Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная ориентация в вузах




Профессиональная ориентация в колледжах

 

Кто-то еще считает, что поскольку школьники уже выбрали данный колледж и определились со специальностью, то и профориентация им не нужна. Сразу можно обозначить выборы (и соответствующие проблемы), специфичные именно для учащихся колледжей: 1) где работать после окончания?; 2) на какую тему писать курсовые и дипломные работы? 3) как лучше и какого выбрать научного руководителя? 4) Где лучше проходить стажировку и производственную практику (с учетом того, что нередко сами учащиеся решают эти вопросы)? И т.п.

Специфика профессионального самоопределения учащихся колледжей во многом близка к тому, что мы выделили применительно к учащимся старших классов общеобразовательной школы (см. раздел 3.4.). Но при этом, можно обозначить и специфичные для колледжей моменты: 1) кого-то наблюдается заниженная самооценка (раз «не остался в школе», хотя таких ребят все реже сравнивают с бывшими «ПТУшниками» и даже хорошо успевающие школьники все чаще предпочитают колледж школе); 2) у кого-то, наоборот, может развиться чувство превосходства перед теми, кто остался в 10-11 классе…; 3) обычно сам процесс обучения в колледже в большей предполагает связи с реальным производством, а иногда – и с вузами (особенно, если такие колледжи организованы «при вузах»); 4) у выпускников некоторых колледжей есть возможность продолжить обучение по профилю своей специальности, начиная сразу со второго или даже с третьего курса соответствующего вуза и т.п.

Одновременно, следует признать, что нередко школьник идет в колледж, чтобы избежать унизительные ЕГЭ, поэтому после окончания колледжа он может и не связывать дальнейшее обучении или работу с освоенной специальностью. Понятно, что все эти проблемы можно дополнительно обсуждать с учащимися колледжей.

 

 

 

Понятно, что в профориентационной работе со студентами следует учитывать различные особенности их обучения в вузе, которые детально описаны в различных источниках (см. Вачков, Гриншпун, Пряжников, 2002, С.327-389; Пряжников, 2004, С.61-85; Пряжников, Пряжникова, 2009, С.269-327 и др.). Во многом вопросы самоопределения в вузе близки связанные с к аналогичным проблемам в колледже (см. предыдущий раздел – 3.7), в частности: трудоустройство после окончания, выбор темы курсовой и дипломной работы. Выбор научного руководителя, выбор места практики и стажировки и т.п.

Важнейшей особенностью обучения в вузе является реальное «испытание свободным временем» для многих студентов. Понятно, что студент должен все время тратить на учебно-профессиональную деятельность, но фактически многие умудряются успешно сдавать зачеты и экзамены, максимально «оптимизируя» свое время для подготовки к ним[5], … Но тогда, перед многими стоит вопрос, чем занять освободившееся время? Основные проблемы самоопределения в этом контексте сводятся к следующим: 1) использовать/ или не использовать свободное время для приобщения к культуре? 2) расширять/ или не расширять свой жизненный и профессиональный кругозор (в университетах для этого можно посещать лекции на других факультетах и т.п.); 3) расширять/ или не расширять круг своих друзей единомышленников в неформальных контактах с однокурсниками и преподавателями, а также - со студентами из других вузов4 4) для кого-то возможен и такой выбор – осваивать/ или не осваивать параллельно основной и дополнительную специальность? Заметим, что все чаще такая возможность предоставляется студентам, например, в МГУ имени М.В.Ломоносова на факультете педагогического образования, студенты разных факультетов могут на добровольной основе, но не бесплатно, освоить новую интересующую их специальность и т.п.

В целом, можно кратко сформулировать основные проблемы профессионального образования на современном этапе развития страны:

1.Малые зарплаты у преподавателей и, как следствие, - подработки многих из них в других местах….

2.Неудачное распределении выделяемых финансовых средств (в частности система грантов нередко рассматривается многими влиятельными в образовании людьми как «кормушка», но не как возможность для творческой самореализации…).

3.Слабая связь профессионального образования с производством.

4. «Свободное» распределение выпускников, когда многие из них оказываются вообще не востребованы.

5.Малые стипендии для студентов (как следствие – массовые подработки, когда собственно трудовая деятельность становится более важной, чем учебно-профессиональная деятельность…).

6.Слабая преемственность школы и профессиональных учебных заведений:

8.Почти полная ликвидация вузовской науки (ничтожные ставки преподавателей и научных работников в вузе…).

9.В последнее время – излишняя формализация и бюрократизация учебного процесса (тесты и т.п.).

Соответственно, можно также кратко сформулировать и перспективы развития профессионального образования:

1. Постепенный переход от пока еще часто встречающегося платного – к преимущественно бесплатному образованию! А в перспективе – даже материальное поощрение тех, кто учится дополнительно и совмещает обучение с работой.

2. Проблема значительного повышения стипендий для студентов…

3. Усиление личностной подготовки специалистов.

4. Расширение универсальности подготовки.

5. Одновременное освоение нескольких специальностей (когда выпускник получает несколько дипломов на выходе).

6. Отказ от деления на начальное, среднее и высшее, применительно к разным профессиям, но допустимость такой многоуровневости, применительно к одной профессии. Если помечтать, то вполне приемлемой может считаться ситуация, когда рабочий высокой квалификации будет приравнен к инженеру или даже к профессору… И наоборот, не очень выдающийся (средненький) ученый по своему статусу не должен быть «выше» успешного учителя, успешного повара или рабочего…

7. Усиление индивидуальной подготовки (работа индивидуально или с небольшими учебными группами).

8. Расширение практики чтения альтернативных курсов разными преподавателями и расширения общей «автономности» преподавателей, дающей им право на независимость от доминирующих научных подходов в своем учреждении.

9. Развитие связей с практикой.

10. Развитие реальных связей с другими учебными заведениями (включая и зарубежные) - через совместные проекты, через развитие дистантных форм обучения и т.п.

11. Развитие возможностей для приобщения к профессиональному образованию учащихся школ (через олимпиады, «школы юных…» и т.п.).

12. Развитие дистанционных форм образования.

13. Расширение кругозора преподавателей (через освоение разных видов деятельности, кроме преподавания).

При этом главное для современной России – значительное повышение зарплат преподавателям и научным сотрудникам вузов и колледжей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 56; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.