Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1 Понятие риторики




Опрос

Эссе

Домашнее задание

Работа над публицистическим материалом

по дисциплине «Риторика»

Примечание: работа над публицистическими материалами проходит на занятии и в зависимости от задания данный вид работы может проводиться как в аудитории, так и в домашних условиях, а на занятиях лишь проверяться.

Варианты заданий:

1. Проанализировать текст с точки зрения его содержания.

2. Проанализировать текст с точки зрения использования риторических средств выражения.

3. Проанализировать текст с точки зрения правильного толкования лексического значения использованных слов.

4. Проанализировать текст с точки зрения целевой направленности.

5. Проанализировать текст с точки зрения формы, используемой автором.

6. Проанализировать текст с точки зрения соответствия заголовка содержательной наполняемости материала.

7. Проанализировать текст с точки зрения логики и последовательности подачи материала.

8. Проанализировать текст с точки зрения использования «общих мест».

9. Проанализировать текст с точки зрения представления материала в дискуссионной форме.

10. Проанализировать текст с точки зрения риторического канона.

11. Проанализировать текст с точки зрения правильности подачи материала, исходя из правил инвенции, диспозиции и элокуции и т.д.

Критерии оценки:

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если он исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно анализирует текст; умеет приводить примеры, подтверждающие авторскую мысль; владеет разными навыками и приёмами работы с текстом; умеет анализировать риторические средства выражения; правильно обосновывает свою позицию и убедительно аргументирует свою точку зрения, приводя различныеаргументы;

- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он не может исчерпывающе, последовательно, чётко, логически стройно изложить свою точку зрения; не умеет приводить примеры, подтверждающие авторскую мысль; недостаточно владеет различными навыками и приёмами работы с текстом; не умеет анализировать риторические средства выражения; не может правильно обосновать свою позицию и убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя примеры из текста.

 

Составитель ________________________ Л.В. Анпилогова

 

 

25 сентября 2011 г.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет» (ОГУ)

Кафедра периодической печати и теории журналистики

по дисциплине «Риторика»

 

Примечание:

1. Домашние задания сформированы по темам, что позволяет давать их студентам с учетом пройденного материала или на выбор преподавателя.

2. Домашнее задание предлагается всем студентам одинаковое или распределяется по группам (по усмотрению преподавателя).

2.Домашнее задание предназначено для студентов очной формы обучения после прохождения новой темы.

4. Домашние задания могут быть использованы как форма контроля для студентов очной формы обучения (как отдельных студентов, так и группы в целом).

 

Тема 1 «Понятие риторики»

Задание 1

Прочитайте статью Б.Н. Лозовского «В лабиринтах доверия» (см. Приложение 3 в учебном пособии «Риторика»), ответьте на следующие вопросы, составив цельный текст:

- Что включает в себя понятие «доверительные отношения между людьми»?

- Что понимается под доверием?

- Какую информацию можно считать доверительной, почему?

- Что значит поверить в искренность и честность человека?

- Что необходимо делать журналисту для того, чтобы установить доверительные отношения в общении?

 

Задание 2

Прокомментируйте слова Сенеки с точки зрения целевой установки в публичном выступлении: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра».

Задание 3

Прочитайте статью «Причины коммуникативных неудач» Е.М. Лазуткиной (см. Приложение 4 в учебном пособии «Риторика») и отрывок из статьи «Психологические трудности общения и пути их преодоления» А.А. Бодалева (см. Приложение 5 в учебном пособии «Риторика»), проанализируйте те причины неудачного общения, которые необходимо учесть журналисту в его профессиональной деятельности, и ответьте на следующие вопросы, составив цельный текст:

- В чем заключается «коммуникативная неудача»?

- Какие внешние обстоятельства приводят к коммуникативному провалу?

- Как влияет на результат общения низкий уровень владения языком?

Тема 2 «Функционирование риторики в обществе»

Задание 1

Прочитайте представленный материал. Составьте текст о соотнесении понятий «слово» и «изображение» с учетом их функционального использования на телевидении.

«Слово и изображение - две главные знаковые системы, история которых восходит к древнейшему человеку. У каждой системы есть свои преимущества и свои недостатки, которые определяют их роль и место в человеческом общении. Достоинство изобразительных знаков в их большой доступности, ибо они сохраняют в себе сходство с обозначенным объектом. Достоинство слова – в способности абстрагироваться от конкретного. На протяжении многих лет неоднократно вспыхивает дискуссия о том, что важнее на телевидении: слово или изображение? Конечно, слово имеет исключительно важное значение в телепередачах, ибо оно несет основную, понятийную информацию. Но не следует забывать при этом, что телевизионные передачи все же, прежде всего, - зрелище, и не случайно тот, кто воспринимает телепрограмму, называется телевизионным зрителем, а не телевизионным слушателем. Естественно в одних случаях большую роль в передаче информации несет слово, в других - изображение. Вероятно, только синтез устного слова и изображения как основных языков может обеспечить телевидению наилучшие коммуникативные возможности. Важно только, чтобы изображение «не молчало», как это часто бывает, и чтобы использовались все знаковые системы: и слово, и изображение, и музыка».

 

Задание 2

Отечественный психолог А.А. Леонтьев обратил внимание на ряд психологических трудностей, с которыми не встречается выступающий в «живой» аудитории, но которые возникают у человека во время выступления по радио или телевидению.

Прочитайте параграф «Особенности использования знаний по риторике в разных сферах деятельности. СМИ» из учебного пособия «Риторика» и выделите характерные особенности радио- и телевизионной аудитории.

Задание 3

Прокомментируйте данные советы с точки зрения журналистики. Согласны ли вы с ними?

1. Готовьте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным.

2. Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова: «почему», «когда», «как». Это исключит односложные ответы «Да» и «Нет».

3. Если на ваш вопрос последуют возражения, то выслушивайте их до конца.

4. Уточните, не говорите ли вы с собеседником о разных вещах.

5. Не отвечайте на возражения в категорическом тоне, даже если вы не согласны с излагаемой точкой зрения.

6. Вопросы задавайте так, чтобы собеседник оказался перед выбором между двумя вариантами ответа.

7. Начинать разговор следует с интересов собеседника.

8. Слушать ответ необходимо внимательно и т.д.

Задание 4

Прочитайте статью С.И. Бернштейна «Общие вопросы радиоязыка» (см. Приложение 6 в учебном пособии «Риторика») и ответьте на следующие вопросы в виде цельного текста:

- Что является спецификой радиовещания?

- Какие правила устной речи необходимо соблюдать радиожурналисту?

- Почему «живая» речь слушается с большим вниманием, чем чтение текста?

- Каким образом радиослушатель может определить, что текст рассказывается, а не читается?

- Какие типы лекционного вещания выделяет автор?

Тема 3 «Воздействие как базисный фактор речевой коммуникации»

Задание 1

Прокомментируйте слова И. Гете с точки зрения воздействия как базисного фактора речевой коммуникации:

«Нет ничего внутри, ничто не исходит оттуда, поскольку все, что внутри, - снаружи».

 

Задание 2

Поразмышляйте над понятием «журналистский имидж». Что включает в себя это понятие? Что необходимо журналисту для формирования индивидуального имиджа?

Задание 3

Прокомментируйте высказывание Лорда Честерфильда из «Письма к сыну» с точки зрения восприятия человека человеком:

«Образование приобретается чтением книг, но другое, более важное образование - знание мира, - приобретается только чтением людей и изучением различных их изданий».

Тема 4 «Социально ориентированный диалог»

Задание 1

Прочитайте материал М.П. Сенкевича «Эфирное выступление – разновидность ораторского искусства» раздел «Диалог на радио и телевидении» (см. Приложение 27 из учебного пособия «Риторика») и докажите, что на радио и телевидении возможно ведение диалога, стремящегося к нахождению истины.

 

Задание 2

Прокомментируйте представленные высказывания (одно по выбору студента) с точки зрения следующего определения диалога: диалог – «это не простой обмен репликами и не … «обмен информацией», а сложное явление – «разговор», когда двое (или более) людей производят, на основе собственных знаний, позиций, некий общий «третий смысл», «третью ценность»: не ту, которая раскрывает первый и второй, а совершенно особую, непредсказуемую до диалога смысловую сущность, решительно влияющую на индивидуальную траекторию последующего существования и развития каждого из участников разговора» (Л.Н. Куликова):

1. «Человеческое общение основано на этой глубинной диалектике различия партнеров и их стремления к единству, которое, однако, должно привести не к стиранию этих различий, а к «единству многообразия», как издавна определяли философы гармонию» (М.С. Каган).

2. «Общение двух людей не отношение «двух монад, замкнутых в себе, между которыми существует некая предустановленная гармония; скорее это два скрещивающихся взгляда, две отталкивающиеся свободы, два партнера, завязывающие диалог» (М. Дюфрен).

3. Диалог с другим человеком, по В.С. Библеру, – это «основа человеческого взаимопонимания», «диалог различных разумов, различных логик».

4. Диалогическое общение – «наиболее радикальный путь, ведущий к организации продуктивных контактов одного человека с другим» (А.А. Бодалев).

5. «Группу людей, следующих одному и тому же мнению и ссылающихся на тот же ав­торитет, ведущий их за собой, с мнением которого они все сог­ласны, можно рассматривать как один разум, а один разум может заблуждаться... Когда же различные умы сойдутся после размыш­ления, самопроверки, споров, прений, дебатов, рассмотрения с противоположных сторон, то тогда не будет ничего вернее того убеждения, к которому они придут» (Аль-Фераби).

6. «Тысячи путей ведут к заб­луждению, к истине - только один» (Ж.Ж. Руссо).

 

Задание 3

Прочитайте статью «Радио- и телевизионная речь как вид общения» (см. Приложение 20 из учебного пособия «Риторика») и поразмышляйте над понятием «социально ориентированное общение».

Тема 5 «Современный публичный монолог»

Задание 1

Прокомментируйте слова Н.Б. Сиговой:

«Монологические высказывания, являясь по существу микромонологами, в реальной речевой ситуации совершаются, как правило, в экстремальных условиях и являются практически неподготовленными».

Можно ли согласиться с мнением автора? Ответьте на этот вопрос с точки зрения журналистики.

 

Задание 2

Прокомментируйте представленное высказывание с точки зрения подготовки монологичного выступления:

Один меценат, наблюдая за Микеланджело, когда тот тщательно обрабатывал детали своего произведения, удивленно воскликнул: «Все, что ты изменяешь, в сущности мелочи!» На что художник отвечал: «Конечно, мелочи. Но к совершенству ведут мелочи, а совершенство - то, в чем мелочей нет».

Задание 3

Прокомментируйте слова Поля Сопера с точки зрения использования его советов в речи радио- и тележурналиста:

«Вводные замечания должны быть краткими, целеустремленными и интересными, все последующие - свободными от общих мест. Пример вплотную идет за примером, заранее намечены пункты, освежающие внимание. Переход от одного раздела к другому происходит быстро, фразы коротки - не более чем в 20 слов. Слово должно быть насыщено смыслом, обладать ритмом и отличаться образностью. Финал не следует затягивать: он должен состоять из одной-двух энергичных фраз или коротенького примера и ни в коем случае из пространных выводов».

Тема 6 «Публичное выступление как условие решения коммуникативных задач в профессиональной деятельности»

Задание 1

Прокомментируйте слова М. Монтеня с точки зрения подачи журналистом публицистического материала как публично, так и в печатном виде:

«Вместо того, чтобы стремиться узнать других, мы хлопочем только о том, как бы выставить себя напоказ, и наши заботы направлены скорее на то, чтобы не дать залежаться своему товару, нежели приобрести для себя новый».

 

Задание 2

Подготовьте одно из публичных выступлений (информационное, протокольно-этикетное, развлекательное, убеждающее), выбрав определенный его вид:

- Вас пригласили первого сентября выступить перёд первоклассни­ками. Поздравьте их с началом школьной жизни. Что бы вы могли им пожелать, посоветовать?

- Составьте поздравительную речь в адрес своей любимой вещи (сум­ки, бейсболки, телевизора, любимого кресла, подоконника, на кото­ром вы любите сидеть в перерыве, своей любимой ручки, футболки и т.д.). Поздравьте их с каким-нибудь юбилеем, праздником.

- Вам поручили сказать приветственное слово на встрече американ­ской делегации преподавателей и студентов из штата Канзас, которая приехала в ваш университет. Вам надо за 2 мин. поприветствовать гостей от имени студентов; сказать, что у вас замечательный вуз и гостям будет очень интересно с ним познакомиться; рассказать об университете, его основных достижениях, факультетах, о том, чем ваш вуз от­личается от других учебных заведений; пригласить гостей осмотреть университет, сказав, на что они в первую очередь должны обратить вни­мание.

- Вам поручили сказать приветственное слово на встрече американ­ской делегации преподавателей и студентов из штата Канзас, которая приехала в ваш университет. Вам надо за 2 мин. поприветствовать гостей от имени студентов; сказать, что у вас замечательный вуз и гостям будет очень интересно с ним познакомиться; рассказать об университете, его основных достижениях, факультетах, о том, чем ваш вуз от­личается от других учебных заведений; пригласить гостей осмотреть университет, сказав, на что они в первую очередь должны обратить вни­мание.

- Проводится фестиваль риторики. Студенты разных факультетов бу­дут соревноваться в искусстве публичного выступления. Вы должны про­изнести минутную приветственную речь перед открытием этого фес­тиваля. Расскажите о важности фестиваля, риторики, пожелайте всем успеха.

- Составьтепохвальную речь, с которой вы выступите на открытии памятника Белому Биму, Волку и Зайцу из мультфильма «Ну, погоди», футбольному мячу, телевизору, видеомагнитофону, лавоч­ке у подъезда, шоколадке «Аленка», компьютеру и т.д.

Задание 3

Прокомментируйте высказывание Гамильтона с точки зрения подготовки публичного выступления:

«Не довольствуйся ни мыслью, ни выражением в той форме, в которой они предстаются тебе впервые, но стремись к улучшению их более и более».

Тема 7 «Риторические средства выражения»

Задание 1

Подберите один литературный текст и один - публицистический.

Найдите в них по примеру ритори­ческих вопросов, восклицаний и обращений. Проанализируйте их син­таксическую структуру и определите риторическую функцию.

 

Задание 2

Прочитайте публицистические тексты, находящиеся в Приложениях 10, 11, 12, 14, 16. 17 в учебном пособии «Риторика») и найдите в них риторические средства выражения.

Ответьте на следующие вопросы:

- Какую роль они играют в тексте?

- Правильно ли их использовали авторы?

- Вы могли бы предложить свои варианты использования риторических средств выражения в данных текстах?

Задание 3

Прокомментируйте высказывание (одно на выбор) об использовании риторических средств выражения в речи:

- «Повторение - способ убежде­ния, с ярко выраженной эмоцией» (Лаусберг).

- «Небольшая доза повторения действует ободряюще, но слишком большая усыпляет или разочаровывает».

- «Искусство речи в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился» (Науманн).

- «Повтор не должен быть бесконечным, как народная про­цессия в «Орлеанской деве» Шиллера в сцене коронации: первое впечатление сменяется разочарованием: Ах, да ведь это все те же самые люди, которые проходили по сцене!».

- «Острота освещает глубже, чем трагическая серьез­ность».

- «Юмор и шутки особенно необходимы, когда трудные места речи уже позади».

- «Смех - выражение некоторой приятности ощу­щений» (Буш).

- «Острота высмеивает, юмор смеется. Острота умна, юмор полон любви. Острота сверкает, юмор излучает тепло. Острота разоблачает несовершенство мира, юмор помогает нам преодолевать его» (Людвик Райнере).

- «Слагать хорошие метафоры, значит подме­чать сходства (в природе)» (Аристотель).

- «Сравнение представляет большую ценность, поскольку оно объясняет неизвестные отношения с помощью извес­тных» (Шопенгауэр).

 

Задание 4

Составьте текст, содержащий обращения, вопросы и восклицания. Покажите не только саму фигуру, но и ее текстовое окру­жение. Попытайтесь определить эффективность этих средств.

Тема 8 «Взаимодействие оратора с аудиторией»

Задание 1

Прокомментируйте слова Вольтера с точки зрения взаимодействия оратора с аудиторией:

«Я не согласен ни с одним словом, которое Вы говорите, но готов умереть за Ваше право это говорить».

Задание 2

Придумайте начало выступления к следующим концовкам (одна концовка по выбору студента):

- слово не воро­бей, вылетит - не поймаешь;

- петь хорошо вместе, а говорить порознь;

- слово - серебро, молчание - золото;

- гово­рить, не думая, что стрелять, не целясь.

Задание 3

Прокомментируйте высказывание Фридриха Наумана, описывающего суть речи, с точки зрения взаимодействия оратора с аудиторией:

«Речь является диалогом, при котором один говорит, а другие, слушая, участвуют в разговоре».

Тема 9 «Убеждающее выступление и его основные особенности»

 

Задание 1

Вам предлагаются пословицы для выступления и возможные тезисы убеждающего выступления:

 

Пословицы для выступлений Возможные тезисы убеждающего выступления
В гостях хорошо, а дома лучше Приятно ходить в гости, но долго находиться в чужом доме надоедает
От одного слова да навек ссора Непродуманные слова могут привести к очень серьезной ссоре между людьми. Надо обдуманно относиться к своим словам, потому что очень легко обидеть собеседника
Детки - радость, детки - горе Все дети неизбежно и радуют и огорчают своих родителей
Тихий голос - украшение женщины Если женщина говорит тихим голосом, это делает ее привлекательной и приятной в глазах окружающих
Речь вести - не лапти плести Чтобы хорошо говорить, надо учиться этому. Хорошо говорить непросто
Криком изба не рубится Если во время работы люди кричат друг на друга, работа не получается
Петь хорошо вместе, а говорить порознь В диалоге надо соблюдать очередность участия в разговоре
Правду говорить - друга не нажить Если вы всегда говорите правду, то у вас будут враги
Слово - серебро, молчание - золото Умение промолчать ценится больше, чем умение говорить
У кого что болит, тот о том говорит Каждый хочет рассказать другому о том, что его волнует
Ласковое слово и кошке приятно Все любят приятные слова в свой адрес
Не смотри как горло дерет, смотри, как дело ведет Нельзя судить о человеке по его словам

Составьте убеждающую речь (одну по выбору), в начале и в конце которой прозвучат предложенные примеры.

Приведите несколько аргументов, если можно - случай из жизни, сделайте вывод (например, Таким образом, правильно говорят, что…; Таким образом, не всегда права пословица…). Продолжи­тельность выступления - от 1 до 2 мин, выступления менее 1 мин не засчитываются.

 

Задание 2

Согласны ли вы со следующим мнением, докажите свою точку зрения:

«Не следует требовать от оратора точ­ных доказательств, - указывал Аристотель, - точно так же, как от математика не следует требовать эмоционального обсуждения».

Тема 10 «Публичные дебаты и полемика»

Задание 1

Прочитайте высказывание И. Канта и ответьте на вопрос: почему умение ставить правильно вопросы является важным в споре?

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важ­ный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неос­мотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето».

 

Задание 2

Приведите примеры публичных дискуссий (в СМИ, в профессиональной деятельности и т.д.).

Оцените их проведение с точки зрения эффективности.

Какими приемами, правилами, законами пользовались участники дискуссии?

Задание 3

Прокомментируйте высказывание Аль-Фераби о публичных дебатах и полемике:

«Группу людей, следующих одному и тому же мнению и ссылающихся на тот же ав­торитет, ведущий их за собой, с мнением которого они все сог­ласны, можно рассматривать как один разум, а один разум может заблуждаться... Когда же различные умы сойдутся после размыш­ления, самопроверки, споров, прений, дебатов, рассмотрения с противоположных сторон, то тогда не будет ничего вернее того убеждения, к которому они придут».

 

Критерии оценки:

 

Оценка знаний студентов по зачету проводится по следующим критериям (для студентов очного отделения):

 

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с поставленными задачами и вопросами, правильно обосновывает принятые решения, владеет необходимыми навыками и приёмами выполнения практических задач и работы с предложенными для анализа текстами, самостоятельно может составить текст на предложенную тему;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, связанных с анализом текстов; владеет необходимыми навыками и приёмами их выполнения, но может допустить неточности при решении практических задач; самостоятельно может составить текст на предложенную тему;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который допускает несущественные ошибки в решении заданий контрольной работы, недостаточно четко решает практические задачи, допускает ошибки при работе с предложенными для анализа текстами, может самостоятельно составить текст на предложенную тему;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он допускает существенные ошибки в решении заданий контрольной работы, недостаточно четко решает практические задачи, допускает ошибки при работе с предложенными для анализа текстами, не владеет разносторонними навыками и приёмами работы с текстом, не может самостоятельно составить текст на предложенную тему.

 

Составитель ________________________ Л.В. Анпилогова

 

 

27 сентября 2011 г.

 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет» (ОГУ)

Кафедра периодической печати и теории журналистики

по дисциплине «Риторика»

 

Примечание: эссе предлагается для написания студентам заочной формы обучения

Тема: « Эссе по известной цитате» (студент самостоятельно выбирает одну из тем-цитат, предложенных педагогом).

Задания к теме:

1. Найдите определение жанра «Эссе», прочитайте об особенностях этого жанра.

2. Придумайте название своему произведению.

3. Напишите эссе на любую представленную тему по вашему выбору:

 

1. «Весь секрет в том, что люди открываются перед тобой в тот момент, когда они поймут, что ты на их стороне» (А. Шилдс).

2. ПР - «это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» (Сэм Блэк).

3. «Нет ничего внутри, ничто не исходит оттуда, поскольку все, что внутри, - снаружи» (И. Гете).

4. «Образование приобретается чтением книг, но другое, более важное образование - знание мира, - приобретается только чтением людей и изучением различных их изданий» (Лорд Честерфильд в «Письме к сыну»).

5. «Человеческое общение основано на этой глубинной диалектике различия партнеров и их стремления к единству, которое, однако, должно привести не к стиранию этих различий, а к «единству многообразия», как издавна определяли философы гармонию» (М.С. Каган).

6. Общение двух людей не отношение «двух монад, замкнутых в себе, между которыми существует некая предустановленная гармония; скорее это два скрещивающихся взгляда, две отталкивающиеся свободы, два партнера, завязывающие диалог» (М. Дюфрен).

7. «Каждый стоит столько, сколько стоит дело, о котором он хлопочет» (римский император Марк Аврелий).

8. «Вместо того, чтобы стремиться узнать других, мы хлопочем только о том, как бы выставить себя напоказ, и наши заботы направлены скорее на то, чтобы не дать залежаться своему товару, нежели приобрести для себя новый» (М. Монтень).

9. «Как можно больше требовательности к человеку и одновременно как можно больше уважения к нему» (А.С. Макаренко).

10. А.М. Горький говорил, что в каждом скрыт бубенчик и если его затронуть, человек зазвучит всем лучшим, что в нем есть.

11. «Группу людей, следующих одному и тому же мнению и ссылающихся на тот же ав­торитет, ведущий их за собой, с мнением которого они все сог­ласны, можно рассматривать как один разум, а один разум может заблуждаться... Когда же различные умы сойдутся после размыш­ления, самопроверки, споров, прений, дебатов, рассмотрения с противоположных сторон, то тогда не будет ничего вернее того убеждения, к которому они придут» (Аль-Фераби).

12. «С духовной пищей полу­чается так же, как с едой: мы питаемся не тем, что съедаем, а тем, что усваиваем» (Вальтер Винклер).

13. Гамильтон рекомендовал: «Не довольствуйся ни мыслью, ни выражением в той форме, в которой они предстаются тебе впервые, но стремись к улучшению их более и более».

14. «Желающий что-либо сказать не спешит. Он выделит себе время и выскажется в одной строке» (Эрих Кестнер).

15. Один меценат, наблюдая за Микеланджело, когда тот тщательно обрабатывал детали своего произведения, удивленно воскликнул: «Все, что ты изменяешь, в сущности мелочи!» На что художник отвечал: «Конечно, мелочи. Но к совершенству ведут мелочи, а совершенство - то, в чем мелочей нет».

16. «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра» (Сенека).

17. «Не следует требовать от оратора точ­ных доказательств, - указывал Аристотель, - точно так же, как от математика не следует требовать эмоционального обсуждения».

18. «Юмор должен быть глазурью на торте, шоколадом меж­ду слоями торта, но никак не самим тортом» (Д. Карнеги).

19. Диалог с другим человеком, по В.С. Библеру, – это «основа человеческого взаимопонимания», «диалог различных разумов, различных логик».

20. Я не согласен ни с одним словом, которое Вы говорите, но готов умереть за Ваше право это говорить (Вольтер).

21. Диалогическое общение – «наиболее радикальный путь, ведущий к организации продуктивных контактов одного человека с другим» (А.А. Бодалев).

22. Диалог представляет собой «активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров» (Г.М. Кучинский).

23. Подлинный диалог – «это разговор с попыткой понять собеседника, это конец односторонней пропаганды и попытка разговора на равных, попытка убеждать и учиться в одно и то же время» (Г.С. Померанц).

24. Если «я не ощущаю мук совести, не переживаю трагедии свободного поступка, не осознаю меры личной ответственности, тогда я действительно безнравствен, хотя и могу быть очень морален» (В.С. Библер).

25. «Человек – это сумма прошлого» (Уильям Фолкнер).

26. «Монологические высказывания, являясь по существу микромонологами, в реальной речевой ситуации совершаются, как правило, в экстремальных условиях и являются практически неподготовленными» (Н.Б. Сигова).

27. «Вступ­ление есть часть слова, через которую ритор слушателей или чи­тателей приуготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, по­нятно и прилежно оное слушали и читали» (М.В. Ломоносов).

28. «Размышление вслух дает новую степень ясности и определенности. Оно объединяет чувство и разум; абстрактнейшие идеи последнего обостряет, а образы первого упрощает и упорядочивает» (Иоганн Фихте).

29. «Зачем ты выучил свой текст наизусть! Нам нужна свободно льющаяся речь, живая, эмоциональная... Говори свободно, коротко, остроумно. Помни, что это нетрудно...» (И.Л. Андроников).

30. «Ора­тору нужно гораздо больше строительного материала, чем впоследствии он употребит» (Киллиан).

31. «Интенсивная работа всегда ведет к сокращению. Все кни­ги, кроме словарей, слишком длинны» (Писатель Ганс Магнус Энценсбергер).

32. «Сравнение представляет большую ценность, поскольку оно объясняет неизвестные отношения с помощью извес­тных» (Шопенгауэр).

33. «Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду» (А.Ф. Кони).

34. «Сравнение представляет большую ценность, поскольку оно объясняет неизвестные отношения с помощью извес­тных» (Шопенгауэр).

Критерии оценки:

 

- оценка «зачтено» выставляется студенту, если он исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно излагает материал творческого задания; умеет приводить примеры, подтверждающие авторскую мысль; владеет разными навыками и приёмами работы с текстом; умеет использовать риторические средства выражения; правильно обосновывает свою позицию и убедительно аргументирует свою точку зрения, приводя различные примеры;

- оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он не может исчерпывающе, последовательно, чётко, логически стройно изложить материал творческого задания; не умеет приводить примеры, подтверждающие авторскую мысль; недостаточно владеет различными навыками и приёмами работы с текстом; не умеет использовать риторические средства выражения; не может правильно обосновать свою позицию и убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя различные примеры.

 

Составитель ________________________ Л.В. Анпилогова

 

 

28 сентября 2011 г.


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет» (ОГУ)

Кафедра периодической печати и теории журналистики

по дисциплине «Риторика»

 

Примечание: опрос может проводиться в трех вариантах:

1. Устный фронтальный опрос, проводимый по вопросам к теме.

2. Устный опрос как выступления студентов, заранее самостоятельно готовящих материал по вопросам к теме.

3. Письменный опрос.

Вид опроса определяется педагогом и объявляется студентам.

 

Вопросы для закрепления материала:

1. Что в переводе с греческого обозначает «риторика»?

2. Поясните термин «элоквенция».

3. Дайте определения риторики. Чем они отличаются друг от друга?

4. Что понимается под ораторством?

5. Какие признаки науки объединяет в себе риторика?

6. Что собой представляет риторика как учебный предмет?

7. Что обозначает термин «речевая деятельность»?

8. Какое отношение речь имеет к общению?

9. Какова структура общения?

10. В чем заключается коммуникативный аспект речи?

11. Что понимается под коммуникацией?

12. Какие основные компоненты содержатся в процессе коммуникации?

13. Какие структурные элементы содержатся в модели коммуникации?

14. Что понимается под целью коммуникации?

15. Что понимается под мотивированностью коммуникативного аспекта речи?

17. Что собой представляют функции коммуникации?

18. Назовите типы отношений между участниками коммуникативного процесса.

19. Какие виды информационных вы­ступлений являются наиболее распространенными?

20. Расскажите о каждом моменте психологического аспекта речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.198 сек.