Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы филологического анализа при изучении лирики Лермонтова




Использование поэтического текста при изучении синтаксических тем.


На уроке сопоставления сравнительных оборотов и придаточных сравнительных девятиклассникам было предложено рассмотреть следующие строки:

Саади: ^ Над этим источником отдыхало много людей, подобно нам, учили, как будто мигнули очами.

Пушкин: Иных уж нет, а те далече, как Сади некогда сказал.

_ Многие так же, как и я, посещали, сей фонтан, но иных уже нет, другие странствуют далече.

Обсуждалось: какие особенности восточной поэзии использованы Пушкиным? Как? Какой смысл заключен в таджикском афоризме "мигнули очами"? Сопоставьте словесные образы Саади и Пушкина. Синтаксический разбор. Разграничение сравнительных оборотов и придаточных сравнительных. Употребление местоимений в значении существительных (иных, те). Почему так?
^


Во время изучения лирики Лермонтова в 9 классе на уроках русского языка мы пытались дать филологический анализ его стихов.

Прежде всего - "Когда волнуется желтеющая нива". (я прочитала его наизусть как одно из самых своих любимых еще тогда, когда эти дети были в 6 классе).

Были предложены вопросы: Как строится стихотворение? Какую роль в этом играет лексическая анафора? Чем отличается последняя строфа? Какое значение имеет она в организации текста как целого? Отметьте случаи инверсий, какую нагрузку они несут? Какое значение в контексте стихотворения имеет слово "час"? выделите перифразы и переведите их на язык прозы. Какие архаизмы содержатся в тексте? Их значение и характер. В каком времени употреблены поэтом глаголы? Чем это обусловлено? Какое значение имеют временные формы? Характер и значение эпитетов.

Каков основной смысл стихотворения и как читатель подводится к итоговому утверждению?

По стихотворению Лермонтова "Молитва": Как строится стихотворение? Его части. Какие лексические и грамматические средства используются для этого? Обратите внимание на служебные слова, формы глаголов, анафоры и повторы.

Какую роль играют инверсивные определения? Выделите антонимические пары. Какие из них индивидуально - авторские?

Особенно быстро было воспринято девятиклассниками стихотворение Лермонтова "Благодарность" (наверное, потому, что оно отвечает их юношескому максимализму и нигилизму).

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебе отныне
Недолго я еще благодарил…

Углубить понимание этого стихотворения, я думаю, помогли вопросы: Какова архитектоника стихотворения? Чем она создается? Какую роль в построении стихотворения первая и две последние строчки, предложная анафора и однородные члены, различное время глагола "благодарить" в первой и последней строках? К кому - женщине или к Богу, - по вашему мнению, обращено стихотворение? Найдите оксюморон. Выделите однородные члены с обобщающим словом, обособление. Определите оттенки значения придаточных, особенно последнего (вроде - "цели", а действительно - образа действия).
^




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.