Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллективно-творческая деятельность на уроках изобразительного искусства




МЕТОД ПРОЕКТОВ

Применение этого метода, рассчитанное на развитие умения увидеть проблему, задуматься над ней, найти способ ее решения, применяя приобретенные прежде знания и навыки.

Для уроков изобразительного искусства можно рекомендовать творческие проекты. Например, результатом работы всех учеников класса на уроках по теме “Понятие о градостроительном и ландшафтном проектировании” в 7-м кл. может быть макет современного микрорайона, в котором каждая группа выполняет макет сооружения определенного типа (жилой дом, детский садик, магазин, школа, кинотеатр и т.п.).

Ученики в группе могут распределить роли так: ответственной за проект, организатор, генератор идей, оформитель результатов.

Этапы работы над проектом:

1. Объявление учителем темы.

2. Постановка проблемы. Ученики определяют, какие сооружения необходимо внести в проект; устанавливают характерные конструктивно-стилистические особенности каждого типа сооружений; предлагают варианты выполнения задач (с помощью учителя).

3. Распределение задач среди групп, поиск информации, определение наилучшего варианта, установление способов выполнения макета.

4. Работа над задачей: отбор необходимых материалов, черчение развертки, изготовление изделия.

5. Предшествующее обсуждение полученных результатов в группах.

6. Защита (презентация проектов).

7. Коллективное обсуждение. Выводы.

“УРОК-КОНКУРС”

Конкурс – вид игрового метода, который раскрывает широкие возможность для использования работы с группами. Каждая группа стремится создать лучшую связь выполнения одного и того же задания.

Например, на уроке на тему “Язык архитектурных образов. Дом сказочного героя” (7-й класс) делим учеников на группы, предлагаем группам одинаковые наборы частей сооружений и архитектурных деталей из картона. Учитель сообщает профессию или вид деятельности сказочного героя.

Задания:

- смоделировать дом из предложенных частей;

- приклеить части на лист, украсив дом придуманными или дорисованными деталями, так чтоб он соответствовал характеру и профессии сказочного жителя;

- подготовить устную защиту проекта.

Учитель анализирует работы и определяет группу-победительницу. Таким образом, колличество и разнообразие форм работі на уроках изобразительного искусства определяется уровнем развития фантазии учителя.

Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

ü Информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;

ü Контактная – готовность к приему и передаче информации;

ü Координационная – согласование действий и организация взаимодействия;

ü Перцептивная – восприятие и понимание друг друга;

ü Развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности;

Коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности.

Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающие потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности.

М. Н. Турро в основу своей классификации коллективных работ были положены особенности организации совместной изобразительной деятельности учащихся. Он выделил три основных формы коллективной изобразительной деятельности: фронтальная, комплексная, коллективно-производственная.

1. Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием смысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

3. Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия.

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т. С. Комаровой и А. И. Савенковым. В её основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами:

ü Совместно-индивидуальная,

ü Совместно-последовательная,

ü Совместно-взаимодействующая

Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.

Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.

Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции.

Организация коллективной деятельности на уроке изобразительного искусства требует от педагога больших усилий, чем индивидуальная. Особенно сложно организовать коллективную работу совместно-взаимодействующей формы, в которой нужно учитывать взаимодействие как внутри групп, так и между группами.

Учителю изобразительного искусства при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее:

- место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока изобразительного искусства;

- возрастные особенности учащихся – участников коллективной изобразительной деятельности;

- посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.

Выбор формы и методики организации совместной деятельности во многом зависит от типа урока изобразительного искусства, его основной цели: сообщить новый материал, закрепить пройденный или обобщить знания учащихся, полученные в течение нескольких уроков. Коллективная деятельность может быть использована в качестве средства активизации учебно-воспитательного процесса, направленного на достижение поставленных задач на уроке.

 

ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Внешкольные учреждения – широкодоступные учебно-воспитательные учреждения, которые предоставляют детям и подросткам равные возможности для творческого развития и самоопределения в свободное время.

К внешкольным учреждениям привлекаются дети с 5 до 18 лет.

Главными задачами внешкольного учреждения в соответствии с потребностями детей, родителей, заказа общества и государства являются:

- создание условий для гармонического развития личности, удовлетворение всесторонних потребностей в дополнительном образовании в сфере научного, технического, художественного, декоративно-прикладного творчества, эколого-натуралистических, туристско-краеведческой, физкультурно-оздоровительной и друг видах деятельности, организации досуг детей т учащейся молодежь;

- сохранение и развитие лучшего опыта мировой и национально практики внешкольной работы с детьми и учащейся молодежью, содействие внедрению качественно новых форм, методов и средств обучения и воспитания;

- сохранение и развитие лучшего опыта мировой и национальной практики внешкольной работы с детьми и учащейся молодежью, содействие внедрению качественно новых форм, методов и средств обучения и воспитания;

- создание системы поиска, развития, поддержки юных талантов и дарований для формирования творческой и научной элиты в разных областях общественной жизни, стимулирование творческого самосовершенствования детей и учащейся молодежи;

- формирование у учеников и молодежи национального самосознания, активной общественной позиции;

- удовлетворение потребностей учащейся молодежи в профессиональном самоопределении соответственно интересам и способностей.

Внешкольные учреждения могут быть комплексными и профильными. Комплексные внешкольные учреждения обеспечивают условия для многопрофильного обучение детей и подростков в творческих объединениях по интересам, удовлетворения их разносторонних потребностей в дополнительном образовании.

Профильные внешкольные учреждения обеспечивают условия для развития наклонов и интересов детей и подростков, удовлетворение их потребностей в дополнительном образовании из определенных направлений деятельности.

Внешкольные учреждения могут быть разных типов.

К комплексным принадлежат:

· дворцы, дома, центры детского и юношеского творчества; детские профсоюзные дома культуры и клубы, детские парки.

К специализированным:

· центры и станции, клубы юных техников, туристов, экологов, натуралистов; музыкальные, художественные, хореографические ребячески-юношеские спортивные школы; клубы юных моряков; школы искусств, космонавтов, пилотов и т.п..

Распространились детские кооперативные, хозрасчетные предприятия, неформальные молодежные объединения разных направлений (этнические, экологические, политические, социокультурные и др.), а также творческие объединения ученической молодые, малые академии наук, академии духовности, народных искусств, университеты народоведения и т.п..

По форме собственности различают: государственные; кооперативные; частные; любительские.

Деятельность внешкольных учреждений имеет ярко выраженную особенность и специфику влияния на развитие подрастающей личности. Это добровольность и право выбора занятий, разнообразие, свобода и альтернативность общения как с ровесниками, и с педагогами, руководителями кружков и секций; дифференциация по интересам и увлечениями в том виде деятельности, которая привлекает; уникальные возможности интеллектуального и духовного становления; соответствующая материальная база для внешкольных занятий, а также методическая направленность работников внешкольных учреждений на учет специфики кружковой и массовой внешкольной работы. Это особенности автономной деятельности внешкольных учреждений создают определенные преимущества перед другими учебно-воспитательными учреждениями.

Деление форм занятий по степени их привлекательности и важности свидетельствует, что старшеклассники и выпускники внешкольных учреждений отдают предпочтение коллективным формам организации кружковой работы, которые требуют активной самостоятельной и творческой деятельности и предоставляют возможности для оценивания и испытания знаний, умений, привычек, характера. Словесными и индивидуальными формами организации занятий они отводят последние места.

Формы организации занятий: практические; лабораторные; походы; экскурсии; научно-практические конференции; пленэрная практика, собрание, автопробеги; соревнование; индивидуальные занятия; беседы; деловые игры; массовая искусствоведческая работа; городские конкурсы.

Успешному творчеству в кружках передуют выбор целесообразной темы и посильная постановка самой задачи. Правильно поставленная цель – одно из важнейших условий творчества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.