Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход в управлении таможенной деятельностью.




Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. При этом целостность как характеристика системы проявляется в возникновении новых интегративных качеств, не присущих образующим ее элементам.

Основные термины и понятия, характеризующие систему:

Элемент –наименьшее звено в структуре системы

Связи – технические, технологические, коммуникационные, транспортные и другие каналы

Структура системы – совокупность связей между элементами системы

Подсистема – часть системы

Внешняя среда -среда, с которой взаимодействует система

Системная концепция отвечает на вопрос: какую систему мы строим? Главные компоненты концепции:

• видение системы;

• цель построения системы;

• идеи и принципы построения системы;

• модель системы и ее системные характеристики;

• стратегия достижения цели;

• механизм реализации стратегии.

Системный поход - это общенаучная концепция, реализующая философский принцип системности в подходах и методах решения сложных междисциплинарных проблем, это методология исследования, проектирования и конструирования объектов как систем.
Методология системного подхода определяет уровни декомпозиции и процедуры анализа и/или синтеза систем, удовлетворяющих тем или иным заранее сформулированным требованиям.

Отбор удовлетворительных вариантов производится на каждом рассматриваемом уровне представления системы (концептуальном, функциональном, технологическом) поэтапно (отбор структур, параметров, режимов).

Все методологические процедуры системного подхода могут быть сведены к следующим трем:

• процедуре, реализующей анализ (синтез) системы от частного к общему;

• процедуре, реализующей анализ (синтез) системы от общего к частному;

• процедуре гибридного типа.

Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

Третье свойство (организация). Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство (интегративные (суммарные) качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

истемный анализ означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

5. Процессный подход в управлении таможенной деятельностью.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, координация, контроль и связующие процессы — коммуникации и принятия решения.
Планирование - это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач. Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработка и принятие управленческих решений на достижение поставленной цели; разработка организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником. Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможни, таможенные посты).Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен, для этого нужны условия, которые создает организация.
Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов. Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.Функция управления «организация» в таможенных органах реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как: постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия в соответствии с содержанием утвержденного плана; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий (в зависимости от пунктов утвержденного плана) по всестороннему обеспечению выполнения планов.
Под координацией (регулированием) следует понимать основную функцию управления, посредством которой устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.Данная функция осуществляется на основании результатов обратной связи.Реализация данной функции управления включает исполнение таких управленческих работ (операций) как анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования.
Под мотивацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой возрастает эффективность деятельности подчиненных. Данная функция осуществляется на основании результатов обратной связи. Функция может реализовываться путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, стимулированием отдельных сотрудников и коллективов. Реализация функции управления «мотивация» включает исполнение таких управленческих работ (операций) как:принятие мотивирующего решения; реализация мотивирующих мероприятий; проверка действенности проведенных мероприятий.
Контроль существует для того, чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения. Контроль - это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

6. Ситуационный подход в управлении таможенной деятельностью.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, ситуационный сценарий, т. е. конкретный набор факторов-обстоятельств, которые сильно влияют, например, на таможенную систему в данное время.

В ситуационном подходе принятие решений ставится в прямую зависимость от анализа факторов внешней среды. Сочетание системного и ситуационного подходов значительно усиливает значение последнего в процессе принятия управленческих решений.

Из-за того что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный, как и системный подход, не является простым набором предписываемых руководств. Это, скорее, способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем содержится концепция процесса управления, применимая ко всем таможенным системам. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель, могут значительно варьироваться.

Например, все организации должны создавать организационные структуры для того, чтобы добиться своих целей. Однако существует множество различных способов построения таких структур. Может быть создано много или мало уровней управления. Руководители среднего и низового звеньев могут получить большую долю участия в принятии решений, или, наоборот, руководители высшего звена станут резервировать за собой право принимать самые ответственные решения.

Если определенный род деятельности может логически соответствовать двум различным подразделениям, руководство должно решить, кто же из них будет конкретно заниматься этим.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Методологическую процедуру ситуационного подхода можно представить следующими основными этапами.

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, теоретических основ управления, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия как положительные, так и отрицательные - применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой эффект можно ожидать от их воздействия.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы принятия решений с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих и прогнозируемых обстоятельств.

Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зиждется на третьем шаге, определяющем сценарий развития ситуаций. Если такой сценарий не адекватен, то и формируемое управленческое решение не будет эффективным.

Невозможно, однако, определить все факторы, влияющие на таможенную систему. Буквально каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит или будет происходить во внешнем окружении, влияет на управленческие решения. Для практических целей руководители могут рассматривать только те факторы, которые наиболее значимы для системы, и те, которые, скорее всего, могут повлиять на ее успех. Устранив малозначимые различия между ситуациями, мы сокращаем число переменных до разумных пределов без ощутимой потери точности.

В данной дисциплине предлагается комплексное применение системного, процессного и ситуационного подходов для решения задач управления. Системный и процессный подходы в большей степени применимы

для системного представления и описания таможенных объектов, ситуационный - для описания ситуационных сценариев.

7. Система управления в таможенных органах: организационная и функциональная подсистема

управления».

Система управления таможенным делом (СУТД) представляется в данном случае органами управления - субъектом управления и собственно таможенным делом как объектом управления.

Таможенное дело, как объект управления - это система таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала. Соответственно управление таможенным делом - это управление данными объектами.

В силу сложной природы такого явления, как таможенное дело, наличия различного рода факторов воздействия, синергетических эффектов, процессов самоорганизации и саморазвития, сложно однозначно определить субъект - структуру органов управления таможенным делом. В зависимости от выбираемого подхода к структурированию собственно таможенного дела проявляется и адекватная структура органов управления. Если рассматривать процесс структуризации начиная с этапа формирования таможенных институтов и идентифицировать факторы и условия формирования институциональной среды с уровня международных организаций, что и происходит на практике в настоящее время, то в соответствующей иерархии выстраиваются и субъекты управления таможенным делом. Например, начиная с государственного уровня формируется следующая иерархия: президент, исполнительные, законодательные и судебные органы власти России; ЦА ФТС России; РТУ, таможни, таможенные посты, структурные подразделения таможенных органов России.

Таможенное дело как система управления также имеет в своем составе две базовые подсистемы: собственно таможенное дело как управляющую подсистему и сферу ВЭД как объект управления.

Таможенное дело, как субъект управления - это система управления сферой внешнеэкономической деятельности, участниками ВЭД, товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу - объектами управления. Такое управление осуществляется в форме таможенного регулирования и контроля; шире - это система таможенного администрирования (СТА).

С позиции теории систем управление таможенным делом является вложенной системой по отношению к системе таможенного администрирования. Поэтому, по большому счету, управляя таможенным делом, мы регулируем процессы в сфере ВЭД и по каналам обратной связи контролируем полученные результаты. Далее, анализируя их, по мере необходимости принимаем решения по изменениям собственно в таможенном деле и или в сфере ВЭД.

В такой постановке речь идет об управлении таможенным администрированием, которое начинается с международного уровня, например, с уровня ВТО, содержание которого, в частности, раскрывают такие ключевые документы, как Киотские протоколы и Рамочные стандарты безопасности и содействия торговле. В них отражены единые принципы и процедуры организации и реализации таможенного администрирования для всех администраций мира, подписавших данные документы. Заканчивается такое управление на уровне таможенного инспектора, принимающего в ходе взаимодействия с участниками ВЭД конкретные решения по таможенным вопросам в объеме своих должностных обязанностей.

Таможенное дело находится в процессе непрерывного развития. Это гармонизированный процесс концептуальных, правовых, организационных, технологических и иных динамических изменений системно-эволюционного характера.

Основные факторы развития: интеграция российской экономики в мирохозяйственные связи, перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию, масштабы и характер деятельности хозяйствующих субъектов, идеология всемерного содействия развитию торговой деятельности. Все это объективно выдвигает в число приоритетных направлений практическую реализацию новой философии таможенного дела - «контроль-сервис», предполагающей развитие таможенной службы РФ для повышения качества таможенных услуг, предоставляемых государству, обществу и участникам внешнеторговой деятельности.

Стратегической целью развития таможенных органов является повышение уровня экономической безопасности РФ, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования. Она сводится к нескольким основным параметрам:

• повышению уровня соблюдения таможенного законодательства РФ, обеспечению полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов;

• повышению качества предоставления государственных таможенных услуг, сокращению издержек участников ВЭД и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем;

• повышению эффективности работы таможенных органов по выявлению и пресечению контрабанды, в том числе незаконного вывоза товаров и ценностей.

Перспектива развития ФТС России определяет и существенные изменения в содержании таможенных услуг, в организации и технологиях таможенной деятельности. Наряду с исторически сложившимися традиционными процедурами таможенного регулирования и контроля, формируются и внедряются новые таможенные технологии и инструменты: управления рисками, таможенного аудита, информационного взаимодействия с государственными структурами России и с таможенными администрациями других стран, системного анализа внешнеэкономической и таможенной деятельности, управления таможенными услугами в международной цепи поставки товаров, таможенной логистики.

Сегодня разработаны и введены в действие новые формы грузовой и транзитной таможенных деклараций, гармонизированные с документами, принимаемыми в странах Европейского союза. Внедряются система предварительного информирования таможенных органов и технология электронных способов обмена информацией с участниками внешнеэкономической деятельности, таможенный аудит. В ближайшее десятилетие будут реализованы требования Рамочных стандартов безопасности и обеспечения мировой торговли, протоколов Киотской конвенции, программные положения Концепции развития таможенных органов России до 2010 г. и других органических институтообразуюших решений.

В целом таможенное дело и как объект, и как субъект управления является открытой, динамично развивающейся системой, представляет собой сложный предмет для изучения и требует соответствующего уровня подготовки специалиста по таможенному делу.

8. Методы управления в таможенном деле: административные методы.

Методы менеджмента - это способы выполнения указанных функций. Их можно классифицировать по различным признакам: по масштабам применения - общие, относимые ко всей системе, и особенные (специфические), обращенные к отдельным составным частям системы; по отраслям и сферам применения - в государственном управлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т. д.

Обычно методы менеджмента различаются по содержанию: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно, так как четко разграничишь каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.

Важнейшей отличительной чертой создаваемой рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам менеджмента и одновременный рост роли социально-психологических методов. В то же время сохраняется различие между методами, применяемыми в государственном и частном секторах. В государственной службе преобладают административные методы менеджмента, в то время как в большей части частных организаций преобладают экономические.

Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов управления, которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений я отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения.

9. Методы управления в таможенном деле: экономические методы

Методы менеджмента - это способы выполнения указанных функций. Их можно классифицировать по различным признакам: по масштабам применения - общие, относимые ко всей системе, и особенные (специфические), обращенные к отдельным составным частям системы; по отраслям и сферам применения - в государственном управлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т. д.

Обычно методы менеджмента различаются по содержанию: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно, так как четко разграничишь каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.

Важнейшей отличительной чертой создаваемой рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам менеджмента и одновременный рост роли социально-психологических методов. В то же время сохраняется различие между методами, применяемыми в государственном и частном секторах. В государственной службе преобладают административные методы менеджмента, в то время как в большей части частных организаций преобладают экономические.

Экономические методы. Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

При использовании экономических методов начинают результативно функционировать обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля. Менеджмент избавляется от необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач, управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Пропадает нужда в административном контроле. Распространение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

Административные и экономические методы имеют много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Как правило, административные решения - это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.

10. Методы управления в таможенном деле: социально – психологические

Методы менеджмента - это способы выполнения указанных функций. Их можно классифицировать по различным признакам: по масштабам применения - общие, относимые ко всей системе, и особенные (специфические), обращенные к отдельным составным частям системы; по отраслям и сферам применения - в государственном управлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т. д.

Обычно методы менеджмента различаются по содержанию: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно, так как четко разграничишь каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.

Важнейшей отличительной чертой создаваемой рыночной экономики является переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам менеджмента и одновременный рост роли социально-психологических методов. В то же время сохраняется различие между методами, применяемыми в государственном и частном секторах. В государственной службе преобладают административные методы менеджмента, в то время как в большей части частных организаций преобладают экономические.

Социально-психологические методы. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью социально-психологического механизма создавать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании моральных стимулов, особых способов коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на эмоции людей. Современная деятельность по управлению невозможна без широкого применения социально-психологических методов управления. Они всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента.

 

11. Методы управления в таможенном деле: специальные методы

Методы менеджмента - это способы выполнения указанных функций. Их можно классифицировать по различным признакам: по масштабам применения - общие, относимые ко всей системе, и особенные (специфические), обращенные к отдельным составным частям системы; по отраслям и сферам применения - в государственном управлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т. д.

Обычно методы менеджмента различаются по содержанию: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно, так как четко разграничишь каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.

Некоторые специалисты выделяют еще одну группу методов управления в таможенных органах, которые получили название «специальных». К таким методам относятся:

· методы физического воздействия;

· методы технического воздействия (например, прослушивание, скрытая съемка и т.д.);

· методы экстрасенсорного воздействия (криминальный гипноз)

Наибольшее внимание в нормативно-правовых актах уделено первой группе методов. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) четко регламентирует возможность применения должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использование служебных собак (Гл. 2, § 3 ФЗ).

Согласно ст. 26, § 3, гл. 2 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие и использовать служебных собак в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Кроме того, при применении физической силы, специальных средств и оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ущерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.

Физическая сила применяется в следующих случаях:

· для пресечения правонарушения;

· для задержания правонарушителей;

· для преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов;

· для воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам, находящимся под таможенным контролем, и (или) товарам, в отношении которых осуществляется таможенный контроль. Ст. 27, §3, гл. 2 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

В свою очередь, специальные средства применяются должностными лицами таможенных органов в следующих случаях:

· отражения нападения на должностных лиц таможенных органов;

· отражения нападения на здания, сооружения или транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также для освобождения указанных объектов в случае их захвата;

· задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение таможенного органа или органа внутренних дел, если эти правонарушители оказывают неповиновение либо сопротивление или могут причинить вред окружающим или себе;

· пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа физического сопротивления;

· остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требования должностного лица таможенного органа остановиться в зоне таможенного контроля. Ст. 28, §3, гл. 2 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

Возможность применения оружия должностными лицами таможенных органов также регламентируется ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В п. 2, ст. 30, § 3, гл. 2 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определен следующий перечень случаев, когда должностные лица таможенных органов при исполнении должностных обязанностей вправе применять оружие:

· при отражении нападения на должностных лиц таможенных органов, когда их жизнь или здоровье подвергается непосредственной опасности, если нападение не может быть отражено иными способами и средствами;

· при пресечении попытки завладеть оружием должностных лиц таможенных органов, в том числе попытки лица, задерживаемого должностным лицом таможенного органа, приблизиться, сократив при этом указанное должностным лицом таможенного органа расстояние, или прикоснуться к оружию указанного должностного лица;

· при отражении группового или вооруженного нападения на здания, сооружения, воздушные, водные суда или транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, на объекты, где находятся такие товары и транспортные средства, а также для освобождения указанных объектов, судов, товаров и транспортных средств в случае их вооруженного захвата;

· при задержании лиц (лица), оказывающих вооруженное сопротивление, а также вооруженных лиц (лица), отказывающихся выполнить законное требование о сдаче оружия;

· при остановке автомобильных и железнодорожных транспортных средств, водных и воздушных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов или не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться после предупредительных выстрелов;

· при обезвреживании животных, угрожающих жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов;

· при предупреждении о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять оружие:

· в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику таможенного органа, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей;

· при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица. Ст. 28, §3, гл. 2 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

Группа специальных методов управления, на наш взгляд, наиболее сложна и противоречива, потому что при их применении огромную роль играют конкретные обстоятельства, человеческий фактор и многие другие детали. Например, в случае применения оружия необходимо оценивать, было ли оно необходимым или можно было обойтись другими средствами.

Особенность специальных методов управления заключается в том, что у них сложно выделить какие-то общие признаки или нормативно-правовую базу, они как раз регулируют нестандартные или даже чрезвычайные ситуации, где остальные методы бессильны или неэффективны.

12. Организационные структуры управления в таможенном деле: элементы, связи и принципы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.