Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотив неба, мотив звезды в русской поэзии (фрагменты)




Элементы лингвистического анализа поэтического текста при изучении лирики в 11 классе.

Воспитание внимания к Слову, как одно из средств формирования нравственно и эстетически развитой личности.


В атмосфере этического и эстетического беспредела и хаоса последних лет так хочется выработать у детей иммунитет душевный и духовный, понимание спасительности чистого, родникового Слова. Вот мои помощники.

^ М. Цветаева:

У меня в Москве - купола горят -
Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю -
О ту пору, как по всему Кремлю
Просыпаются звонари.
Но моя река - да с твоей рекой,
Но моя рука - да с твоей рукой
Не сойдутся, Радость моя, доколь
Не догонит заря - зари.

Определите размер стихотворения. Значение слов: звонарь, доколь.

Определите логику выражения ассоциативных ощущений и эмоций.

Значение тире как средства выразительности.

^ М. Цветаева:

Кабы нас с тобой - да судьба свела -
Ох, веселые пошли бы по земле дела!
Не один ты нам поклонился град,
Ох, мой родной, мой природный, мой безродный брат!

В чем значение ритмического замедления, ускорения, перебоев? Найдите в словаре значение выделенных слов. Какие ассоциации позволили автору использовать их в одном контексте? Роль архаизмов в стихотворении.
^

8. А. Блок. "Народ и поэт": тема назначения поэта и поэзии. Новые грани традиционной темы.


Помогая девятиклассникам осмыслить сквозную тему в русской литературе - тему назначения поэта и поэзии, после стихов Пушкина и Лермонтова об этом я предложила классу строки А. Блока из стихотворения "Народ и поэт":

Жизнь - без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами - сумрак неминучий
Иль ясность божьего лица,
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд - да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, - поймешь где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

На чем построено стихотворение? Выделить антонимы. Смысл их. Какую нагрузку несет тире? Выделить грамматические основы в последнем предложении. В чем их своеобразие? Почему Блок использует архаизм "Хлад"? что нового вносит Блок в тему назначения поэта и поэзии этим стихотворением?
^


Элементы лингвистического анализа поэтического текста использовала я и на уроках в 11 классе. Несколько примеров. Н.Асеев. "Простые строки":

Среди зеленой тишины
Нахлынувшего лета
Не все вопросы решены,
Не все даны ответы…
Но ясен мне один ответ
Без всяческой подсказки,
Что лучше в целом мире нет
Той, что пришла из сказки;
Чьи неподкупные глаза
В лицо беды смотрели,
То, голубея, как гроза,
То холодней метели.
Мне скажут: вот! Опять про то ж!
Знакомая затея,
Что лучше той и не найдешь,
Кто зорьки золотее!
О вы, привыкшие к словам -
Казенным заявленьям,
Все это сказано не вам,
А младшим поколеньям.

Как строится стихотворение? Какую роль в его построении играют тропы? Укажите случаи тавтологии. Среди антонимов выделите общеязыковые и индивидуально авторские. Попытайтесь определить роль категорий времени глаголов и форм местоимений в языковом выражении смысла.

^ А. Твардовский. "О сущем":

Мне славы тлен - без интереса
И власти мелочная страсть.
Но мне от утреннего леса
Нужна моя на свете часть;
От уходящей в детство стежки
В бору пахучей конопли,
От той березовой сережки,
Что майский дождь прибьет в пыли;
От моря, моющего с пеной
Каменья теплых берегов;
От песни той, что юность пела
В свой век - особый из веков
И от беды и от победы -
Любой людской нужна мне часть,
Чтоб видеть все и все изведать,
Всему не издали учась….
И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез
В итоге - твердое сознанье,
Что честно я тянул свой воз.

Как композиционно строится этот поэтический текст? Какие синтаксические и лексические средства использовал для этого А.Твардовский? укажите словесные и структурные повторы и дайте им семантико-стилистическую характеристику. Какую роль играют слова "нужна", "нужно", союз И во втором и третьем случаях его употребления? Чего достигает поэт употреблением слов: век - веков, беды - победы, видеть - изведать? В чем заключается разница предложений с союзом что? Выделите примеры звукозаписи. Чем она создается?

А. Яшин:

Назови меня именем светлым,
Чистым именем назови -
Донесется, как песня, с ветром
До окопов голос любви.
Я сквозь грохот тебя услышу,
Сновиденья за явь приму.
Хлынь дождем на шумную крышу,
Ночью ставни открой в дому.
Пуля свалит в степи багровой -
Хоть на миг сдержи суховей,
Помяни меня добрым словом,
Стынуть буду - теплом повей.
Появись, отведи туманы,
Опустись ко мне на траву,
Подыши на свежие раны,
Я почувствую,
Оживу.

Какими языковыми средствами стихотворение "сливается" в одно целое? Какую роль играют в этом различные формы глаголов и местоимений? Как "сделана" концовка?

Объясните значение: "хоть на миг сдержи суховей" и "Появись, отведи туманы". Функция тире.
^


Однажды, после знакомства со стихотворением Н. Рубцова "Звезда полей" (в 8 классе), у нас родилась идея - собрать стихи, в которых звучит тема звезды, мотив звезды. Какими интересными оказались детские мини - антологии! И как же им не быть такими, если у одного И Бунина дети нашли свыше десяти стихотворений, в которых развивается тема звезды: "Источник звезды", "Звезда, воспламеняющая твердь", "Звезда дрожит среди вселенной…", "Звездами вышит мой парус", "Звезда Морей, Мария", "Звездопоклонники", "Звезды горят над безлюдной землею", "Звезды ночи осенней, холодные звезды…". Плодотворным и неожиданным для детей стало сопоставление лермонтовской "Благодарности" и бунинского стихотворения:

За все тебя, господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я один и ныне - как всегда
Но вот закат разлил свой пышный пламень
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальной судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю - с тобой.

Учащиеся определяют основное настроение стихотворения, нюансы этого настроения, находят общее и противоположное у Лермонтова и Бунина, выходя на сравнение со стихотворением Лермонтова "Выхожу один я на дорогу…" (синтез мотивов одиночества, светлой печали, восхищения перед мирозданием, единение с миром…). Определяется роль прилагательных - эпитетов, метафор (на чем они строятся?). благодаря чему создается высокий стиль стихотворения?

Интересные наблюдения сделали дети еще по бунинским стихам и блоковским строкам:

^ И не забыть мне этой ночи звездной,
Когда весь мир любил я для одной!
Пусть я живу мечтою бесполезной,
Туманной и обманчивой мечтой…!
(И. Бунин)

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
(А. Блок)

^ Звездами вышит парус мой,
Высокий, белый и тугой,
Лик богоматери меж них
Сияет, благостен и тих.
(И. Бунин)

Учащиеся попытались осмыслить причины отклонения от современных норм произношения и акцентологии: звездной - бесполезной; (е) железный - беззвездный (е); звездами. "Расшифровали" метафоры и говорили о роли обособленных одиночных определений и случаях не обособления таких же определений.

Благодатный материал для уроков повторения по лексике мы с детьми нашли в прекрасном стихотворении И. Бунина, которое тоже содержит тему звезды.

^ И, как ребенок после сна,
Дрожит звезда в огне денницы,
А, ветер дует ей в ресницы,
Чтоб не закрыла их она.

(Найти тропы, объяснить смысл архаизма "денница")

^ Путь направо без коня оставит -

Побредешь один и сир и наг,
А того, кто влево путь направит,
Встретит смерть в незнаемых полях….

И лежу я, упоенный зноем.
Снится сад мне и прохладный грот,
Кипарисы неподвижным строем
Стерегут там звонкий водомет.

Необходимо объяснить значение и характер архаизмов, просторечных слов, диалектизмов и экзотизмов, подобрать синонимы).

Настоящего и тонкого поэта открыли в И. Северянине старшеклассники, подключившись к поискам в поэзии мотивов звезды. Они убедились, что его поздняя поэзия все более уходит в открытое пространство воды, земли и звезд.

И. Северянин "Купание звезды" Б. М. Констанову.

Выхожу я из дома, что построен на горке -
И открыты для взора
В розовеющей дымке повечерья и утром
В позолотой бирюзе
Грудь свежащие бодро, в хвойных линиях
Леса, ключевые озера,
Где лещихи играют и пропеллером вьется
Стрекоза к стрекозе…
Никуда не иду я, лишь стою перед домом,
Созерцая павлиний
Хвост заката, что солнце, удаляясь на отдых,
Распустило в воде.
Зеленеют, синея, зеркала, остывая,
И, когда уже сини,
В них звезда, окунаясь, шлет призыв
Молчаливой надозерной звезде…
И тогда осторожно, точно крадучись,
Звезды, совершая купанье,
Наполняют озера, ключевые озера,
И тогда, и тогда
Я домой возвращаюсь, преисполнен восторга,
Преисполнен сознанья,
Что она звездоносна, неиссячная эта
Питьевая вода.

Почему в этом стихотворении намеренно затруднен ритм? Найдите неологизмы, как они построены? (неиссячные, повечерье, звездоночная). Их значение. Чем достигается свежесть смысла? В чем необычность сочетаемости слов? (хвойные линии, золотая бирюза, розовеющая дымка, созерцаю павлиний хвост заката…)

Расшифруйте метафоры. Чем объясните множественность, обилие обособлений, особенно выраженных деепричастными оборотами?

И каким другим - по форме - открывается И. Северянин в стихотворении "Тишь двоякая", в котором можно увидеть воплощение высокого, строгого, рублевского идеала.

Высокая стоит луна
Высокие стоят морозы.
Далекие скрипят обозы.
И кажется, что нам слышна
Архангельская тишина.
Она слышна, она видна:
В ней всхлипы клюквенной трясины.
В ней хрусты снежной парусины,
В ней тихих крыльев белизна -
Архангельская тишина.

Смысл единоначатий? Как понимаете название "Тишь двоякая"? (архангельская тишина).
^

11. В. Маяковский. "Исчерпывающая картина весны": лексико-графическое описание.


Решение проблемы понимания текста в значительной степени зависит от чистоты лингвистического анализа, лексикографического описания. Возьмем для примера стихотворение В.Маяковского "Исчерпывающая картина весны" (1913г.)

Листочки.

После строчек лис-

Точки.

Смысл этого текста не всегда сразу воспринимается. Ключ к пониманию данного текста и текстов, подобных ему, дает только лингвистический анализ, связанный с замедленным чтением текста. Подобная работа проводится на занятиях факультатива.

Итак, в тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог). Цель автора - передать замысел максимально скупыми языковыми средствами. Налицо компрессия. Использованы только существительные.

Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны. Расшифровка смысла слова "Листочки" в контексте ситуации весны особой трудности не представляет. Восстанавливается отсутствующий глагол "появились". Предлагаю составить список определений - ассоциаций к слову "листочки": маленькие, первые, распускающиеся, только распустившиеся, молодые, неокрепшие, нежные, свежие, зеленые, нежно - зеленые, ярко - зеленые, чистые, непыльные, глянцевые, клейкие, мягкие, липкие, пахучие, душистые, шелестящие (вспомним у Пришвина - еще не шелестят тихие, беззвучные). Качающиеся, дрожащие….

Итак, ранней весной появляются маленькие, клейкие, нежные, зеленые листочки. Метафоризация отсутствует. Образная функция осуществляется через суффикс.

После - смысл предлога равен его языковому значению "спустя некоторое время, а потом", к которому присоединяется пространственное значение.

Строчек - смысл определяется лишь в опоре на последующее слово.

Лис - множественное число от "лиса" (животное).

После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание - образное, метафорическое. Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного "строчка" - по толковым словарям: строчка - ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию.

Итак, строчки лис - мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны.

В контексте предшествующей метафоры существительное точки также метафоризируется. Строчка, точка - слова одной тематической группы. Поэтому смысл метафорического существительного осознается через образ прямого значения - знак препинания.

Итак, точка - темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Интересно, что все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны. В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки/ лис/ точки.

Метафоризация здесь органически сочетается с вычленением и перестановкой частей слов. На первый взгляд, это делается искусственно, но, если вдуматься, то станет ясно, что поэт как бы препарирует слово, обнаруживая его скрытые возможности, за которыми кроются секреты образности.

После этой скрупулезной коллективной работы участникам факультатива предлагается для самостоятельного анализа стихотворение Б. Слуцкого:

Ласточки. Листочки ласточек в лазуре.
Ласточкой, как кисточкой,
Небеса лизнули.
Легче легкости,
Слаще ласковости,
Тише робости -
След ласточки.

Замедленное чтение эффективно. И я стремлюсь убедить детей в справедливости высказывания Р. А. Будагова: "В наши дни много говорят о том, как важно научиться читать и писать быстро. В ряде случаев это действительно полезно. Однако филология призвана учить другому - медленному и вдумчивому чтению великих произведений художественной литературы".

И мне очень хочется, чтобы моим воспитанникам стало доступным высокое состояние духа, которое воплощено в строках В. Набокова:

От слова, лепета, улыбки
В душе глубокой иногда
Свет зажигается не зыбкий,
Восходит крупная звезда.
И жить мне не стыдно и не больно,
Мгновенье учишься ценить.
И слова одного довольно,
Чтоб все земное объяснить.

^




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.