Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическая часть




Практическое занятие №16

Семинар

Диетическое и лечебно-профилактическое питание.

Виды питания. Специализированное питание.

Занятие №15

Цель занятия:

Закрепить и углубить знания по основным видам питания.

Для подготовки к семинару необходимо воспользоваться материалом лекций по видам питания, учебником, ответить на контрольные вопросы к занятиям №11,12,13,14, а также на следующие вопросы по лечебно- профилактическому питанию:

1. Что такое лечебно-профилактическое питание?

2. Какие принципы положены в основу лечебно-профилактического питания? Охарактеризуйте эти принципы.

3. Охарактеризуйте пищевые вещества, обладающие профилактическим действием, которые используются в лечебно-профилактическом питании (ЛПП).

4. Как осуществляется ЛПП при вредных условиях труда?

5. Охарактеризуйте рацион №1 (радиопротекторный).

6. Охарактеризуйте рацион №2, №2а.

7. Охарактеризуйте рацион №3

8. Охарактеризуйте рацион №4, №5.

Функциональное питание. Функциональные ингредиенты: их классификация, влияние на организм человека

В последние годы в странах Европейского Союза, США, Японии и других получили широкое распространение так называемые функциональные пищевые продукты (functional foods), как новое и перспективное направление в пищевой индустрии, для улучшения структуры питания, поддержания здоровья и снижения риска развития распространенных заболеваний современного человека (атеросклероза, ожирения, онкологических заболеваний, остеопороза, сахарного диабета и др.). Основным механизмом профилактического действия функциональных пищевых продуктов является их положительное влияние на такие процессы как повышение физической выносливости, иммунитета, улучшение функции пищеварения и регуляция аппетита, в частности, его снижение. В понятие функциональной пищи входят пищевые продукты, которые подвергаются элиминации, обогащению или замене по составу нутриентов и биологически активных веществ. Наиболее яркими примерами функциональной пищи являются пищевые продукты, обогащенные пищевыми волокнами (в том числе пребиотиками), пробиотиками – микроорганизмами (бифидо- и лактобактериями), антиоксидантами, витаминами (А,Е,С и др.), минеральными веществами (кальцием и др.), микроэлементами (железом, цинком, фтором, селеном и др.) и флавоноидами (фитоэстрогенами, кверцетинами и др.).

При этом важно отметить, что эти пищевые продукты, наряду с высокой пищевой ценностью, должны обладать выраженным физиологическим эффектом. Поэтому в категорию функциональных пищевых продуктов попадает и целый ряд продуктов для специализированного питания спортсменов, диетические (лечебные и профилактические) продукты для больных, а также значительная часть биологически активных добавок к пище – носителей микронутриентов и биологически активных веществ. По некоторым данным, почти 25% пищевых продуктов в странах ЕС относится к функциональным пищевым продуктам (ФПП).

Образ жизни современного россиянина, который характеризуется существенным изменением в отрицательную сторону с резким снижением физической активности обусловил резкое снижение объема пищи, а следовательно, и возможности обеспечения организма микронутриентами. Это привело к тому, что при калорийности суточного рациона питания на уровне

2000-2400 ккал стало невозможным обеспечить организм необходимым количеством эссенциальных микронутриентов, что подтверждается многочисленными данными анализа состояния фактического питания населения России почти по 60 регионам. Согласно этим данным, дефицит микронутриентов, в частности, витаминов (С, тиамина, рибофлаина, фолиевой кислоты и т.д.), минеральных веществ (кальция и т.д.), микроэлементов (железа, йода, селена, фтора) в Российской Федерации распространен повсеместно, во все сезоны года и во всех возрастных группах населения, включая детей раннего и школьного возраста, пожилых и что особенно настораживает – более половины трудоспособного населения страны. В этих условиях создание и активное внедрение в структуру питания различных групп функциональных пищевых продуктов является актуальным и позволит приблизиться к решению проблемы здорового питания российского населения.

Российский рынок функциональных пищевых продуктов постепенно заполняется не только импортными, но и отечественными продуктами, такими как пробиотические кисломолочные продукты, напитки,обогащенные витаминами, минеральными веществами и растворимыми пищевыми волокнами, хлебобулочные и кондитерские изделия и готовые завтраки, включающие различные функциональные ингредиенты. Появились отечественные жировые продукты, отличающиеся улучшенным жировым составом за счет обогащения источниками полиненасыщенных жирных кислот, а также витаминизированные.

Однако возможность позиционирования перечисленных продуктов как «функциональных» допустима только при наличии соответствующих нормативных документов и, прежде всего, государственного терминологического стандарта. Проект такого стандарта «Продукты пищевые функциональные. Термины и определения» был разработан в Московском государственном университете пищевых производств, утвержден в качестве Национального стандарта РФ ГОСТ Р52349-2005 и введен в действие с 1 июля 2006 г.

В стандарте даны определения следующим терминам:

- функциональный пищевой продукт (functional food)

- обогащенный пищевой продукт (enriched food)

- физиологически функциональный пищевой ингредиент (physiologically functional food ingredient)

- пробиотический пищевой продукт (probiotik food)

- пробиотик (probiotic)

- пребиотик (prebiotic)

- синбиотик (synbiotic).

Физиологически функциональным пищевым ингредиентом называется вещество или комплекс веществ животного, растительного, микробиологического, минерального происхождения, аналогичные вещества, идентичные натуральным, а также живые микроорганизмы, входящие в состав функционального пищевого продукта и способные оказывать благоприятный эффект на одну или несколько физиологических функций, процессы обмена веществ в организме человека при систематическом употребление в количествах, составляющих от 10 до 50% от суточной физиологической нормы.

Минимальные количества микронутриентов и других БАВ индивидуально или в результате комплексного взаимодействия участвуют в важнейших биохимических реакциях организма, обеспечивают специфические физиологические эффекты:

- регулируют обмен жиров, белков, углеводов и минеральных веществ, обеспечивая наиболее полное усвоение макронутриентов в организме;

- оптимизируют активность ферментных систем, которая осуществляется с участием ряда витаминов и микроэлементов как незаменимых кофакторов ферментов;

- участвуют в образование структуры клеточных мембран и тем самым в регуляции деятельности сердца, свертываемости крови и состояния сосудистой и нервной систем и т.д.;

- формируют защитную антиоксидантную систему, предотвращающую и ингибирующую процессы свободнорадикального окисления, которые приводят к развитию множества патологических состояний организма;

- участвуют в процессах окислительного фосфорилирования, обеспечивающих клеточное дыхание;

- поддерживают постоянство баланса электролитов, необходимого для регулирования возбудимости клеточных мембран миокарда и нервных клеток, тонуса сосудов и вязкости крови;

- поддерживают кислотно-щелочной баланс;

- участвуют в синтезе, превращениях или активации гормонов, оказывают прямое гормоноподобное действие;

- регулируют иммунную активность организма;

- участвуют в процессах кроветворения;

- влияют на свертываемость крови;

- оказывают общее и специфическое воздействие на репродуктивную функцию и процессы эмбриогенеза;

- регулируют деятельность центральной и периферической нервной системы;

- участвуют в формировании и деятельности опорно-двигательной системы;

- участвует в синтезе основных компонентов соединительной ткани;

- влияют на процессы биотрансформации и выведение из организма токсинов и ксенобиотиков;

- поддерживают функции нормальной кишечной микрофлоры.

Роль микронутриентов в организме человека, как правило, не ограничивается выполнением одной функции, т.к. они могут участвовать в различных биохимических процессах, обеспечивая широкое и разнообразное физиологическое действие.

Вещества, используемые в качестве функциональных ингредиентов, выделяют главным образом из пищевого сырья, однако успехи и достижения химической технологии, биотехнологии, молекулярной биологии, генетики дают возможность синтезировать соединения аналогичного состава с помощью химического и микробиологического синтеза, ферментативной обработки природных субстратов или приемов генной инженерии. Эти методы значительно более экономичны, однако безопасность полученных продуктов, в первую очередь генномодифицированной продукции, остается предметом споров и дискуссий среди представителей науки, законодательных органов, потребительских организаций.

В настоящее время в технологической практике производства функциональных продуктов наиболее широко применяются функциональные ингредиенты следующих групп: пищевые волокна, витамины (особенно С и Д), минеральные вещества (особенно кальций и железо), полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК семейств w -3 и w -6) или содержащие их жиры, антиоксиданты (b -каротин, токоферолы и др.), олигосахариды (прежде всего пребиотики), некоторые полезные микроорганизмы (пробиотики).

Цель работы:

изучить основные термины, применяемые в области функциональных пищевых продуктов, классификацию функциональных ингредиентов, их роль в организме человека.

Задание 1

Используя ГОСТР 52349-2005 «Продукты пищевые функциональные. Термины и определения» дать определения следующим терминам:

- функциональный пищевой продукт;

- функциональный пищевой ингредиент;

- пробиотик;

- пробиотический пищевой продукт;

- пребиотик;

- синбиотик.

Задание 2

Изучите классификацию физиологически функциональных ингредиентов по химическому строению. Заполните таблицу:

 

№ п/п Классы функциональных ингредиентов Группы веществ, входящих в классы
  Изопреноиды  
  Фенольные соединения  
  Белки, аминокислоты, основания  
  Углеводы и их производные  
  Жирные кислоты и структурные липиды  
  Минеральные вещества  
  Микроорганизмы и питательные вещества для них  

 

Задание 3

Изучите классификацию функциональных ингредиентов по механизму действия. Заполните таблицу:

Функциональные ингредиенты
Антиканцеро- генные вещества Вещества, улучша-ющие липидный профиль крови Антиокси- данты Противовос- палительные вещества Вещества, улучшающие остеогенез и состояние костей
         

Задание 4

Изучите взаимосвязь между физиологическим действием функциональных ингредиентов и алиментарными заболеваниями. Работу представьте в виде таблицы:

Алиментарные факторы риска Заболевания Функциональные ингредиенты, снижающие риск заболеваний
Избыточное потребление высококалорийной пищи, нарушение оптимального соотношения нутриентов Ожирение  
Повышенный уровень холестерина. Низкий уровень в пище витаминов-антиоксидантов Е и С Сердечно-сосудистые заболевания  
Потребление сверхжирной пищи, вяленого, соленого, копченого мяса, содержащего нитрозоамины и полициклические углеводороды; недостаточное потребление овощей и фруктов Некоторые формы рака  
Пониженное содержание кальция Остеопороз  

 

Контрольные вопросы к защите работы.

1. Какие документы лежат в основе Государственной политики в области здорового питания?

2. Какой основной принцип лежит в основе Государственной политики в области здорового питания?

3. По каким направлениям осуществляется Государственная политика в области здорового питания?

4. Расскажите о возникновении и развитии концепции функционального питания.

5.Охарактеризуйте современный мировой рынок функциональных продуктов и его перспективы.

6. Какой документ законодательно устанавливает термины и определения в области функциональных пищевых продуктов?

7. Дайте определения терминам: функциональный пищевой продукт; обогащенный пищевой продукт; пробиотик; пребиотик; синбиотик; физиологически функциональный пищевой ингредиент.

8. Как классифицируют физиологически функциональные ингредиенты? (ФФИ).

9. Расскажите о классификации ФФИ:

- по химическому строению;

- по механизму физиологического действия микронутриентов и БАВ;

- по природным источникам.

10. Какими способами может проводиться преобразование пищевого продукта в функциональный?

11. Назовите и охарактеризуйте принципы, лежащие в основе обогащения продуктов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.