КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Просьба, совет
Извинение Степень серьёзности проступка, за который следует принести извинения, может быть самой различной. В деловом общении это может быть опоздание на заранее назначенную встречу, несвоевременное выполнение обещания или просто – непродуманные слова, доставившие неприятность другому человеку. Причины могут быть также различными: и объективными (болезнь, нарушения в работе транспорта и т.п.), и субъективными (просто забыл). Конечно, нужно быть пунктуальным, но... избежать таких ситуаций практически невозможно – значит, нужно сразу же попытаться сгладить неловкость, не допустить возникновения конфликта. Нужно принести извинения в той форме, которая наиболее уместна в данном случае. И если в отношениях личных ещё возможны какие-то сомнения или отсрочки, то своевременные корректные извинения в сфере профессионально-деловых отношений – аксиома. Этикетные формулы выражения извинения зависят как от степени проступка, так и от степени официальности отношений партнеров по общению. Например, наиболее употребительная формула извинения за незначительный проступок: – Извините (извините, пожалуйста) (за что?) за опоздание, за беспокойство... – Прошу извинить меня (приношу свои извинения) – формула более принятая для обращения к группе лиц. Оттенок усиления официальности содержится в речевых формулах: – Приношу свои (свои глубокие) извинения. – Я должен извиниться перед вами (принести извинения). – Я не могу не принести извинения вам. – Разрешите извиниться (за что?) за... Наконец, наиболее серьезные проступки (невыполнение данного слова, тем более – нарушение обязательства) требуют извинения в развёрнутой форме (возможно – письменного) с уточнением причин, из-за которых обещание не было выполнено:
– Разрешите принести извинения по поводу (чего?)... – Убедительно прошу извинить меня: я не смог выполнить своего обещания, поскольку... При указании причины используются такие предлоги, союзы, союзные слова: так как, потому что, из-за того что и др. В письменной речи используются обороты, характерные только для официально-делового стиля, имеющие следственное значение: – Я не смог этого сделать ввиду того, что (в связи с тем, что)... Естественно, извинения не следует откладывать, а ещё лучше – стараться предупреждать ситуации, в которых может произойти нечто непредвиденное для партнера (исключить повод для последующих извинений, сделав это заблаговременно). Например, если вы не успеваете прийти на встречу или предполагаете, что можете опоздать, – позвоните человеку, встреча с которым назначена: – Прошу меня извинить: я не смогу быть у вас в 12 часов. Если можно (если это для вас удобно), перенесём время встречи на полчаса позже? – Это возможно. Итак, встречаемся в 12.30. Благодарю вас за звонок. Так принято отвечать на извинение-предупреждение. В большинстве ситуаций небольших проступков ответа на извинение при личном общении просто не требуется: кивок головою или одобрительный взгляд подскажут собеседнику, что вы не сомневаетесь в непреднамеренности случившегося и что его извинение принято. Наиболее употребительные ответы: – Пожалуйста. – Не стоит извинения.
Речевые единицы этих тематических групп обозначают побуждение к действию и требуют ответных реплик (прежде всего – согласие/несогласие). Следует сразу оговорить разграничение: приказ и просьба. Приказ – это официальное распоряжение того, кто облечён властью. Речевое оформление приказа принято только в сфере делового общения, но и здесь следует сделать оговорку: в полной мере это относится к письменным деловым распоряжениям. В устной речи, в повседневном профессиональном общении и языковые средства, и интонации приказа следует исключить: негативный характер воздействия такого обращения к подчиненным очевиден. Официальное распоряжение с достаточным основанием можно назвать просьбой, выполнение которой обязательно. Это соответственно отражается в речевых формах:
– Прошу вас написать ответ на это письмо. – Подготовьте, пожалуйста, отчёт... и т.п. Общепринятое понятие «просьба» – это «обращение к кому-либо, призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания» (Толковый словарь) и побуждающее к действию. Основной формой выражения просьбы (как и совета) является повелительное наклонение глагола (напишите об этом; поставьте вопрос и пр.). Достаточно устойчивая форма официальной просьбы – сочетание глагола прощу с инфинитивом – используется прежде всего в ситуациях коллективного общения: – Прошу желающих выступить. – Прошу предоставить мне слово. – Просим соблюдать тишину. В этих случаях возможно употребление и существительного просьба + инфинитив: – Просьба соблюдать регламент. – Просьба не затягивать представление отчётов. Оттенок некатегоричности, желательности придаёт просьбе использование глаголов в сослагательном наклонении: – Мне бы хотелось, чтобы вы написали (глагол в прошедшем времени) о... – Было бы хорошо, если бы вы сделали... Подобное выражение просьбы как бы означает, что говорящий предполагает возможные возражения и готов их выслушать. Некатегоричность просьбы подчёркивается формулами-«расширителями», оговаривающими условность предлагаемого действия: – Встретимся завтра, если это удобно для вас (если это вас устраивает). – Если вы не возражаете, я попрошу вас (о чём?)... – Разрешите попросить вас... Этикетные формы некатегоричной просьбы и совета сравнительно близки по значению и речевым средствам. Различие состоит в том, что при просьбе результат речевого действия направлен в пользу говорящего, просящего: – Прошу вас сделать... (я в этом заинтересован). А при совете результат направлен в пользу собеседника: – Советую вам... попробуйте сделать так (это в ваших интересах).
Обращаться к собеседнику с советом стоит в том случае, когда он ожидает совета, нуждается в нём. Совет должен звучать тактично, ненавязчиво и убедительно, важна аргументация: почему следует поступить так, а не иначе. Здесь в речевых конструкциях преобладают глаголы в форме условного наклонения, передающие побуждение в мягкой, подчёркнуто некатегоричной форме: – Хотелось бы вам посоветовать... – Позволю себе посоветовать вам... – Почему бы вам не поехать... Особенно рекомендуется использование таких формул речевого этикета, которые привносят в совет (или просьбу – здесь граница между ними по существу стёрта) оттенок обсуждения с собеседником: – Как вы относитесь к тому, чтобы... – Не будете ли вы против того, чтобы... Вежливость просьбы или совета обеспечивается и вопросительными конструкциями: – Не хотите ли вы принять участие (в чём?)...? – Не могли бы вы ответить на этот вопрос? Не меньшего такта требует и ответное речевое действие: выражение согласия (несогласия – тем более), благодарности за совет.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 72; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |