Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ




Основной формой организации учебного процесса является урок. Четкое планирование работы по урокам обеспечивает распределение учебного материала на каждый день, месяц, четверть на всем протя­жении учебного года. Интенсивность отдельного урока определяется количеством нового учебного материала, нормой физической на­грузки на каждого ученика при продолжительности урока в 45 минут. Такая система дает возможность, не переутомляя ученика, эффек­тивно использовать учебное время. Работа на уроках определяется твердым недельным расписанием, что дает учителю возможность четко спланировать работу по программе на весь год.

Приступая к планированию учебно-воспитательной работы, прежде всего, необходимо хорошо изучить программу. Программа дает перечень основных заданий и постановок, указывает порядок и последовательность изучения курса по годам обуче­ния, количество часов, отводи­мых на каждое задание, и средст­ва выполнения.

Учебная программа – документ, который определяет содержание и объем знаний, умений и навыков по каждому учебному предмету, содержание разделов и тем с делением их по годам обучения.

Учебные программы должны отвечать высокому научному уровню, предвидеть воспитательный потенциал, генерализировать учебный материал на основе фундаментальных положений современной науки, группировать его вокруг ведущих идей и научных теорий. В них не должно быть усложненного и второстепенного материала; их назначение – реализовывать межпредметные связи; идеи взаимосвязи науки, практики и производства, предвидеть формирование умений и навыков учеников по предмету.

Структура учебной программы:

1. пояснительная записка, которая содержит изложение цели обучения по определенному предмету, признаки процесса (организация обучения каждого класса);

2. содержание учебного материала, поделенное на разделы и темы с определением количества часов на каждый из них;

3. объем знаний, умений и навыков для учеников каждого класса;

4. перечень наглядности, литературы для учеников и методической литературы для преподавателей;

5. критерии оценивания знаний, умений и навыков, касающихся каждого из видов работ.

Важную роль играет авторская модернизация учебных программ в зависимости от новых методических открытий, научно-методического прогресса и изменений в социальной жизни.

Знания и навыки, которые учащиеся должны усвоить в каж­дом классе, надо распределить по четвертям и неделям. Начи­нающим педагогам часто кажет­ся, что такая работа не нужна, что в учебной программе все это есть. Но хотя программа и рас­крывает методическую последо­вательность усложнения учеб­ных задач по годам обучения, однако, многих частных вопросов мето­дики преподавания она не касается. Педагоги­ческий процесс — творческий процесс. Поэтому учебную программу надо рассматривать не как догму, а как общее руководство к дейст­вию. В программе дается лишь основное направление, а реализация его, решение многочисленных частных вопросов — дело самого учи­теля, организатора работы.



Некоторые начинающие учителя спрашивают, как можно реали­зовать программу, когда в ней даются иногда невыполнимые реко­мендации. Например, в беседах об искусстве указываются такие кар­тины, репродукции которых найти в магазинах не всегда удается. Или в разделе по рисованию с натуры предлагается ставить натюрмортные постановки из таких предметов, которых в сельской мест­ности нет.

Учебная программа не требует такого буквального исполнения. Она указывает, с какими художниками надо познакомить учащихся, и какие произведения наиболее ярко раскрывают творческое лицо ху­дожника. Вполне понятно, что если у преподавателя нет указанных репродукций картин того или иного художника, то он может заме­нить их другими картинами того же художника.

То же и с натюрмортными постановками. Программа указывает только степень сложности форм предметов для натурных постано­вок, но если у учителя нет указанных предметов, он может заменить их другими, аналогичными по форме.

Поэтому, планируя учебную работу по программе, педагогу необ­ходимо, с одной стороны, выделить основное содержание учебного материала, а с другой — согласовать его с тем дидактическим матери­алом, который имеется в его распоряжении.

При составлении индивиду­ального плана работы в школе учителю необходимо разработать и годовые планы работы для каждого класса.

Такие годовые планы лучше всего делать иллюстративными: они позволяют наглядно видеть сразу весь комплекс работ. Со­ставляя годовой план работы без иллюстраций, многие неудачно планируют отдельные виды за­нятий по четвертям: на конец четверти относят либо беседы об искусстве, либо уроки рисования с натуры. Такое планирование занятий нельзя признать удач­ным. Дети, заканчивая занятия в школе, уходят на каникулы без всякого настроя на дальнейшую работу по изобразительному искусству. Если бы последним заданием в четверти было декоративное или тематическое рисование, то ребя­та легко настроились бы на продолжение этой работы и в каникуляр­ное время. Дети охотно выполняют декоративные работы и тематические композиции, связанные с праздниками — Нового года, Восьмого марта, Первого мая и др.

Иллюстрированный план позволяет сразу увидеть эти недочеты. Кроме того, в иллюстрированном плане легко отразить и характер учебных постановок, и их методическую направленность.

Годовой учебный план лучше всего составить в виде таблицы, в клетках которой распределяется учебный материал и по четвертям, и по отдельным урокам. В каждой клетке указывается вид учебной ра­боты, тема урока и наглядно показывается содержание работы. Такие иллюстрированные планы в значительной степени облегчают дальнейшую работу по ежегодному планированию учебного материала — составлению календарных планов для каждого класса, темати­ческих разработок и конспектов уроков.

Одновременно с составлением учебного плана преподаватель под­бирает дидактический и методический материал. Сюда входит мето­дическая и специальная литература, выписки из нее в виде цитат, ан­нотаций, иллюстративный материал, различного рода методические пособия (схемы, плакаты, приборы), образцы народного творчества. Например, если в школе нет слайдов, мало репродукций и необходимой наглядности, надо систематически собирать бытовую графику: открытки, конфетные обертки, торговые знаки, рисунки на конвертах и пр. Собран­ный материал следует систематизировать. Например, есть большое коли­чество рисунков с конвертов. Среди них пейзажи, животные, цветы, праздничные эмблемы, архи­тектурные памятники, спортивные сюжеты. Необходимо для каждого раздела заготовить из рисовальной бумаги раскладушку-гармошку и на­клеить на нее определенную серию. Если это пейзажи, то желательно соблюдать последовательность: зима, весна, лето, осень. Или же: лесные пейзажи, поля, горы, моря, реки и озера. Если это подборки растений, можно дать серию цветов, ягод, фруктов и пр.

Подборки не должны быть слишком большими (5 – 8 рисунков). Ис­пользуются они в качестве раздаточного материала перед выполнением творческого задания. Рассматривая их, учащиеся накапливают зритель­ные впечатления, получают, импульсы к работе.

Иногда такие подборки могут заменить отсутствующую модель. Например, учащиеся должны дать декоративную обработку цветка. Но зимой цветов нет. Учитель может предложить рассмотреть подборки, составлен­ные из открыток. Открытки (цветные фотографии, рисунки) также склеиваются в гармошку по 4 – 5 штук, и перед учеником разворачивается ряд роз разного цвета и формы, лилий, незабудок и т. п.

Небольшой по размеру учебно-методический материал следует разложить по темам и хранить в отдельных папках или конвертах. Для материала крупного размера (репродукции, плакаты, методичес­кие таблицы) следует завести специальные папки.

Более детальная подготовка преподавателя к учебным занятиям может быть выражена в составлении тематических разработок. В них определяется конкретное содержание каждого урока, указываются методика построения учебного процесса, оборудование и те меро­приятия, которые необходимы для усвоения и закрепления учебного материала.

Вышеизложенное дает возможность учителю увереннее присту­пать к составлению конспекта урока.

Алгоритм действий учителя при планировании урока:

- Исходя из цели урока, определить тип урока и его вид.

- Выбрать вид и методы контроля знаний учащихся.

- Разработать структуру урока, исходя из выбранных методов и видов контроля знаний учащихся.

Основные требования к оформлению конспекта урока:

1. Точная формулировка темы урока.

2. Формулировка триединой цели урока – дидактическая цель, воспитательная цель, развивающая цель. Триединая цель урока – это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.

3. Определения типа урока.

4. Указание дидактических средств и литературы, используемых на уроке.

5. Точное соблюдение структуры выбранного типа урока.

Таким образом, основными методическими документами, необходимыми учителю для организации учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству являются:

1. Государственный стандарт базового и полного среднего образования.

2. Программа.

3. Календарно-тематическое планирование.

4. Годовой учебно-воспитательный план.

5. Планы-конспекты уроков.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 25; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.198.143.223
Генерация страницы за: 0.085 сек.