Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шагов уверенности в себе по мере освоения дисциплины




Портфолио

Тема 3

Тема 2

Тема 1

 

«Доверие означает не что иное, как убежденность или уверенность в правоте, честности, искренности и основанное на них отношение к кому- либо…» (Б.Н. Лозовский)

 

Вопросы к дискуссии:

1. Как вы понимаете сущность термина «доверие», однозначно ли это понятие?

2. Что включает в себя понятие «доверительные отношения между людьми»?

3. Какую информацию можно считать доверительной, почему?

4. Что значит поверить в искренность и честность человека?

5. Что необходимо делать журналисту для того, чтобы установить доверительные отношения в общении?

Задания для подготовки дискуссии:

 

1. Прочитайте параграф 1.1.2.2.1 «Коммуникативный аспект речи» главы 1.1 «Понятие риторики» в учебном пособии «Риторика», проанализируйте материал по особенностям коммуникативного аспекта речи с точки зрения понятия «доверие».

 

2. Прочитайте статью Б.Н. Лозовского «В лабиринтах доверия» (см. Приложение 3 в учебном пособии «Риторика»).

 

3. Прочитайте высказывание Б.Н. Лозовского о понятии «доверие»:

«А сам термин «доверие» означает не что иное, как убежденность или уверенность в правоте, честности, искренности и основанное на них отношение к кому- либо… На того, кто убеждает в своей искренности обычно опираются в любом деле… Доверяя человек говорит о себе, о своих переживаниях, о своей деятельности. И вот этот личностный, откровенный характер информации и придает ей доверительность».

 

4. Прочитайте слова А. Шилдса, соотнесите их с понятием «доверие»:

«Весь секрет в том, что люди открываются перед тобой в тот момент, когда они поймут, что ты на их стороне».

 

5. Подберите примеры из художественной литературы или публицистики, описывающие особенности доверительных отношений между людьми.

 

6. Вспомните примеры из жизни, в которых были проявлены или не проявлены доверительные отношения между людьми.

«…знание мира, - приобретается только чтением людей и изучением различных их изданий» (Лорд Честерфильд).

Вопросы к дискуссии:

1. Что вы понимаете под воздействием, устраивает ли вас данный термин, каким образом можно воздействовать на других людей?

2. Важно ли это в профессии журналиста соотношение внутреннего и внешнего содержания человека с точки зрения воздействия на другого человека?

3. Что понимается под невербальным речевым воздействием?

4. Какие функции призваны выполнять невербальные средства речевого воздействия в журналистике, приведите примеры из журналистской практики?

5. Какова должна быть коммуникативная позиция участников общения с точки зрения невербальной коммуникации?

 

Задания для подготовки дискуссии:

 

1. Прочитайте параграф главу 1.3 «Воздействие как базисный фактор речевой коммуникации» в учебном пособии «Риторика», проанализируйте материал по особенностям воздействия на другого человека с точки зрения понятий «вербальная» и «невербальная» коммуникации.

 

2. Прочитайте высказывание С.Л. Рубинштейна о языке движения, раскрывающем внутреннее содержание во внешнем действии.

«Этот язык располагает утонченнейшими средствами речи. Наши выразительные движения – это сплошь и рядом метафоры. Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвыситься над остальными, либо наоборот, почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т.п., он собственной персоной изображает образ, которому придается переносное значение».

3. Прочитайте высказывания знаменитых людей о невербальной коммуникации:

- «Нет ничего внутри, ничто не исходит оттуда, поскольку все, что внутри, - снаружи» (И. Гете).

- «Образование приобретается чтением книг, но другое, более важное образование - знание мира, - приобретается только чтением людей и изучением различных их изданий» (Лорд Честерфильд в «Письме к сыну»).

 

4. Прочитайте о примере значения жестов в статьях «Виды коммуникации» (см. Приложение 7 в учебном пособии «Риторика») и Д. Ниренберга, Г. Калеро «Как читать человека, словно книгу» (см. Приложение 8 в учебном пособии «Риторика») и прокомментируйте ряд жестов, рассматриваемых в ней с точки зрения их применения в жизненных и профессиональных ситуациях.

 

5. Используя материалы отрывка из статьи «Виды коммуникаций» из пособия «Психологические аспекты общения» (см. Приложение 7 в учебном пособии «Риторика»):

- Что дает специалисту для его деятельности знание невербальных средств общения?

- Какие невербальные средства общения вы знаете? В чем заключается знание их особенностей для вашей будущей деятельности?

 

6. Прочитайте Дайджест книги Т. Моллой «Одежда для успеха» (см. Приложение 9 в учебном пособии «Риторика») и ответьте на следующие вопросы:

- Почему является важным внешний облик делового человека?

- Как должен выглядеть деловой мужчина?

- Какие рекомендации по внешнему облику следует выполнять деловому мужчине?

- Каким образом одежда определяет ситуацию на работе?

- Какие советы следует соблюдать, выступая перед аудиторией?

- Какой должна быть внешность выступающего на телеэкране? Почему?

- Какие особенности аксессуаров следует соблюдать?

- Какие особенности следует соблюдать, когда разговор идет о прическе?

- Как должен выглядеть мужчина в присутствии подчиненных – женщин? Почему именно так?

 

7. Проанализируйте свою одежду, которой вы отдаете предпочтение в профессиональной деятельности. Найдите её плюсы и минусы. Что вы могли бы исправить в своем внешнем облике с целью большего привлечения внимания к себе и воздействия на других?

8. Прокомментируйте данное утверждение:

«Деловой стиль одежды. Особенно это важно для жен­щины. Наиболее отвечает требованиям платье с длинным рукавом, самое авторитетное - серое в мелкую полоску, либо синее, коричневое, бежевое; очки в темной оправе; приближающийся к прямоугольнику силуэт. У мужчин - это темный костюм».

Ответьте на следующие вопросы:

- Согласны ли вы с ним?

- Объясните, почему?

- Предложите свой вариант деловой одежды, согласно особенностям вашей будущей профессии.

 

9. Прочитайте отрывок из книги «Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха» (Ижевск, 1996). Поразмышляйте, на примере образа Беликова, о соотношении внутреннего и внешнего содержания человека. Важно ли это в профессии журналиста?

Одежда является важным моментом речевой коммуникации, она способна многое «говорить» о содержании духовной сущности людей. Но конечно, лишь по ней делать окончательные выводы о личности нельзя. Для того чтобы лучше понять, что тот или иной человек из себя представляет, необходимы общение с ним, беседы.

Не случайно писатели, создавая образы героев романов и рассказов, не обходятся без описания платьев героев. Такие характерологические особенности личности Беликова («Человек в футляре» А.П. Чехова), постоянная тревожность, вызываемая трудностями приспособления к социальной среде, робость и мнительность («как бы чего не вышло»), порождают у этого человека стремление окружить себя оболочкой, которая защитила бы его от внешней среды. Это находит отражение не только в его уходе в прошлое («... он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал...»), в образе мышления («Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь... В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное; и смутное...»), в поведении («Придет к учителю, сядет и молчит, и как будто что-то высматривает. Посидит эдак молча час-другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами...»), но и в его одежде. «Он был замечен тем, - пишет А.П. Чехов, - что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и он у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх...».

10. Представьте себе следующие ситуации:

1. Семен Давыдов, герой Шолохова, явил­ся на колхозное собрание в строгом темном костюме и в галстуке.

2. Оратор в «лекторской форме» на современном полевом стане или в цехе завода.

3. Человек приглашен выступить на открытии международного кинофестиваля или на презентации.

4. Черный костюм «лектора» из фильма «Карнавальная ночь», рассуждающего на но­вогоднем балу о том, есть ли жизнь на Марсе?

5. Грубый свитер в паре с мятыми джинсами на лауреате высокой премии в момент награждения.

 

Ответьте на следующие вопросы:

- Кто из героев представленных ситуаций может воспользоваться реко­мендацией относительно простоты и скромности костю­ма?

- Кто из героев представленных ситуаций может воспользоваться реко­мендацией относительно торжественности и парадности костю­ма?

- Соответствуют ли данные рекомендации предполагаемым ситуациям?

- В каких случаях усугубляется комичность ситуации, а в каких - чувство недовольства выступаю­щим.

- Подумайте, всегда ли ре­комендации о строгом костюме и скромности в одежде могут оказаться для оратора актуальными?

- Чем следует руководствоваться в выборе одежды?

- Следует ли учитывать ситуацию и потребности аудитории при выборе одежды?

Диалогическое общение – «наиболее радикальный путь, ведущий к организации продуктивных контактов одного человека с другим» (А.А. Бодалев).

 

Вопросы к дискуссии:

1. Что понимается под диалогом, однозначны ли сегодня подходы исследователей к пониманию сущности диалога, почему? Возможно ли на радио и телевидении ведение диалога, стремящегося к нахождению истины?

2. Чем диалог отличается от монолога и полилога, насколько важно понимать эти отличия в журналистике?

3. Какие разновидности диалога можно использовать в практике работы журналиста?

4. Что вы понимаете под «успешностью речевого общения», от чего она зависит?

5. Какие условия успешного речевого общения необходимы сегодня в журналистике, используя примеры из журналистской практики.

 

Задания для подготовки дискуссии:

 

1. Прочитайте параграф главу 1.4 «Социально ориентированный диалог» в учебном пособии «Риторика», проанализируйте материал по особенностям диалога, отличающим его от других форм общения.

 

2. Прочитайте материал о диалогической речи, взятый из учебного пособия «Риторика» (Риторика [Текст]: Учебное пособие для студентов специальностей социального, гуманитарного и экономического направлений /Авт.-сост. и ред. Л.В. Анпилогова. – Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры, 2010. – 632 с.):

«Еще в 1923 году Л.П. Якубинский в статье «О диалогической речи» доказывал, что язык следует изучать в контексте общения людей, ибо характер речи находится в прямой зависимости от «условий общения», от «формы общения» и от «целей общения». Отсюда, как считал он, и вытекает различие двух основных речевых форм: диалогической и монологической. Опираясь на заключение Л.В. Щербы, что «подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге», Л.П. Якубинский отмечал «естественность диалога» и «искусственность монолога», обосновывая это тем, что «всякое взаимодействие людей есть именно взаимо-действие», которое стремится избежать односторонности, хочет быть двусторонним, «диалогичным» и бежит монолога» (М.С. Каган).

Такая позиция объясняется тем, что на протяжении большей части истории преобладал монолог как насильственный метод воздействия на человека. Господство монолога, по мнению А.С. Ахиезера, характеризуется превосходством прошлых смыслов над новыми, что воплощало стремление обеспечить неизменность исторически сложившегося порядка, того порядка, при котором высшая власть жестоко подавляла любую возможную критику со стороны власть неимущих, рядовой личности (А.С. Ахиезер).

Такое господство сегодня, в период глубоких изменений, происходящих в России, является неприемлемым. В общении, как и во всех сферах жизни, должны быть демократия и равноправие. Исходя из этой позиции монолог в межличностном общении зачастую сегодня воспринимается как некоторое превосходство позиций, взглядов собственных перед другим мнением. Такой подход не всеми и не всегда воспринимается одинаково. Конечно, в данной ситуации речь не идет о классических примерах монолога (например, монолог Катерины в «Грозе» А. Н. Островского, монолог Гамлета в одноименной трагедии В. Шекспира и др.), произнесение которых было необходимо в свете условий, сопутствующих монологу. Мы говорим о другом, о пути приближения личности к высшим ценностям, к способности формирования бесконечного разнообразия смыслов жизни. А здесь уже невозможно обойтись без диалога людей – важного условия поиска новых путей деятельности и жизненных ценностей личности в обществе. Именно во взаимном общении возможен такой поиск смыслов».

 

3. Прочитайте слова разных авторов о понятии сущности диалога:

- диалог представляет собой «активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров» (Г.М. Кучинский);

- подлинный диалог – «это разговор с попыткой понять собеседника, это конец односторонней пропаганды и попытка разговора на равных, попытка убеждать и учиться в одно и то же время» (Г.С. Померанц).

 

4. Прочитайте высказывание М.С. Кагана с точки зрения интерпретации диалога:

«Всякое конкретное понимание активно: оно приобщает понимаемое своему предметно-экспрессивному кругозору и неразрывно слито с ответом, с мотивированным выражением-согласием. В известном смысле примат принадлежит именно ответу как началу активному: он создает почву для понимания, активную и заинтересованную изготовку для него. Понимание созревает лишь в ответе. Активное понимание…, приобщая понимаемое новому кругозору понимающего, устанавливает ряд сложных взаимоотношений, созвучий и разнозвучий с понимаемым, обогащает его новыми моментами».

 

5. Прочитайте высказывание исследователей о понятии сущности диалога как поиска некой сущности, «третьей ценности», «третьего смысла»:

- «Человеческое общение основано на этой глубинной диалектике различия партнеров и их стремления к единству, которое, однако, должно привести не к стиранию этих различий, а к «единству многообразия», как издавна определяли философы гармонию» (М.С. Каган).

- Диалог – «это не простой обмен репликами и не … «обмен информацией», а сложное явление – «разговор», когда двое (или более) людей производят, на основе собственных знаний, позиций, некий общий «третий смысл», «третью ценность»: не ту, которая раскрывает первый и второй, а совершенно особую, непредсказуемую до диалога смысловую сущность, решительно влияющую на индивидуальную траекторию последующего существования и развития каждого из участников разговора» (Л.Н. Куликова).

 

6. Подумайте, какие разновидности диалога используются сегодня в журналистской практике? (Ответ аргументируйте примерами).

 

7. О диалоге культур говорит М.С. Каган в статье «Общение реального субъекта с реальным партнером» в книге «Мир общения…» (см. Приложение 13 в учебном пособии «Риторика»). Прочитайте статью М.С. Кагана и ответьте на следующие вопросы:

- правомерны ли выражения «общение культур» и «диалог культур»?;

- какие точки зрения относительно трактовки диалога культур предлагаются в статье? Обоснованы ли они?;

- что понимается под самообщением культур?;

- необходимо ли знать журналисту теорию диалога культур? (Ответ обоснуйте).

 

8. Проанализируйте рецензии («Пушкин: в присутствии эффектов, в отсутствии себя» («Южный Урал» от 9 июня 1999 года); «Беда: Буран!» («Оренбургская неделя» от 17 июня 1999 года) (см. Приложения 15, 16 в учебном пособии «Риторика») на спектакль Оренбургского драматического театра им. М. Горького «Капитанская дочка» режиссера Р. Исрафилова и охарактеризуйте полемический диалог журналистов.

 

9. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «О вреде табака» (см. Приложение 19 в учебном пособии «Риторика») и ответьте на следующие вопросы:

- Какого правила общения не придерживался герой рассказа при чтении лекции?

- Что может произойти в журналистской дискуссии, если не придерживаться этого правила?

- О чем еще нас заставляет задуматься рассказ героя произведения А.П. Чехова?

10. Прочитайте материал М.П. Сенкевича «Эфирное выступление – разновидность ораторского искусства» раздел «Диалог на радио и телевидении» (см. Приложение 27 в учебном пособии «Риторика») и докажите, что на радио и телевидении возможно ведение диалога, стремящегося к нахождению истины.

Критерии оценки:

 

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал по определенной теме курса; исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно его излагает; умеет тесно увязывать теорию с практикой; свободно справляется с поставленными задачами и вопросами; правильно обосновывает принятые решения;

- оценка «зачтено» также выставляется студенту, если он твёрдо знает материал по определенной теме курса; грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос; правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, связанных с журналистской деятельностью;

- оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала по определенной теме курса; неуверенно, с большими затруднениями излагает свою позицию; самостоятельно не справляется с решением поставленных задач;

- оценка «не зачтено» также выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала по определенной теме курса, но не усвоил его деталей, допускает неточности в изложении материала; использует неправильные формулировки, нарушая логическую последовательность в изложении материала к дискуссии, испытывает затруднения при выполнении сопоставления теории с практикой.

 

 

Составитель ________________________ Л.В. Анпилогова

 

 

12 сентября 2011 г.


 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет» (ОГУ)

Кафедра периодической печати и теории журналистики

по дисциплине «Риторика»

 

Ориентация студента на успех как компонент технологии

«П О Р Т Ф О Л И О»

«Р И Т О Р И К А»

 

Шаги Содержание шага
1 шаг Знакомство со студентом (те сведения, которые вы хотите сообщить о себе).  
2 шаг Понимание цели освоения дисциплины: - хочу овладеть системными знаниями по культуре речевого поведения, ораторского и полемического мастерства, с тем, чтобы помочь осознать себя языковой личностью, владеющей техникой различных видов речевой деятельности, обладающей навыками публичного общения для решения коммуникативных задач, в том числе в сфере профессиональной деятельности; - хочу сформировать основополагающие знания, умения, навыки и компетенции в области ораторского искусства в сфере свое профессиональной деятельности журналиста.  
3 шаг Знакомство с программой курса «Риторика» на основе тематической структуры учебника (авт.-сост. к.п.н., доцент Л.В. Анпилогова): 1. Понятие риторики. 2. Функционирование риторики в обществе. 3. Воздействие как базисный фактор речевой коммуникации. 4. Социально ориентированный диалог. 5. Современный публичный монолог. 6. Публичное выступление как условие решения коммуникативных задач в профессиональной деятельности. 7. Риторические средства выражения. 8. Взаимодействие оратора с аудиторией. 9. Убеждающее выступление и его основные особенности. 10. Публичные дебаты и полемика.  
4 шаг Познакомившись с тематическим содержанием дисциплины «Риторика», убеждаешься в том, что предлагаемый курс дает возможность мне, прежде всего: - овладеть основными знаниями, касающимися теории ораторского искусства; - познакомиться с основными правилами и приемами риторики, - познать сущность техники речевого общения, - сформировать навыки культуры речевого поведения, позволяющие ориентироваться в коммуникативном процессе, - научиться взаимодействовать с аудиторией, моделировать трудные ситуации, преодолевать критические установки аудитории и т.д.  
5 шаг Поиск необходимой литературы с рекомендуемыми авторами: 1. Аннушкин, В. И. Риторика. Вводный курс [Текст]: учеб. Пособие / В.И. Аннушкин.- 3-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 293 с. 2. Риторика [Текст]: учебник / под ред. Н. А. Ипполитовой. – М.: Проспект, 2008. – 448 с. 3. Мальханова, И. А. Деловое общение [Текст]: учеб. Пособие для вузов / И. А. Мальханова.- 6-е изд., испр. И доп. – Москва: Академический проект, 2008. – 246 с. 4. Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью [Текст]: учебное пособие / Э. В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов; под ред. С. Д. Резника.- 5-е изд., испр. и доп. – М.: Акад. Проект, 2008. – 510 с.  
6 шаг Составление списка используемых источников, необходимого для освоения данной дисциплины, с учетом не только рекомендуемой, но и самостоятельно найденной литературы.  
7 шаг Знакомство с вопросами, выносимыми на самостоятельное изучение: 1. Речь как сфера общения. 2. Особенности использования знаний по риторике в разных сферах деятельности. 3. Способы речевого воздействия на личность. 4. Тактики речевого воздействия: прямые и косвенные. 5. Условия успешного ведения диалога. 6. Особенности современного публичного монолога. 7. Техника подготовки публичного выступления. 8. Основные трудности публичного выступления. 9. Общие требования к публичному выступлению. 10. Понятие риторической фигуры. 11. Поведение оратора в аудитории. 12. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. 13. Демонстрация убежденности оратора посредством аргументации. 14. Особенности спора.  
8 шаг Знакомство с контрольными вопросами для зачёта по дисциплине.  
9 шаг Выбор темы для самостоятельной подготовки творческих заданий для выступления на семинарах по определенным темам (список творческих заданий студент получает в начале курса).  
10 шаг Изучив тему «Понятие риторики», познакомился с определениями риторики, узнал о том, что представляет собой риторика как наука, искусство и учебный предмет. Представил себе речь как сферу общения, включающую в себя: - коммуникативный аспект речи; - информативный аспект речи; - психологический аспект речи.  
11 шаг Изучив тему «Функционирование риторики в обществе», узнал о сферах функционирования риторики в обществе, познакомился с особенностями использования знаний по риторике в разных сферах деятельности человека: - средства массовой информации; - система паблик рилейшнз; - речевая коммуникация. Рассмотрел особенности устных коммуникаций в системе СМИ.  
12 шаг Изучив тему «Воздействие как базисный фактор речевой коммуникации», познакомился с видами речевого воздействия; узнал факторы, правила и приемы речевого воздействия; проанализировал коммуникативную позицию участников общения; рассмотрел способы речевого воздействия на личность и тактики этого воздействия: прямые и косвенные.  
13 шаг Выбор темы для самостоятельной подготовки творческого задания «Стихотворение в прозе о предмете вокруг нас» для выступления на семинаре по теме «Воздействие как базисный фактор речевой коммуникации». Материалы, которые необходимы для подготовки творческого задания «Стихотворение в прозе».  
14 шаг Изучив тему «Социально ориентированный диалог», познакомился с понятием диалога, сравнивая его с монологом и полилогом; рассмотрел типы диалога; проанализировал эффективные условия успешного ведения диалога.  
15 шаг Изучив тему «Современный публичный монолог», узнал об особенностях определенного монолога как одного из видов речевой деятельности: - социально-политического; - академического; - судебного; - социально-бытового; - теле- и радиоречи.
16 шаг Выбор темы для самостоятельной подготовки творческого задания «Монолог, обращенный к слушателям» для выступления на семинаре по теме «Современный публичный монолог». Материалы, которые необходимы для подготовки творческого задания «Монолог, обращенный к слушателям».  
17 шаг Изучив тему «Публичное выступление как условие решения коммуникативных задач в профессиональной деятельности», познакомился с особенностями публичного выступления как условия решения коммуникативных задач в профессиональной деятельности; узнал специфику каждого вида публичных выступлений: - виды публичных выступлений по цели; - виды публичных выступлений по форме. Рассмотрел особенности подготовки публичного выступления: - подбор материала по выбранному вопросу; - синтаксическое развертывание и оформление материала. Проанализировал технику подготовки публичного выступления, узнал основные трудности публичного выступления, познакомился с общими требованиями к публичному выступлению.  
18 шаг Выбор темы для самостоятельной подготовки творческого задания «Эссе по известной цитате» для выступления на семинаре по теме «Публичное выступление как условие решения коммуникативных задач в профессиональной деятельности». Материалы, которые необходимы для подготовки творческого задания «Эссе по известной цитате».  
19 шаг Изучив тему «Риторические средства выражения», познакомился с понятием риторических средств и их роли в процессе элокуции; вспомнил из курса «Современный русский язык» понятие тропа (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение) и узнал сущность понятия риторической фигуры: - фигуры выделения; - фигуры синтаксиса; - фигуры речемыслительные; - фигуры, выражающие эмоции.  
20 шаг Изучив тему «Взаимодействие оратора с аудиторией», узнал особенности взаимодействия оратора с аудиторией: - чувство аудитории; - состав слушателей; - портрет аудитории; - «борьба слушателей с оратором. Проанализировал поведение оратора в аудитории, рассмотрел особенности поддержания внимания аудитории в ходе выступления.  
21 шаг Изучив тему «Убеждающее выступление и его основные особенности», рассмотрел сущность понятия «убеждение аудитории», узнал основные виды убеждающих выступлений: - воодушевляющие; - агитационные; - собственно убеждающие. Проанализировал особенности процесса демонстрации убежденности оратора посредством аргументации: - тезис и аргументы; - убедительность аргументов; - правила аргументации; - способы аргументации; - помехи восприятию аргументации; - правила эффективной аргументации.  
22 шаг Выбор темы для самостоятельной подготовки творческого задания «Убеждающее публичное выступление» для выступления на семинаре по теме «Убеждающее выступление и его основные особенности». Материалы, которые необходимы для подготовки творческого задания «Убеждающее публичное выступление».  
23 шаг Изучив тему «Публичные дебаты и полемика», познакомился с характеристикой публичных дискуссий в современном обществе; рассмотрел отличия спора и обсуждения проблемы; проанализировал дебаты как разновидность обсуждения проблемы: - особенности дебатов; - подготовка дебатов; - проведение дебатов; - участие зрителей в дебатах. Узнал об особенностях спора, обратив внимание на следующие вопросы: - содержание спора; - классификация сора; - роль вопросов и ответов в споре; - доводы в споре. Рассмотрел полемические приемы в публичных дискуссиях.  
24 шаг Выбор темы для самостоятельной подготовки к дискуссии по теме курса «Публичные дебаты и полемика». Материалы, которые необходимы для подготовки к дискуссии.  
25 шаг Составление глоссария по дисциплине (основные термины, которые необходимо знать для использования в будущей профессии).  
26 шаг Изучив дисциплину «Риторика», в соответствии с изложенной программой, как будущий специалист, определил для себя следующее: для того, чтобы говорить красиво и правильно, т.е. быть хорошим оратором, необходимо: - постоянно совершенствовать свои знания в области ораторского искусства; - оттачивать мастерство говорения; - постоянно работать над собой в плане выработки навыков публичного общения; - умело использовать в речи риторические средства выражения своей мысли; - ориентироваться в типах аудиторий и особенностях ораторов; - обладать знаниями о споре, ведении дискуссии, защите и контроле себя в процессе полемики; - избегать ошибок и соблюдать правила этики в публичных выступлениях.  

 

Примечание: в портфолио могут входить результаты контрольных работ и опросов, а также выполнение студентом домашних работ.

Критерии оценки: портфолио оценивается по пятибалльной системе с учетом полноты, качества и оригинальности представленного материала. Обязательным условием является выполнение разных видов творческой работы, которая также входит в оценку портфолио.

 

Составитель ________________________ Л.В. Анпилогова

 

 

24 сентября 2011 г.

 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет» (ОГУ)

Кафедра периодической печати и теории журналистики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 84; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.