Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления методики организации работы по анализу языка поэтического произведения





Несколько слов о методике организации работы по анализу языка поэтических произведений. Помимо проблемных вопросов и заданий, предлагаемых всему классу (во фронтальной беседе), постепенно пробовала работу в группах (по интересам и по уровню подготовке) и индивидуально. Дети почувствовали необходимость обратиться к исследовательской литературе. На уроках и факультативных занятиях были представлены для ознакомления и обсуждения главы из книги Капланов И. Е. "Анализ языка художественного произведения". Ученики нашли здесь нужный для себя, интересный материал, подтверждающий, что пристальное внимание к слову в его эстетической функции - необходимое условие настоящего постижения, понимания поэзии.

Для меня всегда было важно сохранить непосредственность читательского восприятия у детей. Вместе с тем, конечно же, требуется его корректировать, углублять, обогащать анализом. Но и читательское восприятие в свою очередь само питает, стимулирует, углубляет анализ. "С утратой непосредственного читательского восприятия вырождается анализ". (Ломинадзе С. О классиках и современниках. - М., 1989)

Благодаря сообщениям учащихся по книге Каплана Ч. Е., класс словно заново прочитывает программные стихи Пушкина:

"И. Пущину", "Уж небо осенью дышало…" (отрывок из романа "Евгений Онегин"); Лермонтова: "Родина", "Прощай, немытая Россия…", "Завещание"; Блока: "На железной дороге"; Маяковского: "Хорошее отношение к лошадям"; Твардовского "Я знаю, никакой моей вины…". Потом я предложила ребятам новую для них книгу - "Художественный текст под лингвистическим микроскопом" Шанского Н. М.. интерес был вызван уже заглавием. Попытались его объяснить. Работа с этой книгой началась с учительского чтения и пересказа первой главы. ("Почему и зачем нужен лингвистический комментарий художественного текста"). Следующие главы изучались самими учащимися в группах и индивидуально и были представлены достаточно на занятиях факультатива: "О белых ночах" (о пушкинских и лермонтовских зарисовках белой ночи); "О прилагательном "пресловутый" (исторические изменения, которые претерпело это слово, были так живо восприняты детьми); "От березового молока до плакучей лещуги"; "О пирамидальном тополе" (толкование нескольких строк из "Демона" Лермонтова)…

своеобразным тестом для учеников стали задания, предлагаемые Шанским Н. М.: "Проверьте себя" (с. 69 - 71 и с. 145 - 151).

С вопросами, связанными с нахождением устаревших слов и диалектизмов и определением их роли в поэтическом тексте, дети справились или с помощью старших, или обратившись к словарям.

А вот последняя подборка отрывков из произведений Твардовского потребовала особо вдумчивого прочтения и осмысления.

Когда над изгибом тропинки
С разлатых недвижных ветвей
Снежинки, одной порошинки,
Стряхнуть опасается ель…
(Спасибо за утро такое…)
На дне моей жизни,
На самом донышке
Захочется мне
Посидеть на солнышке,
На теплом пенушке.
(На дне моей жизни).
Чуть зацветет иван - чай, -
С этого самого цвета -
Раннее лето, прощай,
Здравствуй, полдневное лето.

Учащиеся искали ассоциации из русской классики 19 века, читая следующие строки Твардовского:

^ По окнам вспыхивает свет.
Час мирный. Славный вечер.
Но многих ныне дома нет,
Они живут далече.

("В поселке").

Конечно же, вспоминаются строки из последней строфы романа Пушкина "Евгений Онегин":

"Иных уж нет, а те далече, как Сади некогда сказал".
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь - до дна,
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.
Вот почему, земля родная,
Хоть я избытком их томим
Я, может, скупо применяю
Слова мои к делам твоим.

("Слово о словах").

Здесь обращает на себя внимание своеобразное отражение пушкинского "глаголом ("словом") жги сердца людей". Возникает также непроизвольное в памяти (в связи со строчкой "Хоть я избытком их томим") пушкинское "То робостью, то ревностью томим". Нельзя пройти и мимо мастерского использования поэтом современной и исходной, ныне устаревшей, формы, имеющей сейчас уже иронический характер: "словеса". В этом противопоставлении сформулировано поэтическое кредо А. Твардовского, выступавшего против словесного трезвона и неправды.

Конечно же, до полного понимания концепции книги Лотмана Ю. М. одиннадцатиклассникам было еще далеко. Но главное для себя они приняли: "Поэтическая структура представляет собой гибкий и сложно устроенный художественный механизм. Разнообразные возможности хранения и передачи информации достигают в нем такой сложности и совершенства, что в этом отношении с ними не может сравниться ничто, созданное руками человека…".

Цель поэзии, конечно, не "приемы", а познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человеческой личности…. В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. Но эту цель поэзия реализует специфически….

И снова мы говорим о необходимости медленного чтения, двойного аналитического и синтетического прочтения художественного текста, что потребует значительно больше времени, но зато окупится сторицей. И надо помнить, что настоящее художественное произведение характеризуется не только интересным содержанием. Оно имеет и свою особую художественную форму, а ее образует только язык во всех его многообразных формах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.