (у Пушкина); сравнения: волны, как рать, уходящая с боя не могут утихнуть; волны темны, как свинец… 4.Стихотворение К.Павловой о даре "Божественного глагола".
Это положение постоянно стремлюсь донести учащимся, помочь его понять и применять. Многие уроки я открывала эпиграфами о значении Слова, о даре "божественного Глагола". И была рада, когда мои семиклассники предложили для разговора стихотворение К. К. Павловой: Ты, уцелевший в сердце нищем, Примерные вопросы, которые обсуждались при анализе этого стихотворения: Назвать обращения. В чем их необычность? Особенности пунктуации? В чем разница двух частей с синтаксической точки зрения? Глагольные и безглагольные формы - в чем их назначение здесь? Чем объясняется повелительное наклонение глагола во второй части стихотворения? Особенности образной системы текста? К какому стилю относятся опорные слова текста?
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |