Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные подходы к типологиям уроков




СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА: ТИПЫ УРОКОВ, ИХ СТРУКТУРА

Способ взаимодействия учителя и ученика на уроке определяется организационными формами обучения. К ним принадлежат: урок, лекция, семинар, практические занятия, экскурсии, зачет, домашняя учебная работа и т.п.

«Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий», - Н.Верзилин.

В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Урок – основная форма организации обучения; логически завершенная, целостная, ограниченная во времени часть учебно-воспитательного процесса, которую проводят по расписанию под руководством учителя с постоянным составом учеников.

Основные требования к уроку: организационные; дидактические; психологические; этические; санитарно-гигиенические.

Характерные признаки урока:

· дидактическая цель;

· определенный объем учебного материала;

· постоянный состав одинаковых по возрасту детей;

· руководство со стороны учителя деятельностью учеников с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей;

· последовательность разных видов деятельности учителя и учеников в зависимости от типа и структуры урока;

· овладение всеми знаниями, умениями и навыками, которые должны быть усвоены за регламентированное время (35 – 45 мин.).

В современной дидактике существует несколько подходов к классификации уроков в зависимости от взятых в основы признаков: по дидактической цели, по цели организации познавательной деятельности, по основным этапам учебного процесса, по способам организации учебной деятельности учеников.

По дидактической цели различают: специализированный урок (преобладает одна цель) и комбинированный урок (две или больше равнозначные цели). Разновидностями специализированного урока являются:

· Урок усвоения нового учебного материала;

· Урок формирования и усовершенствования умений и навыков;

· Урок закрепления и применения знаний, умений и навыков;

· Урок обобщения и систематизации знаний;

· Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

Тип урока определяет особенности его структуры. Одни уроки охватывают все элементы структуры, другие – только некоторые.

Для каждого урока учитель разрабатывает его структуру. Среди общедидактических этапов урока определяют такие (по И. Лернеру):

· Организационный этап, на котором происходит подготовка ученика к работе, организация рабочего места. Этот этап может быть как в начале урока, так и в средине урока, при изменении видов учебно-познавательной деятельности;

· Этап проверки домашнего задания. В процессе преподавания изобразительного искусства отдельное домашнее задание может отсутствовать. Вместо практической работы может быть задано наблюдение за явлениями природы и предметной средой. Но очень важным является просмотр законченных работ прошлого года, с их позитивным анализом. Этот этап лучше проводить в начале урока, чтобы освободить ребенка от ожидания оценивания его деятельности;

· Этап всесторонней проверки степени усвоения учебного материала. Посредством репродуктивной беседы на этом этапе определяется усвоение учебного материала темы, которая изучается или повторяется, определяются слабые стороны, и для дальнейшего продвижения вносятся пояснения, стимулируется применение рациональных приемов;

· Этап подготовки ученика к активному и сознательному усвоению учебного материала. На этом этапе происходит мотивация учеников к активному восприятию нового учебного материала, актуализация ранее усвоенных знаний и умений, активизация учебно-познавательной деятельности;

· Этап усвоения нового учебного материала, формирования или укрепления, усовершенствования, обобщения, систематизация новых знаний и умений интеллектуального и практического характера. Планирование учебного материала по темам дает возможность на первых уроках изучения темы раскрыть все ее составляющие, и дать представление о целостном фрагменте содержания образования; последовательно совершить раскрытие главных понятий, алгоритмов действий, отработка умений и навыков, провести обобщение и систематизацию учебного материала;

· Этап проверки, понимания и коррекции усвоения учениками учебного материала, на котором проверяется понимание учениками сущности элементов содержания образования, которые изучаются, взаимосвязь между ними, дается индивидуальная помощь;

· Подведение итогов урока. Обобщаются элементы знаний и умений, которые изучались, и представляются целостно;

· Информация о домашнем задании (если есть), поясняется методика исполнения, обращается внимание на типичные ошибки. На уроках изобразительного искусства большая часть практической работы выполняется в классе. Остается только ее завершение.

По определению Канаржевского данную схему можно назвать микроструктурой урока.

Педагогическое мастерство учителя состоит в осознании целей учебного процесса, четком определении заданий конкретного этапа обучения, конкретного урока и их реализации, целесообразном подборе методов и форм обучения.

Таким образом, можно определить следующие э лементы структуры урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности (сообщение темы, цели и заданий урока).

3. Проверка знаний учеников.

4. Стимулирование учебной деятельности (сообщение дополнительной информации при помощи создания проблемных, имитационных, игровых ситуаций).

5. Актуализация опорных знаний (вспомнить предыдущий материал, на базе которого усвоится новый).

6. Пояснение нового материала (обратная связь для выяснения непонятных моментов).

7. Диагностика правильности усвоения учениками знаний (при помощи оперативных кратковременных контрольных работ, устных фронтальных опросов выяснить причины непонимания материала).

8. Закрепление нового материала (устный опрос, письменная контрольная работа).

9. Подведение итогов урока (вывод, оценки, позитивные и негативные аспекты деятельности класса, отдельных учеников).

10. Сообщение домашнего задания (разъяснение, запись на доске и в дневниках).

Структура комбинированного урока:

1. актуализация опорных знаний, умений и навыков.

2. мотивация учебной деятельности школьников, сообщение темы, цели, заданий урока.

3. изучение нового материала, его понимание, осмысление.

4. первичное применение полученных знаний.

5. усвоение умений и навыков на готовом материале.

6. самостоятельная работа на творческое применение знаний, умений и навыков, проверка результатов сделанных заданий.

7. итог результатов уроков и домашнее задание.

Структуру современного урока можно представить в виде модели:

☼ Дидактическая структура: актуализация, формирование опорных знаний. Формирование новых понятий и способов действия. Применение умений и навыков.

☼Методическая подструктура: Исследование, упражнение. Пояснение, демонстрация фильма, решение задачи. Упражнение, домашнее задание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.