Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные черты архитектуры поздневизантийского периода




Культовая архитектура

Тяжелое экономическое положение Византийской империи в последний период ее существования привело к недостатку средств, выделяемых на строительство. И все крупные постройки этого времени – к. XIII-XV вв. – по большей части являлись реставрацией сооружений более старого времени, обычно сопровождаемую дополнением новых частей или надстроек. Характер перестройки старых зданий и добавлений новых частей к уже существовавшим помещениям порождает живописное начало. Ряд культовых сооружений поздневизантийского периода характеризует атмосфера беспокойной динамики, создаваемая композицией интерьеров.

 

1. Камерность. Индивидуализм, ставший определяющей чертой мироотношения, проявился, в частности, в типе заказчиков – отдельных аристократов. В результате интерьеры дробятся на отдельные разобщенные помещения, очень небольшие и различные по форме. Культовое здание уже рассчитано не на большие массы народа, а для уединения прихожан в индивидуальных молельнях. Система пятинефной крестово-купольной церкви распадается на несколько отдельных друг от друга молелен. Отсутствует единство интерьера. Прохождение храма утрачивает и осевую, и круговую направленность. Уменьшение размеров культовых сооружений достигает миниатюрности. В миниатюрном масштабе воссоздаются закономерности организации купольных базилик и крестово-купольных сооружений, что нивелирует сам замысел данных архитектурных типов.

2. Акцент на экстерьер. Развитие получили принципы обильной декорации фасадов. Смешанная кирпично-каменная кладка порождает полихромный эффект. Цветовое разнообразие строительных материалов используется для декорирования, выкладывания орнаментального рисунка. В оформлении стен церквей используются килевидные арки, тройные оконные проемы, миниатюрные ниши, что приводит к общему измельчению форм экстерьера церквей.

3. Асимметрия. Характерным для поздневизантийского времени было расположение зданий на склонах холмов, так что их стены были одни выше, а другие – уходили в землю. В поздневизантийское время преобладала свободная планировка культовых зданий. Равновесие асимметричных архитектурных масс стало основным композиционным законом.

4. Взаимодействие культового здания с природным окружающим пространством. Асимметрия архитектурных форм явилась также средством достижения органичной взаимосвязанности здания с ландшафтом. Архитектура поздневизантийского периода позволяет говорить о природных, органических качествах самих форм зданий: подвижности распределения масс, естественности, криволинейности. Культовое здание организует взаимодействие земли и небес, активно вводя эти стихии во взаимодействие друг с другом. Например, кровля церкви могла быть оборудована как площадка для литургии и моления непосредственно под звездным небом, а не куполом как искусственным репрезентантом небесного свода.

5. Эклектика. В постройках поздневизантийского времени соединяются в пределах одного здания разнообразные традиции: традиции ранневизантийского и средневизантийского времени; традиции западноевропейской культовой архитектуры готического стиля; традиции светской архитектуры, жилого зодчества Византии и Западной Европы (Италии). Эклектика свидетельствует о стремлении удержать идеал средствами привлечения актуальных архитектурных традиций.

 

Достижения Византийской архитектуры:

1. Создание нового типа церковного здания – крестово-купольного храма;

2. Выработка иконографии, подчиненной строго обоснованным законам (канонам);

3. Осуществление синтеза мозаичных и фресковых росписей в храмах.

Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения; ее прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.