Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая база проведения юридической экспертизы 4 страница




Юристы XIX в. в качестве признака, определяющего индивидуальность реакций человека, часто указывали пол 7. Такой подход был характерен в то время и для науки в целом. В настоящее время психологическая наука отмечает, что принадлежность к тому или иному полу далеко не всегда определяет различие в реакциях, в том числе и эмоциональных. Вместе с тем, на наш взгляд, при выборе тактических приемов допроса не­обходимо учитывать психологические различия пола 8.

Кроме того, уравновешенные, волевые люди более стойко переносят воздействие на них преступления. Эмоциональные люди и лица, перенесшие черепно-мозговые травмы, из-за чрезмерного возбуждения могут искаженно, преувеличенно воспринимать события и вследствие этого допускать пробелы при описании элементов происходящего, заблуж­даться относительно участия определенных лиц в преступлении 9.

Возвращаясь к судебному допросу потерпевших и свидетелей террористического акта, на наш взгляд, необходимо указать, что прокурор, поддерживающий обвинение по уголовному делу данной категории, должен обладать знаниями в области психологии и психиатрии 10. Так, у потерпевших и свидетелей террористического акта в первые часы наблюдается реакция на тяжелый стресс и расстройство адаптации. У человека, подвергшегося такому острому стрессу, возникает сужение внимания, уход от предстоящих социальных взаимодействий, проявляется дезориентация, гнев или словесная агрессия, отчаяние и безнадежность, неадекватная или бесцельная гиперактивность, неконтролируемое переживание горя (рассматриваемое в соответствии с местными культурными стандартами). Все это мы могли наблюдать в телевизионных репортажах из Беслана в сентябре 2004 г.

В дальнейшем у потерпевших и свидетелей наступает посттравматическое стрессорное расстройство. Любые обстоятельства, напоминающие или ассоциирующиеся с пережитыми событиями, вызывают повторное переживание горя, поэтому пострадавшие стараются избежать их, ставя психологическую защиту. На этой почве у потерпевших и свидетелей возникает психогенная амнезия, либо частичная, либо полная в отношении важных аспектов периода воздействия стрессора. Появляются стойкие симптомы повышения психологической чувствительности или возбудимости, пострадавшие испытывают затруднения при засыпании или сохранении сна, раздражительность и вспышки гнева, затруднения концентрации внимания, у них повышается уровень бодрствования и пр. Все эти последствия пережитого ужаса возникают в течение шести месяцев стрессогенной ситуации или в конце этого периода 11. Кроме того, у потерпевших и свидетелей террористического акта могут возникнуть и другие психические и поведенческие расстройства.



Психологические защиты, основанные на приемах уклонения, избегания, упрощения, размывания, зашторивания психотравмирующей информации, вызывающей тревогу, в уголовном судопроизводстве исследованы В. И. Ивановым 12 применительно к лицам, совершившим гомицидальные убийства. Безусловно, проявление таких психологических защит и сопротивлений также не исключено и у потерпевших и свидетелей террористического акта.

Об этом необходимо знать государственному обвинителю, допрашивающему потер­певших и свидетелей террористического акта. Именно на почве пережитого постгравматического стрессорного расстройства и установленных вследствие этого психических защит потерпевшие и свидетели террористического акта могут давать такие показания в суде, которые будут противоречить их же показаниям, данным в ходе предварительного следствия, проводившегося как раз в период данного расстройства 13. Надо учитывать, что в соответствии с особенностями динамики посттравмирующего стрессового расстройства память на события, интересующие следствие, может восстанавливаться полностью или частично через несколько месяцев.

В связи с этим мы считаем ошибочной рекомендацию Д. Н. Хромых о допросе потерпевшего и очевидца взрыва как можно скорее, да еще и в присутствии третьих лиц (медицинского персонала, если потерпевший находится в больнице) и с применением технических средств фиксации 14, поскольку это может привести к противоречию в собранных по делу доказательствах и подвергнуть сомнению их достоверность.

Государственный обвинитель должен хорошо знать свойства человеческой психики. При подготовке к допросу потерпевших и свидетелей государственный обвинитель должен лично побеседовать с ними, чтобы выяснить их психологическое состояние, возможность ответов на подготовленные вопросы, а также определить соответствие или несоответствие будущих показаний тем, которые были даны в ходе предварительного следствия. Если будут выявлены какие-либо несоответствия в показаниях, необходимо установить причину этих несоответствий. Для проведения такой подготовки к допросу можно привлечь специалиста-психолога.

Проблема достоверности свидетельских показаний возникла не вчера. Французский юрист (а в последствии психолог) Альфред Бинэ (1900) и немецкий психолог Вильям Штерн (1902), проведя первые экспериментальные исследования достоверности свидетельских показаний, пришли к неутешительному выводу: «точное припоминание - не правило, а исключение» (часто цитируемое высказывание В. Штерна).

Для устранения проблемы достоверности свидетельских показаний Верховный Суд Германии в 1954 г. решил, что эксперт-психиатр или психолог должен обязательно приглашаться для свидетельствования, когда возникает вопрос о правдивости показаний несовершеннолетних, особенно по делам о сексуальных преступлениях; при этом обязанности эксперта-психолога определены Уголовно-процессуальным кодексом 15.

Значительное место в ходе судебных допросов у государственного обвинителя занимает выяснение условий формирования зрительных восприятий. При этом необходимо учитывать, что у свидетеля могут быть оптические ошибки, обусловленные иногда объективными условиями восприятия, окружающей обстановкой, в которой наблюдались определенные события или действия человека.

В ходе допроса потерпевших и свидетелей очень важно выяснить, было ли восприятие, запоминание преднамеренным или непреднамеренным.

Известно, что если свидетель не обращал внимания на какие-то события, то объем сообщаемой им информации о них будет невелик. Когда же внимание свидетеля или потерпевшего было сконцентрировано на воспринимаемых событиях в силу их необычности или значимости, то восприятие будет более полным и быстрым.

Допрашивая потерпевших и свидетелей, необходимо выяснить, в какой мере их внимание было сосредоточено на фактах, интересующих суд. Следует при этом учитывать не только продолжительность, но и темп, в котором эти события протекали. Чем меньше отрезок времени и чем быстрее темп, тем в большей мере допускается переоценка быстроты. И наоборот, чем больше интервал и чем медленнее темп, тем чаще недооценка отрезка времени.

Допрос о слуховых восприятиях свидетеля не должен ограничиваться лишь постановкой вопросов, прямо относящихся к содержанию этих восприятий. Следует поставить вопросы о том, чем занимался свидетель, когда услышал какой-то разговор, крик, плач и т. д. Немалую роль играют и эмоции. Известно, что положительные эмоции создают впечатление быстрого течения времени, а отрицательные - наоборот.

Переоценивается промежуток времени и в случаях естественного или искусственного повышения температуры тела человека. На оценку времени влияет также болезненное состояние в момент восприятия определенных событий, действие различных лекарственных веществ.

Оценка показаний свидетеля является наиболее сложным вопросом, который приходится решать как государственному обвинителю, так и судье, выносящему приговор.

Самая распространенная причина ложных показаний свидетеля, помимо рассмотренных выше, - это его личная заинтересованность. Поэтому при оценке показаний в первую очередь проверяются отношения свидетеля с проходящими по делу лицами (обвиняемыми, потерпевшими и др.)- Большее доверие обычно внушают показания посторонних лиц.

Другая причина, к сожалению, тоже довольно распространенная и весьма типичная для нашего времени, - это элементарный страх, боязнь расправы со стороны преступников. Нередко свидетели подвергаются массированному давлению, особенно по делам об организованной преступности, противостоять которому они не в состоянии.

И наконец, еще одной из причин заведомо ложных показаний является фантазирование. У взрослых такой порок встречается редко, а вот дети очень склонны к фантазированию. И это необходимо учитывать при оценке их показаний. Кроме того, различные искажения возможны при воспроизведении воспринятого. Далеко не каждый человек способен грамотно, четко и ясно изложить увиденное или услышанное. Особенно это относится к малолетним 16.

Допрос потерпевших и свидетелей по делам о терроризме — достаточно сложное судебное действие. Государственный обвинитель должен тщательно готовиться к нему, а одна из задач криминалистики - разработать для этого соответствующие научно обоснованные приемы и рекомендации.

 

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 22; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.144.50.90
Генерация страницы за: 0.01 сек.