Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бразильско-белорусский street art фестиваль Vulica Brasil




Фестиваль стрит-арта VULICA BRASIL возвращается! «Бразильская улица» оживает, чтобы подарить еще больше красок белорусской столице. После успеха первого в истории Минска фестиваля стрит-арта в 2014 году мы с удовольствием продолжаем начатую работу:

В этом году в фестивале примут участие четыре всемирно известных художника из Бразилии – это вдвое больше, чем в первом этапе VULICA BRASIL

Каждый из художников оставит на минских стенах свой неповторимый стиль – бесконечную вселенную, жаркий народный колорит и огромного «гиганта» в трехмерной проекции.

VULICA BRASIL расширяет культурный диалог между Бразилией и Беларусью, создавая площадку для совместного самовыражения двух народов. Белорусский стрит-арт представят мастера спрея Cowek (Лида), Kontra (Большие Мотыкалы) и Izum (Минск). Народные легенды, мифы, фольклор и история белорусов переплетутся с традициями и фантазией бразильцев.

 

34. Индустрия досуга: понятие, сущность и значение

"культурно-досуговая индустрия" термин наиболее полно отражающий всю современную систему производства, распространения и продажи культурно-досуговых и развлекательных товаров и услуг. Индустрия досуга понимается как бизнес в сфере досугового сервиса, как производство продуктов и услуг на современной технической базе с использованием технологий и способов индустриального труда"

азвитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга.Удовлетворенность качеством организации своего досуга, доступностью тех или иных развлечений и форм досуга является для человека не только индикатором его социального положения, но и показателем развития экономики страны в целом и социально-культурной отрасли в частности.

культурно-досуговый продукт существует как в вещественно-материальном, так и в невещественном виде (книги, диски, кинофильмы – с одной стороны, и спектакль, концерт, тематическая программа и т.п. – с другой). Культурно-досуговая индустрия предполагает создание и массовое тиражирование культурно-досуговых и развлекательных товаров и услуг.

Индустрией отдыха и развлечений называется система производства, продажи и организации потребления услуг по восстановлению и поддержанию на определенном уровне физического, а также душевного состояния человека, занятого той или иной деятельностью. Эта система в Беларуси находится в стадии становления, лишь отдельные ее отрасли, такие, например, как организация туризма, шоу-бизнеса и другие, получили определенное развитие и успешно функционируют.

Традиционно к индустрии досуга и развлечений относят парки, аттракционы, боулинг- клубы, гольф-клубы, развлекательные центры, кинотеатры, аквапарки, дискотеки, ночные клубы, интернет-кафе, катки, роллердромы и др. В последнее время игорный бизнес (казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы, тотализаторы) также стал позиционировать себя как часть индустрии развлечений и отдыха.

Одним из важнейших маркетинговых инструментов в культурно- досуговой индустрии становится комплексность услуг (культура плюс индустрия развлечений, плюс здоровье, плюс спорт и образование). Создаются многофункциональные культурно-развлекательные и рекреационно-досуговые центры для всей семьи. Главными целями фактически становятся создание, продвижение и тиражирование культурно-досугового продукта и потребление его широкой аудиторией. Эта технология позволяет говорить именно об индустрии.

35. Приоритетные направления развития индустрии досуга в Беларуси

"культурно-досуговая индустрия" термин наиболее полно отражающий всю современную систему производства, распространения и продажи культурно-досуговых и развлекательных товаров и услуг.

Культурно-досуговая индустрия предполагает создание и массовое тиражирование культурно-досуговых и развлекательных товаров и услуг.

числе цирки), индустрия аудио-и видеопродукции, спортивно-развлекательный бизнес (спортивные, рекреационные лагеря, горнолыжные курорты, базы отдыха и др.) и спортивно-зрелищная индустрия, игровая и образовательная индустрии (дополнительные обучающие курсы и др.), парковая индустрия, телевизионная и радиоиндустрия.

 

Основными предпосылками стали следующие: развитость экономической и социально-культурной сфер в РБ, коммерциализация досуга, увеличение платежеспособного спроса населения на досуговые услуги и развлечения, создание на рынке культурно-досуговых товаров и услуг конкурентной ситуации.

Безусловно, развитие культурно-досуговой индустрии – это в основном больших городов. Культурно-досуговая инфраструктура представлена большими культурно- развлекательными и спортивно-культурными комплексами и центрами, кинотеатрами, детскими развлекательными центрами, дискоклубами и ночными клубами, клубами-ресторанами, спорткомплексами, пейнтбольными клубами, боулинг-клубами, бильярд-клубами, казино, игровыми центрами

Особой популярностью у населения начинают пользоваться большие многофункциональные культурно-развлекательные центры и комплексы. Они имеют многоцелевое назначение и включают рестораны, кафе, детские развлекательные центры, площадки для концертных выступлений.

В последние годы посещаемость минских кинотеатров резко возросла. В этой связи одними из самых популярных учреждений культурно-досуговой инфраструктуры становятся кинотеатры. Кинозалы также могут открываться в новых торгово- развлекательных центрах. Но особое внимание следует уделить развитию мультиплексов как новых современных субъектов индустрии досуга и развлечений

Горнолыжные спортивно-оздоровительные центры Беларуси “Раубичи”, “Силичи”, Логойск”, парк активного отдыха “Якутские горы” представляют собой масштабные комплексы по организации как спортивно-оздоровительных услуг, так и массовых развлекательных акций, проектов и мероприятий.

Одним из важнейших принципов в развитии культурно-досуговой индустрии становится принцип комплексности услуг (культура + индустрия развлечений

+ здоровье + спорт + образование).

 

36. Индустрия досуга как сфера предпринимательства в сфере культуры

К культурно-досуговой индустрии относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях и отдыхе.

Последние годы в Беларуси индустрия досуга уже достаточно быстрыми темпами развивается, поскольку для этого имеются и предпосылки, и ресурсы.

Основными предпосылками стали следующие: развитость экономической и социально-культурной сфер в РБ, коммерциализация досуга, увеличение платежеспособного спроса населения на досуговые услуги и развлечения, создание на рынке культурно-досуговых товаров и услуг конкурентной ситуации.

Осуществляется деятельность в сфере культуры организациями, предприятиями различной ведомственной принадлежности и формы собственности, а также частными лицами. Имеющиеся формы хозяйствования разрешают разделить организации, которые оказывают социально-культурные услуги на: коммерческие предприятия; некоммерческие, в которых преобладает второй тип хозяйствования.

Одним из важнейших принципов в развитии культурно-досуговой индустрии становится принцип комплексности услуг (культура + индустрия развлечений + здоровье + спорт + образование).

37. Коммерческая деятельность бюджетных культурно-досуговых учреждений

ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ классификатор Коммерция – вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.

Решающую роль в распределении финансовых ресурсов в отрасли культуры по-прежнему играют государственные органы и органы местного самоуправления. Бюджетное финансирование является главным денежным ресурсом учреждений культуры. Оно покрывает основные статьи затрат: содержание зданий, коммунальные платежи, базовая заработная плата, приобретение необходимых средств. Но этого финансирования катастрофически не хватает для того, чтобы выполнять в полном объеме функции учреждений культуры.

Сегодня практически все учреждения социально-культурной сферы оказывают определенные услуги за плату. Традиционно выделяют следующие группы образовательных, информационных и культурных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю за Плату:

• платные занятия в студиях, классах, кружках, секциях, коллективах художественной самодеятельности, технического творчества, физической культуры;

• лекции и консультации, тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки концерты и спектакли, экскурсии, восстановительные и оздоровительные процедуры, выставки-продажи;

• услуги обслуживающего плана: настройка и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, снаряжения, оборудования и аппаратуры;

• кино-, фото- и видео-обслуживание, пользование аттракционами, игровыми автоматами, тирами, тренажерами, мастерскими;

• услуги по информационному обслуживанию: фото- и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документов из библиотечных, музейных и других фондов, услуги Интернета.

Как представляется, в настоящее время величина доходов от платных форм культурной деятельности зависит от следующих факторов:

• социально- культурной значимости услуг;

• степени их востребованности конкретными потребителями;

• ценовой политики, предусматривающей приоритет коммерческих или некоммерческих видов деятельности;

• уровня профессионализма менеджеров;

• общей экономической ситуации в стране и, как следствие, от уровня платежеспособности населения. Высокий спрос на определенные услуги учреждений культуры позволяет им устанавливать высокие цены и не только компенсировать понесенные при этом затраты, но и получать значимую прибыль. Например, в настоящее время устойчивым спросом пользуются услуги, имеющие для потребителя возможный экономический результат (казино, тотализаторы, игровые автоматы, лотереи) и услуги развлекательного характера (шоу-программы, ночные дискотеки).

Любые платные формы социально-культурной деятельности культурно-просветительных учреждений не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью расходуется на их развитие и совершенствование.

38. Особенности развития рынка культурно-досуговых услуг в регионах РБ

Определены следующие основные современные тенденции развития сферы культурно-досуговой деятельности в Беларуси(подходит и для общего описания особенностей развития):

1. Коммерциализация, создание широкой и разветвленной сети платных культурных и досуговых продуктов и услуг. Любой выбор формы проведения досуга требует определенных материальных затрат: например, обучение видам деятельности, посещение зрелищ, пользование спортивными сооружениями и т. д.

2. Создание новых перспективных моделей культурно-досуговых учреждений и перепрофилизация существующих: клубы-музеи, эколого-культурные центры, клубы-библиотеки, культурно-досуговые центры, центры социально-культурных услуг, киноконцертные центры, спортивно-образовательные центры и т.д.

3. Новый виток интереса к национальной культуре, что выражается в участии населения страны в различных фестивалях народного творчества, народных праздниках, увлечении традиционными видами народных промыслов и ремесел. Любительские художественные коллективы задействованы в туристических программах.

4. Создание многофункциональных культурно-досуговых центров, на территории которых могут одновременно располагаться и функционировать кинозалы, галереи, зоны игровых автоматов, диско-клубы, игровые клубы, бары, кафе, рестораны, спортивные площадки и др.

5. Использование инновационных интерактивных культурно-досуговых проектов и программ для привлечения посетителей и создания нового имиджа учреждениям культуры. Например, более 10 лет в Беларуси осуществляется музейный проект «Ночь музеев».

6. Трансформация традиционных форм организации культурно-досуговой деятельности населения.

7. Стандартизация культурно-досуговых услуг как последствие формирования и развития мировой культурно-досуговой инфраструктуры: телекоммуникационные системы, кинопроизводство, радио и музыкальная индустрия, международный туризм, компьютерные сети. Они обеспечивают распространение по всему миру продукции массовой культуры, компьютерных игр, рекламы, культурно-художественной информации и образовательных материалов.

8. Появление новых видов досуга, расширение активных видов отдыха и рекреации. Популярными становятся альтернативные виды туризма – деревенский, агро- и экотуризм.

9. Одомашнивание досуга, когда дом для определенной части населения становится основным местом организованного отдыха (телевизоры, компьютеры, DVD-проигрыватели, караоке-установки и т. д.). Данная тенденция опасна возможностью формирования пассивного потребителя. В этой связи сфера культурно-досуговой деятельности должна выступать своеобразным конкурентом «домашнему досугу».

10. Технизация досуга характеризуется все более частым употреблением автоматики и техники в практике организации культурно-досуговой деятельности.

11. Развитие культурно-досуговой индустрии как системы производства, распространения и продажи товаров и услуг культурно-досугового назначения. Культурно-досуговая индустрия выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы.

 

 

39. Технология создания малого предприятия в сфере творческих индустрийОбоснование идеи. Содержание деятельности, продукты/услуги данной фирмы/агентства/предприятия.Регистрация агентства. Целевая аудитория, механизмы продвижения продукции/услуг, реклама. Расходы на открытие.Штат.Доходная часть.Риски

 

 

40. Творческие (креативные) индустрии: понятие, сущность

Творческие индустрии можно также определить как отрасль экономики, объединяющую предприятия и предпринимателей, продукция которых несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Развитие творческих индустрий выступает как один из весомых факторов социально-экономического развития территорий, городов, стран и регионов мира в условиях новой постиндустриальной экономики.

Творческие индустрии – термин, введенный в Великобритании (Creative Industries) и принятый в международной практике.90-е гг. 20 ст.-развитие, Великобритания.

Движущая сила развития совр.городов – наличие креативно-творч.индустрии.

Под ТИ понимается предприн. дея-сть, при которой экон. стоимость продукта связана с культ.компонентом. С одной стороны, ТИ способны модернизировать трад.культ.институты, с другой стороны, делается ставка на соврем.культуру, т.к. она явл. источником инноваций, способных делать городскую среду конкурентной и постоянно обновляемой.

ТИ находятся на стыке сферы культуры и экономики. Это не культура в трад. понимании и не предпр-во в чистом виде. Это «предпр-во в сфере культуры», а потому для дея-ти в этой сфере требуется поддержка извне, так как она не может быть самоокупаемой.

Субсекторы:

• реклама• архитектура • ремесла, дизайн мебели • фэшн-дизайн • кино- и видеоиндустрия • графический дизайн • развлек. программное обеспечение • живую музыку и студии звукозаписи • теле-, радио- и Интернет-вещание • писательское и издательское дело и т.д.

ТИ: • способствуют соц. возрождению и возрождению городов, • создают рабочие места,• содействуют реструктуризации производства, • демонстрируют ценности «новой экономики» (инновация, экономика знаний и т.п.), и т.д.

Цели Минкульта при развитии творч. экономики: вынести культуру в центр всевозможных политик, поощрять предприн.активность в творч. кругах, создавать благоприятную среду для дея-ти и способствовать возникновению сетевой системы творч.предприятий, стимулировать экспорт культуры, а также увеличить значение роли культуры в региональной конкурентоспособности.

ТИ непосредственно способствуют созданию действительно нового явления для совр. городской жизни и для форм-ия творч. экономики – творч. кластеров.

Творч. кластер – особое место, несколько предпр., фирм, мастерских, офисов, объединенных в общем пространстве и занятых в секторе ТИ. В кластере возникает общая, специфичная, открытая творч. среда для коммуникации и сотрудничества, формируются новые сети взаимоотношений как альтернативу соц.капиталу, на основе которых происходит обмен идеями.

ТИ становятся не только важнейшим сектором экономики, но и важным имиджевым механизмом, имеющим символическое значение для государств и регионов:

1) формируется творч.городская среда;

2) инвестируются фин.ресурсы в креативных людей, а также инновации для сферы культуры в целом;

3) формируется востребованность творч. потенциала через создание новых рабочих мест;

4) разработка и продвижение интелл. продукта;

5) поддержание экон., культ. и полит. коммуникации – «обратная связь между производством и потреблением, технологией и содержимым, обществ.удовлетворением и мобильность;

6) выход из экон. кризиса, связанного с реструктуризацией и модернизацией экономики страны, региона и города - рост конкурентноспособности страны/региона/города;

7) выход из пол. кризиса - новые управленческие кадры, методы и идеи, приход новой власти.

 

41. Условия становления и развития творческих индустрий

Творческие индустрии можно также определить как отрасль экономики, объединяющую предприятия и предпринимателей, продукция которых несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Развитие творческих индустрий выступает как один из весомых факторов социально-экономического развития территорий, городов, стран и регионов мира в условиях новой постиндустриальной экономики.

Творческие индустрии – термин, введенный в Великобритании (Creative Industries) и принятый в международной практике.90-е гг. 20 ст.-развитие, Великобритания.

Движущая сила развития совр.городов – наличие креативно-творч.индустрии.

Под ТИ понимается предприн. дея-сть, при которой экон. стоимость продукта связана с культ.компонентом. С одной стороны, ТИ способны модернизировать трад.культ.институты, с другой стороны, делается ставка на соврем.культуру, т.к. она явл. источником инноваций, способных делать городскую среду конкурентной и постоянно обновляемой.

ТИ находятся на стыке сферы культуры и экономики. Это не культура в трад. понимании и не предпр-во в чистом виде. Это «предпр-во в сфере культуры», а потому для дея-ти в этой сфере требуется поддержка извне, так как она не может быть самоокупаемой.

Применение термина "производство" по отношению к созданию культурных ценностей означает переосмысление самого понятия творчества. "Культурное производство" срастается с "материальным производством". "Культурный продукт" (идея, песня, книга, компьютерная игра, картина и т.д.) превращается в товар, объект потребления. Производство "культурного продукта", точно так же, как производство материальных благ, ориентировано на рынок. Творческая деятельность становится элементом экономических отношений и воспринимает логику этих отношений. Наряду с понятием "культурного производства" используются понятия "культурной индустрии" или, во множественном числе, - "культурных (или творческих) индустрий". Фактически, первым о "культурной индустрии" говорил Теодор Адорно. В контексте его взглядов это понятие имело негативный смысл и ассоциировалось со стандартизацией, массовизацией и коммерциализацией культуры в западных обществах в середине и второй половине ХХ века. Понятие "культурных (творческих) индустрий" распространилось несколько позже. М. Гнедовский отмечает, что термин "творческие индустрии" возник в Великобритании во второй половине ХХ века. Распространение "творческих индустрий" означает формирование "творческого сектора экономики", включающего такие виды деятельности, как реклама, мода, дизайн, архитектура, программирование, создание кинопродукции и компьютерных игр, издательское дело и т.д. (Нетрудно заметить, что многие, хотя и не все, виды деятельности связаны с производством "массовой культуры"). В постиндустриальных обществах значимость "творческих индустрий" возрастает, они приносят всё большую прибыль и обеспечивают занятость довольно большому числу людей (и не только тем, кто занят непосредственно творчеством). Люди, обеспечивающие развитие "творческих индустрий" могут быть названы "творческим классом

В постиндустриальных обществах "культурное производство" стало сектором экономики, не менее важным, чем производство промышленное.

ТИ:

• способствуют соц. возрождению и возрождению городов,

• создают рабочие места,

• содействуют реструктуризации производства,

• демонстрируют ценности «новой экономики» (инновация, экономика знаний и т.п.), и т.д.

ТИ непосредственно способствуют созданию действительно нового явления для совр. городской жизни и для формирования творческой экономики – творческих кластеров. Творческий кластер – особое место, несколько предприятий, фирм, мастерских, офисов, объединенных в общем пространстве и занятых в секторе ТИ. В кластере возникает общая, специфичная, открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества, формируются новые сети взаимоотношений как альтернативу соц. капиталу, на основе которых происходит обмен идеями. ЕС: в Норвегии прията программа Innovation Norway программа финансирования творческой экономики, минторг и промышленности Финляндии опубликовало стратегию разработки для предпринимательства в секторе творческой индустрии до 2015, а Дания сфокусировалась на творч. образовании. ТИ становятся не только важнейшим сектором экономики, но и важным имиджевым механизмом, имеющим символическое значение для государств и регионов:

1) формируется творческая городская среда;

2) инвестируются фин. ресурсы в креативных людей, а также инновации для сферы культуры в целом;

3) формируется востребованность творч. потенциала через создание новых рабочих мест;

4) разработка и продвижение интелл. продукта;

5) поддержание экон., культ. и полит. коммуникации – «обратная связь между производством и потреблением, технологией и содержимым, обществ. удовлетворением и мобильность

6) выход из экон. кризиса, связанного с реструктуризацией и модернизацией экономики страны, региона и города - рост конкурентноспособности страны/региона/города;

7) выход из пол. кризиса - новые управленческие кадры, методы и идеи, приход новой власти.

42. Опыт развития творческих индустрий в странах Европы и АмерикиДИПЛОМ ЩУВ

Именно Западная Европа и США стали родоначальниками коммерческого досуга и индустрии развлечений, а также разнообразных услуг в сфере культуры, спорта и туризма.

В городе Шеффилд в Великобритании начали развивать творческие индустрии в 1980-е годы, когда традиционная металлургическая и угольная индустрия была свернута в силу глобальных изменений в экономике.

В 1988 году в центре города было создано арт-индустриальное пространство, главной целью которого являлось создание альтернативных рабочих мест после закрытия в 1970-е годы традиционной для Шеффилда угольной промышленности. К 1998 году Шеффилд стал известен не только в Великобритании, но и за рубежом как пример экономического возрождения средствами культуры и творчества. Анализируя опыт Германии по перепрофилированию городов Рурской долины, где бывшие промышленные предприятия стали центрами туризма, культуры и творчества, можно выделить город Эссен, который в 2010 году стал культурной столицей Европы [42, c.163].

В некогда индустриальных городах, таких как Ливерпуль, Манчестер или Шеффилд, известных как «родина капитализма», бывшие промышленные кварталы превращены сегодня в то, что можно назвать «колониями художников» (одновременно являющихся и предпринимателями). Специалисты по развитию городов называют такие кварталы «творческими кластерами». В некоторых случаях кластеры бывают однородными, т. е. объединяют предприятия одного сектора (скажем, мультимедиа или дизайн), в других они принципиально многопрофильны. Иногда в кластерах преобладает производственная составляющая, скрытая от глаз обычного прохожего, но чаще к ней добавляется презентационная функция, благодаря которой творческая деятельность выходит в публичное пространство — в виде магазинов дизайнерской одежды или мебели, выставочных залов, концертных и театральных площадок и т. п в 19 веке Манчестер был крупнейшим промышленным городом, но никогда не имел такой же выдающейся архитектуры и классической культуры. После распада промышленности и утраты только за период с 1972 по 1984 год более 200 000 рабочих мест город использовал искусства и творческие индустрии в качестве ключевых элементов стратегии своего возрождения. Начиная с конца 1980-х годов, городские власти работали над созданием нового имиджа города, используя разнообразные маркетинговые программы, рисующие живой, стильный, обращенный к молодежи город. Политика развития города была направлена на реализацию проектов, центральным компонентом которых была культура: в заброшенном здании, принадлежавшем железной дороге, был помещен Музей науки и промышленности; была проведена реставрация и реконструкция Каслфилда – центрального района города и памятника промышленной архитектуры; было построено новое современное здание художественной галереи и ультрасовременный концертный зал, а также уникальный центр Урбис, в котором первый промышленный город мира прославляет урбанизацию.

Все эти капитальные сооружения и микро кварталы Манчестера с маленькими магазинами, галереями, ресторанами, кафе и барами, возникшими для того, чтобы удовлетворить потребности местных жителей и приезжих, по оценкам специалистов привлекают в обновленный центр города около 150 000 человек в день (туристов и горожан).13 В городе царит атмосфера экономического благополучия, которая помогает ему привлекать огромные частные инвестиции, исчисляемые в размере $4-5 на каждый $1 государственного финансирования. За последние пять лет было привлечено $1,4 млрд. внешних инвестиций. К 1999 году сектор творческих индустрий, который значительно вырос за предыдущее десятилетие, ежегодно пополнял городской бюджет на $1,4 млрд., а 6% населения города имело работу, связанную с культурой.14

Манчестер высоко ценит этот вклад творческих индустрий, и в 1999 году его Городской Совет совместно с правительством региона, местными инвестиционными и культурными органами, а также шестью другими организациями учредил городскую Службу развития культурных индустрий – Cultural Industries Development Service (CIDS). Служба CIDS имеет годовой бюджет в размере $1,4 млн. и обеспечивает услуг по предоставлению информации, знаний и консультаций независимым предпринимателям Манчестера, занимающимся творческими индустриями. Работа ведется через профессиональных тренеров и консультантов, обслуживающих соответствующие субсекторы, создаются профессиональные сети. Организация занимается самым широким спектром деятельности – от службы занятости для студентов до предоставления обучения, необходимых знаний и умений и финансовой поддержки малым бизнесам, стремящимся выйти на международные рынки и закрепиться на них.

Творческие индустрии в настоящее время находятся в центре стратегии и политики нового экономического развития в целом ряде городов Европы. Помимо приведенных выше примеров, можно упомянуть и о нижеследующих..

43. Перспективы развития творческих индустрий в РБ: условия и особенности.

На сегодняшний момент существует реальная необходимость внедрения творческих индустрий в Республике Беларусь и создание кластерной системы, которая успешно развивается не только во многих европейских странах, но и странах постсоветского пространства.

Выбор стратегии развития творческих индустрий – одна из насущных проблема, стоящая сейчас перед культурой Беларуси. Политика в области творческих индустрий в Республике Беларусь может развиваться по следующим направлениям:

1. Разработка белорусской модели «творческого кластера»..

2. Усовершенствование законодательной базы, формирование моделей функционирования предприятий творческих индустрий в Беларуси на основе международного опыта в этой области.

3. Проведение семинаров по бизнес-планированию в сфере культуры. Включение независимых профессионалов и работников культуры в самостоятельную предпринимательскую деятельность.

4. Публикация как зарубежных, так и российских исследований по развитию творческих индустрий. Развитие информационно-аналитического агентства, специализирующегося в этой области.

Таким образом, для адекватного внедрения сектора творческих индустрий в Республике Беларусь важны такие компоненты как достижение профессионализма и стабильности во взаимодействия культуры и бизнеса. Также развитию будет способствовать различные формы сотрудничества и партнерства всех заинтересованных сторон – государства, региональных и местных властей, общественных организаций, бизнеса и т. п.

Кластеры на микроуровне представляют собой локальные сочетания предприятий одной отрасли, имеющих социально-инфраструктурную связанность. кластер – это сложная система, обладающая такими системными свойствами как:

§ целостность (проявляется в таких свойствах интегрированных структур, как эмерджентность и синергизм);

§ многоуровневость (подтверждается сложностью структуры, числом уровней иерархии, многообразием элементов и связей);

§ целеопределенность (указывает на подчиненность определенной цели);

§ адаптивность и гибкость (возможность приспосабливаться и изменяться к условиям внутренней и внешней среды)

кластеры характеризуются следующими особенностями:

наличием крупного предприятия – лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы; территориальной локализацией основной массы субъектов хозяйствования – участников кластера;

устойчивостью экономических связей субъектов хозяйствования – участников кластера, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников; долговременной координацией взаимодействия участников кластера в рамках её производственных программ, инновационной деятельности; основных систем управления, контроля качества и пр.

Современные кластеры, являются сетями, охватывающими несколько отраслей и включающими разнообразные фирмы, специализирующиеся на конкретном звене в цепочке создания конкретного конечного продукта. Отсюда еще один признак кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования, а именно четко выраженный фактор лидирующего продукта или услуги.

 

44. Структура творческого кластера, наполнение, особенности деятельности

Творческий кластер – пространственная концентрация независимых предприятий, отдельных творческих личностей, организаций, относящихся к сфере творческих индустрий или же обеспечивающих процесс производства, продвижения и реализации на рынке производимого продукта. наличием крупного предприятия – лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы; территориальной локализацией основной массы субъектов хозяйствования – участников кластера;

устойчивостью экономических связей субъектов хозяйствования – участников кластера, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников; долговременной координацией взаимодействия участников кластера в рамках её производственных программ, инновационной деятельности; основных систем управления, контроля качества и пр.

Так, творческие кластеры можно разделить на:

однородные, т. е. объединяющие предприятия одного сектора (например, мультимедиа или дизайн);

многопрофильные, т.е. объединяющие предприятия разных секторов (например, дизайнерские и архитектурные бюро, производство кино- и видеопродукции, музыку и т.д.)

По природе возникновения кластеры могут быть:

частными, возникшими по инициативе индивидуальных предпринимателей и частных организаций, которые уже впоследствии получают государственную поддержку;

муниципальными, возникшими по инициативе и при поддержке городских властей.

В кластерах может преобладать:

-производственная составляющая, скрытая от посторонних;

-презентационная составляющая, благодаря которой творческая деятельность выходит в публичное пространство - в виде кафе, магазинов дизайнерской одежды или мебели, выставочных залов, концертных и театральных площадок и т.п.

Отдельный тип составляет кластер, формирующийся вокруг туристической индустрии, вдоль туристических маршрутов. Кластер другого типа создается вокруг телеканала, на который работает множество продюсерских компаний.

В структуру кластера органично интегрированы кафе, бары, кинотеатры, шоу-румы. Площади в творческих кластерах могут быть приспособлены под офисы, торговые помещения, выставочные пространства. Также там могут размещаться образовательные центры, спортивные клубы, площади могут арендовать для презентаций, выставок, семинаров.

1. Концепция, месторасположение и характеристика создаваемого кластера

2. Социально-культурное обоснование необходимости создания кластера, картирование территории

3. Предполагаемая целевая аудитория

4. Структура кластера (предпринимательские структуры, входящие в состав кластера)

5. Проводимые мероприятия (направления, формы), их периодичность

6. Образовательные программы

7. Источники финансирования

8. Информационно-рекламное обеспечение

9. Кадровое обеспечение

10. Материально-техническое обеспечение

11. Время существования кластера, необходимость смены концепции

 

 

45. Развитие творческих кластеров (зарубежный опыт)

Творческие кластеры - это локально-территориальная концентрация творческих организаций, являющаяся энергетическим творческим центром для создателей и потребителей творческого продукта и позитивно воздействующая на облик окружающей среды.

Преимущественно такие кластеры развиваются в российских столицах — Москве и Санкт-Петербурге. Например, самый известный и Креативное пространство «Ткачи» — крупнейший в Санкт-Петербурге территориальный креативный кластер, расположенный в историческом центре города, в здании реконструированной ткацкой фабрики, на набережной Обводного канала, в трех минутах от станции метро. Общая площадь здания — более 10.000 кв.м. + прилегающая территория.

«Ткачи» — «силиконовая долина» петербургских творческих индустрий. Здесь расположены магазины и шоу-румы, офисные и лекционные помещения, а также почти 1.000 кв.м. открытого публичного пространства Tkachi Open Space. Резиденты «Ткачей» — одни из самых успешных и харизматичных творческих предпринимателей города. На площадке Tkachi Open Space проходят художественные выставки, благотворительные акции, детские праздники, концерты, театральные постановки, модные показы, концерты и музыкальные вечеринки, образовательные семинары и мастер-классы, корпоративные мероприятия.

«Ткачи» — весьма молодой, но вполне состоявшийся культурный и бизнес проект. В ближайшем будущем «Ткачи» намерены усовершенствовать инфраструктуру своих публичных пространств и сформировать на своей территории уникальную художественную и образовательную контент-среду. Развитие «Ткачей» предполагает формирование креативного хаба, объединяющего наиболее ярких, талантливых, смелых и успешных представителей петербургской креативной индустрии. «Ткачи» призваны служить пространством для комфортного и интеллектуального отдыха, получения нового опыта и ярких впечатлений.

Креативное пространство «Ткачи» — независимый частный проект, демонстрирующий возможность гармоничного сочетания культурной значимости, социальной миссии и экономической эффективности.

46. Технология создания креативного кластера

Творческие кластеры - это локально-территориальная концентрация творческих организаций, являющаяся энергетическим творческим центром для создателей и потребителей творческого продукта и позитивно воздействующая на облик окружающей среды.

К преимуществам кластерного подхода можно отнести:

• эффективную цепочку реализации инновационных идей от ее создания до нахождения конкретного потребителя;

• сложившуюся устойчивую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу;

• высокие конкурентные преимущества предприятий, входящих в кластер за счет внутренней специализации и возможностей минимизации затрат на внедрение инноваций;

• наличие в структуре кластеров мобильных промышленно ориентированных малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона; кроме того, в пределах территориального кластера хорошо развиваются малые формы предпринимательской деятельности, обеспечивающие необходимую «инновационную инфраструктуру» (в том числе идеи, знания) крупным предприятиям, часто используя их капитал;

• достаточно высокий инновационный уровень и экспортный потенциал «организаций кластера» и их стремление к дальнейшему инновационному развитию.

Процедура создания кластеров имеет свои принципы и условия. Создавать кластеры необходимо поэтапно [3].

На первом этапе (подготовительном) выясняется актуальность, общая экономическая целесообразность, разработка и апробация механизмов создания и развития кластеров и принимается решение о полномасштабной работе над проектом.

На основном этапе решаются организационно-правовые вопросы, связанные с формированием кластеров.

Завершающий этап предполагает корректировку «портфеля» приоритетных кластеров, форм и методов государственной поддержки на основе мониторинга и анализа результатов формирования кластеров, а также разработку всех организационных документов, технико-технологических и экономических обоснований.

Создание кластера предполагает:

1) наличие база данных контактов участников и возможность связаться в отдельныхм группах по интересам,

2) общественное информирование о кластере как инструменте для регионального развития, а также обнародование первых идей, которые прозвучали на мероприятии и призыв тех, кто заинтересован, в более детальном изучении концепции двух потенциальных кластеров в городе Ровно и области,

3) первоначальный анализ создания кластера (SWOT анализ) –какие сильные и слабые стороны, а также риски и возможности существуют,

6) назначение группы инициативы кластера (и выбор менеджера),

7) стратегия и тактические действия для достижения целей,

8) формализация кластера (юридическая форма) и «правила игры»,

9) углубленный анализ потенциального рынка и тенденций,

10) долгосрочные стратегические планы,

11) система оценки и самопроверки,

12) формулировка отношений с другими кластерами и международная деятельность.

1. Концепция, месторасположение и характеристика создаваемого кластера

2. Социально-культурное обоснование необходимости создания кластера, картирование территории

3. Предполагаемая целевая аудитория

4. Структура кластера (предпринимательские структуры, входящие в состав кластера)

5. Проводимые мероприятия (направления, формы), их периодичность

6. Образовательные программы

7. Источники финансирования

8. Информационно-рекламное обеспечение

9. Кадровое обеспечение

10. Материально-техническое обеспечение

11. Время существования кластера, необходимость смены концепции

 

 

47. Условия и опыт развития творческих кластеров и креативных пространства в РБ

В Минске творческая среда представлена такими проектами как ДК La Mora и Арт-Сядзіба. Это площадки для реализации своих идей, проведения творческих мероприятий, например, презентаций, концертов, выставок, семинаров, просмотров фильмов с обсуждением и т.д.

Арт-Сядзіба это одно из первых арт-пространств, созданных в Минске. Оно расположено на территории завода Горизонт в самом центре города. О том, как, когда и кому такое пространство было нужно, рассказал один из руководителей проекта Павел Белоус:

«Идея создания творческого пространства появилась в связи с отсутствием подобного опыта в Минске. Команда «Арт-Сядзібы» это пять \

Другой источник

Успешный опыт реализации кластерной модели развития существует и в Беларуси, в ИТ-индустрии - Парк высоких технологий. Резиденты парка являются участниками научно-технологической ассоциации "Инфопарк", объединяющей 69 юридических лиц, работающих в сфере ИТ-технологий, как частной, так и государственной формы собственности. Еще один пример - созданная в феврале 2013 года Республиканская ассоциация нано индустрии.

48. Творческие индустрии в структуре городского пространства

Творческие индустрии можно также определить как отрасль экономики, объединяющую предприятия и предпринимателей, продукция которых несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Развитие творческих индустрий выступает как один из весомых факторов социально-экономического развития территорий, городов, стран и регионов мира в условиях новой постиндустриальной экономики.

Творческие индустрии – термин, введенный в Великобритании (Creative Industries) и принятый в международной практике.90-е гг. 20 ст.-развитие, Великобритания.

Таким образом, именно через призму культуры надо рассматривать сегодня городское развитие. В этом смысле творческие индустрии являются источником инноваций, они делают как культуру, так и экономику города конкурентоспособными. В их сфере традиционная мощь классической культуры объединяется с «добавленной ценностью», создаваемой предпринимательским умением, и использующим новые знания талантом работы с электронными и иными современными средствами коммуникации. ТИ:

• способствуют соц. возрождению и возрождению городов,

• создают рабочие места,

• содействуют реструктуризации производства,

• демонстрируют ценности «новой экономики» (инновация, экономика знаний и т.п.), и т.д.

ТИ непосредственно способствуют созданию действительно нового явления для совр. городской жизни и для формирования творческой экономики – творческих кластеров. Творческий кластер – особое место, несколько предприятий, фирм, мастерских, офисов, объединенных в общем пространстве и занятых в секторе ТИ. В кластере возникает общая, специфичная, открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества, формируются новые сети взаимоотношений как альтернативу соц. капиталу, на основе которых происходит обмен идеями. ЕС: в Норвегии прията программа Innovation Norway программа финансирования творческой экономики, минторг и промышленности Финляндии опубликовало стратегию разработки для предпринимательства в секторе творческой индустрии до 2015, а Дания сфокусировалась на творч. образовании. ТИ становятся не только важнейшим сектором экономики, но и важным имиджевым механизмом, имеющим символическое значение для государств и регионов:

1) формируется творческая городская среда;

2) инвестируются фин. ресурсы в креативных людей, а также инновации для сферы культуры в целом;

3) формируется востребованность творч. потенциала через создание новых рабочих мест;

4) разработка и продвижение интелл. продукта;

5) поддержание экон., культ. и полит. коммуникации – «обратная связь между производством и потреблением, технологией и содержимым, обществ. удовлетворением и мобильность

6) выход из экон. кризиса, связанного с реструктуризацией и модернизацией экономики страны, региона и города - рост конкурентноспособности страны/региона/города;

7) выход из пол. кризиса - новые управленческие кадры, методы и идеи, приход новой власти.

 

 

49. Правовые механизмы развития арт-индустрии в РБ

Свод законодательных актов не стал простым сбором действующих ныне норм. Он объединил около 60 нормативных правовых актов различной юридической силы, из них 7 законов, 4 указа Президента Беларуси, около 20 постановлений правительства и 30 нормативных правовых актов Министерства культуры. В частности, кодекс основывается на действующих в настоящее время нормах законов "Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь", "Аб бiблiятэчнай справе ў Рэспублiцы Беларусь", "Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспублiцы Беларусь", "Аб творчых саюзах i творчых работнiках", "О кинематографии в Республике Беларусь", "Аб музеях i Музейным фондзе Рэспублiкi Беларусь", "Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь". Все действующие нормы были проревизированы, проанализирован зарубежный опыт. В результате в документ вошли нормы, которые нашли применение на практике и носят стабильный характер, было сокращено количество отсылочных норм, унифицирована и уточнена терминология, исключены устаревшие нормы. Какова структура "библии" о культуре? Документ объемом в более чем 200 страниц включает общую и особенную части, состоит из 5 разделов ("Основы правового регулирования в сфере культуры", "Субъекты культурной деятельности", "Культурные ценности", "Культурная деятельность" и заключительные положения) и 257 статей.

ТРУДОВОЙ КОДЕКС, Закон о предпринимательской деятельности, о массовых мероприятиях,

50. Арт-менеджент как вид профессиональной деятельности в арт-индустрии

Арт-менеджер – это человек осмысливающий, а потом организующий все, что связано с искусством. рт-менеджмент заключается в том, чтобы обеспечить, заставить, дать возможность тому или иному творческому замыслу, проекту, задумке произойти, случиться. И именно работа арт-менеджеров — создать условия, в которых творческий, художественный проект произойдет и будет поддержан.

Арт-менеджмент — это деятельность, в которой всегда задействовано много людей, причем вне зависимости от масштабности того, чем арт-менеджер занимается. Арт-менеджер должен быть между различного уровня структурами власти, администраторами площадок, залов, студий, радиостанций, телеканалов, и конечно же творцами (художниками, музыкантами, композиторами) и т.д.

И это тоже весьма серьезная отличительная черта арт-менеджмента от менеджмента в других сферах.

У арт-менеджеров могут быть различные наименования: менеджер, директор, продюсер, куратор, координатор с различными приставками до или после указанных наименований.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.205 сек.