Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления лингвосмыслового анализа художественного текста





Меня всегда привлекала скрупулезная, по - хорошему "въедливая" работа с поэтическим текстом, постижение тайн художественной образности. В чем-то полагалась на собственную интуицию, а главное - ориентировалась на ту научную основу, которую получила у любимых преподавателей: Чамоковой Э. А., Голубевой Л. Г., Шибинской Е. П.

В республиканской библиотеке выбрала все возможное, что могло дать ориентиры, образцы в языковом анализе поэтического текста. Назову несколько имен: Виноградов, Лотман Ю., Новиков, Щерба, Некрасова, Бакина, Шанский (имею в виду работы этих ученых, связанных с лингвистическим анализом художественного текста).

Не ставлю здесь перед собой задачи проанализировать теоретические основы данной проблемы. Попытаюсь рассказать о тех поэтических текстах, которые осмыслялись моими учениками. Тексты эти звучали и на поэтических пятиминутках, и как материал исследования по той или иной теме русского языка. Хочется подчеркнуть, что часть этих стихов была предложена для анализа детьми.

В лингвосмысловом анализе художественного текста выделяются два основных направления:

 

1.
Первоначально в форме гипотезы определяется основная идея текста. Затем проводится анализ языковой организации текста, который помогает подтвердить, уточнить, видоизменить, а иногда и опровергнуть выдвинутую гипотезу.

2.
Исследователь сосредотачивает внимание на центральной языковой особенности текста, описывает ее, сопоставляет с другими языковыми особенностями. В формулировке или уточнению основных идейно - тематических характеристик текста или его фрагментов.


Оба направления языкового анализа художественного текста правомерны. Первое отталкивается от литературоведческой концепции текста, второе приходит к ней в ходе анализа; из этого следует, что разорвать лингвистический и литературоведческий анализ текста невозможно. Вот почему я стремлюсь к постоянным межпредметным связям: язык - литература, стремлюсь выработать у детей представление о целостном явлении в жизни человека - Словесности, и я не могу разделять уроки русского языка и литературы.

Убеждена, что необходимо развивать филологический анализ художественного текста, основы которого разработаны А. А Потебней, В. В. Виноградовым, Щербой, Г.О. Винокуром, В. М. Жирмунским, Б. Л. Лариным, М. М. Бахтиным, Ю Тыняновым.
^

3. Тема моря в лирике Пушкина, Тютчева, Майкова, Плещеева: анализ лексико-фонетических средств выразительности.


Еще задолго до углубленного изучения лирики А. С. Пушкина, его стихов, связанных с морем, дети получили задание собирать тексты, содержанием которых является изображение морской стихии. Мы получили богатый материал для уроков по лексике и фонетике. Ученики определяли особенности лексических средств, направленных на обозначение моря, волн, их движения, шума, цвета, а также фонетико-ритмические особенности, предающие шум, движение моря.

^ И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.

(Ф.И.Тютчев)

Буря промчалась, но грозно свинцовое море шумит.
Волны, как рать, уходящая с боя, не могут утихнуть…

(А.Майков)

Тишина немая в море,
Волны темны, как свинец…

(А.Плещеев)

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

(А.С. Пушкин)

Лексические средства, передающие движение морских волн (в этих текстах): бунтует, клокочет, хлещет, (хочет) допрянуть, (не могут) утихнуть, катишь (волны); лексические средства, передающие цвет моря: свинцовые (волны), темны, как свинец, (волны) голубые. Понятно, что отбор лексики обусловлен содержанием. Ученики отмечают и звукоподражательные наименования типа "клокочет", "хлещет", "свищет"; аллитерации, которые имеются в текстах и уже с необходимой глубиной им открывается афоризм:

"Фонетика - служанка серафима". (А. Кушнер)

Итогом наблюдений в тетрадях учащихся остаются тезисы:

В стихотворении Тютчева динамичный, "напористый" хорей соответствует передаче шума, волнения волн, их неистового движения. Метрическое членение стиха на полустишия совпадает с синтаксическим выделением; однородных сказуемых, в свою очередь передающих динамику описываемого. Усилению воздействующей функции текста содействуют индивидуальные метафоры: море бунтует, буря промчалась (у А. Майкова); метафорические эпитеты: свинцовое море, мертвая зыбь, немая тишина, свободная стихия, гордою красотой (у Пушкина); сравнения: волны, как рать, уходящая с боя не могут утихнуть; волны темны, как свинец…
^

4.Стихотворение К.Павловой о даре "Божественного глагола".


Одной из отправных точек анализа считаю следующее положение: если художественный текст представить как двуединство и содержания, языковую основу текста можно осмыслить как его форму.

Это положение постоянно стремлюсь донести учащимся, помочь его понять и применять.

Многие уроки я открывала эпиграфами о значении Слова, о даре "божественного Глагола". И была рада, когда мои семиклассники предложили для разговора стихотворение К. К. Павловой:

Ты, уцелевший в сердце нищем,
Привет тебе, мой грустный стих!
Мой светлый луч над пепелищем
Блаженств и радостей моих!
Одно, чего и святотатство
Коснуться в храме не могло, -
Моя напасть! Мое богатство!
Мы святое ремесло!
Проснись же, смолкнувшее слово!
Раздайся с уст моих опять;
Сойди к избраннице ты снова,
О роковая благодать!
Уйми безумное роптанье
И обреки все сердце вновь
На безграничное страданье,
На бесконечную любовь!

Примерные вопросы, которые обсуждались при анализе этого стихотворения:

Назвать обращения. В чем их необычность? Особенности пунктуации? В чем разница двух частей с синтаксической точки зрения? Глагольные и безглагольные формы - в чем их назначение здесь? Чем объясняется повелительное наклонение глагола во второй части стихотворения? Особенности образной системы текста? К какому стилю относятся опорные слова текста?
^




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.