Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Количественные методы в менеджменте




Задача - внедрение методов и аппарата точных наук в исследование управленческой деятельности. Ее представители занимаются главным образом исследованием процессов принятия такого класса решений, который позволяет применить математические методы и технические средства. Цель, которую ставит перед собой эта школа, формулируется как повышение рациональности решений. Среди различных течений этой школы можно выделить такие направления, как "исследование операций", "системный анализ", "общая теория систем", эконометрика и др.

В качестве представителей данной школы можно назвать Л. Берталанфи, А. Рапопорта, Р. Акоффа,, А. Гольдбергера, В. Леонтьева и др.

Первые шаги "новой школы" были связаны с применением метода исследования операций в управлении производством, что находило свое выражение в построении математических моделей наиболее часто встречающихся задач управления, процессов принятия решений, оптимизация их, а также попытки применить статистические методы, теорию игр и т.д.

Группа представителей этой школы сформулировала еще одну концепцию, суть которой составляет количественная оценка и математическое моделирование экономических процессов. В результате возникла эконометрика как метод анализа и программирования хозяйственной деятельности.

Следует также особо отметить, что в рамках "новой школы" был выработан подход, связанный с кибернетикой и теорией автоматического управления. Этот подход получил название системного, главная задача которого состоит в повышении эффективности организации в целом, что не тождественно задаче оптимизации эффективности всех элементов организации.

 

Сущность системного подхода состоит в следующем:

1. Формулирование целей и установление их иерархии до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением;

2. Максимизация эффекта в смысле достижения поставленных целей путем сравнительного анализа альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления выбора;

3. Количественная оценка целей и средства их достижения, основанная на всесторонней оценке всех возможных и планируемых результатов деятельности.

 

Системный анализ, впервые примененный в США для военных целей, в дальнейшем получил широкое распространение и в практике управленческой деятельности на производстве.

 

“Ситуационный подход” – (эмпирическая школа менеджмента).

Теоретики этой школы непосредственно связаны с американскими корпорациями, являются крупными менеджерами или консультантами фирм. Ее представителей характеризует прагматическая ориентация, преимущественно описательное изучение практики управления с целью обоснования рекомендаций, имеющих непосредственно практическое значение.

Видными представителями этой школы являются П. Друккер, Р. Дэвис, А. Слоун мл., А. Чандлер, У. Ньюмен и др.

Для них характерно стремление приблизить теоретические исследования к практике путем определения принципов организационного управления, которые обычно формируются в виде наставлений, указаний, инструкции, примерного устава менеджерской деятельности. С другой стороны, в их трудах находит отражение стремление синтезировать основные идеи двух основных школ - наряду с выработкой рекомендаций по вопросам организационной структуры компаний, мотивации поведения людей, проблемам коммуникаций и т.п. на основе принципов, разработанных "классической" школой, рассматривают также социометрические и психологические аспекты управления.

 

Приведенный обзор основных направлений и школ показывает, что не существует общепризнанной теории управления. Более того, наблюдается усиление дифференциации исследований в области проблем управления. Вместе с тем все более отчетливо проявляется тенденция объединения различных школ и направлений на базе определенных единых концепций.

 

 

 

Тема 2. Методологические основы менеджмента

 

Содержание:

1. Внешняя среда организации: состав и ее характеристики

2. Внутренняя среда организации и характеристика ее элементов

3. Типы производства и их организационно-экономическая характеристика

4. Основные компоненты процесса управления – функции управления и связующие процессы.

 

Содержание:

Внешняя среда организации: состав и ее характеристики

 

Организацию можно рассматривать как совокупность ее параметров, которые меняются под воздействием управленческих решений и внешней (окружающей) среды.

Внешняя среда – совокупность факторов (условий и организаций), оказывающих воздействие на деятельность фирмы.

Внешняя среда разделяется на факторы косвенного (МАКРОСРЕДА) и прямого (МИКРОСРЕДА) воздействия.

 

q МАКРОСРЕДА – факторы косвенного воздействия оказывают влияние в целом на все организации, действующие в той или иной отрасли. К ним относят факторы, характеризуемые развитие национальной экономики в целом

o Экономическая среда – факторы, определяющие развитие экономических процессов в национальной экономике (темпы роста ВВП, внешние долги и т.п.), влияние бюджетной и налоговой политики государства на платежеспособность населения, инвестиционную привлекательность национальной экономики, устойчивость национальной валюты и др.

Экономическая политика РФ (правительства и Центробанка РФ) на искусственное удерживание курса рубля по отношению к иностранным валютам в 1997-98 годах привело, в конечном счете к экономическому кризису августа 1998 года. Причем, этот кризис по-разному отразился на различных рынках. Резкий рост курса доллара по отношению к рублю резко уменьшил импорт товаров в РФ, в то время как возрос объем отечественного производства.

o Политическая среда – факторы, определяющие развитие политических процессов, стабильность законодательных норм в национальной экономике и т.п.

Например, любые изменения в руководстве страны автоматически ведут к дестабилизации финансового рынка, следовательно, отражаются на других рынках, в том числе и товарных. Введение нового Налогового Кодекса РФ (01.01.2001), хотя кардинально и не изменило условия финансово-экономической деятельности коммерческих организаций, потребовало определенного изменения финансовых потоков.

o Технологическая среда (способы преобразования ресурсов в результат) – факторы, определяющие тенденции развития научно-технического прогресса и связанного с ним изменениями технологического базиса производства.

Например, в последние десятилетие наиболее значимыми инновациями являются изменения в компьютерной и телекоммуникационной отраслях, которые существенно отражаются на технологии во многих отраслях экономики.

o Социальная среда - факторы, определяющие демографическую структуру населения и тенденции развития, нормы, обычаи и ценности населения и др. Социальная среда во многом определяет состояние рынка труда и численность трудоспособного населения. Изменения социальной среды могут оказывать воздействие на определенные рынки товаров или услуг.

Эти факторы часто называются СТЭП-факторами.

 

q МИКРОСРЕДА – факторы, оказывающие влияние на деятельность конкретной организации и определяющие ее конкурентоспособность в сравнении с другими организациями, действующими в той или иной отрасли. К ним относятся:

o Поставщики ресурсов – хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), располагающие ресурсами, необходимыми организации для ее эффективной деятельности

o Потребители продукции (работ, услуг) - хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), испытывающие спрос на продукцию (работы, услуги), предлагаемые конкретной организацией.

o Конкуренты - хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), соперничающие на конкретном рынке и производящие продукцию (работы, услуги), которые способны удовлетворить аналогичные потребности потенциальных покупателей.

 

Ряд исследователей включает в состав микросреды ГОСУДАРСТВО как совокупность бесприбыльных организаций, осуществляющих регулирование экономических процессов в национальной экономике.

Следует отметить, что если в качестве классификационного признака деления внешней среды выделить фактор влияния среды на деятельность конкретной организации, то к факторам среды косвенного воздействия (макросреда) относятся совокупность факторов, оказывающих влияние на деятельность всех организаций той или иной отрасли. Факторами прямого воздействия (микросреда) являются факторы, оказывающие влияние на деятельность конкретной организации отрасли. Поэтому, если рассматривать государство как орган, регулирующий развитие экономических и политических процессов в обществе, то его влияние ограничивается регулированием отраслевых и межотраслевых пропорций, установлением условий для развития тех или иных отраслей национальной экономики, представляющих стратегический интерес для государства в целом. Если же государство в лице таких органов, как прокуратура, налоговая полиция и пр., вмешивается в деятельность конкретной организации, то, очевидно, государство должно быть отнесено к микросреде организации.

ПРИМЕР

Имеются многочисленные примеры вмешательства государственных органов в деятельность конкретных организаций. Например, события на рынке СМИ на НТВ (г-н Гусинский, 2000 г.), ТВ-6 (г-н Березовский, 2002 г.).

 

Важной особенностью внешней среды является ее неопределенность, которая определяется отсутствием достаточной информации для того, чтобы прогнозировать ее изменения и характер влияния этих изменений на положение организации на рынке.

В условиях высокой неопределенности внешней среды организация может придерживаться следующих базовых стратегий:

· Адаптация организации к изменениям во внешней среде

· Влияние организации на внешнюю среду с целью сделать ее более благоприятной для организации

Адаптация к условиям среды предусматривает создание такой структуры организации, которая способна реагировать на изменения во внешней среде, в которой имеется постоянный мониторинг изменений внешней среды, т.е.

ü повышением информированности организации о состоянии среды, тенденциях ее изменения

ü принятием предупредительных мер по негативному изменению положения организации в среде

 

Например, негативное влияние изменения на рынке товаров (падение спроса на продукцию фирмы, конкуренция) требуют от подразделений маркетинга фирмы сбора и анализа оперативной информации о тенденциях на рынках сбыта, о стратегии конкурентов и т.п. Или любые изменения внешней среды требуют повышения гибкости структуры организации, способности к быстрому и экономичному перераспределению функций и задач, решаемых тем или иным подразделением организации или отдельными ее сотрудниками.

 

Влияние на внешнюю среду предусматривает реализацию мер по целенаправленному воздействию на факторы внешней среды. В качестве таких мер могут использоваться:

· реклама как метод управления спросом

· связи с общественностью как метод повышения имиджа организации в обществе

· политическая деятельность как стремление влияния на государство посредством участия в различных общественных организациях и ассоциациях, которые лоббируют интересы своих членов в органах государственного управления.

 

Таким образом, организация в рыночном хозяйстве находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, которая является, с одной стороны, источником шансов получения прибыли и устойчивого развития, расширения рынков, с другой - опасностей и угроз утери завоеванных рыночных позиций, падения спроса на продукцию (услуги), морального старения технологии, нововведений конкурентов и т.п. Для успешного развития организация должна постоянно выявлять имеющиеся и потенциальные возможности в отношении наиболее эффективного использования своих ресурсов (интеллектуальных, информационных, трудовых, материальных, финансовых и др.).

Именно эти ресурсы составляют рыночный потенциал организации. Они всегда ограничены, неравномерно развиты как в количественном, так и в качественном отношении. Развитость одного вида ресурса может представлять силу по отношению, открывшемуся из окружающей среды шансу (высокий научно-технический потенциал на рынке наукоемкой продукции), и, наоборот, нехватка какого-либо из ресурсов может нести в себе угрозу существованию организации (отсутствие надежных поставок материальных ресурсов ведет с перебоям в производстве и срыву сроков исполнения заказов, потери потенциальных заказчиков и рыночных позиций).

Следовательно, главная задача организации состоит в реализации в открывающейся во внешней среде благоприятных возможностей (шансов) путем выделения своих сильных сторон, и ограничении внешних угроз существованию и развитию организации путем нейтрализации слабых сторон. Ее эффективное решение и определяет содержание менеджмента организации.

 

Содержание:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.