Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осмысление культуры в Новое время




 

Мы примем точку зрения, что истоки современной философии культуры восходят к немецкой классической философии – самому важному философскому явлению эпохи Просвещения. Помимо исторической, философской, научной и художественной литературы древности, изучавшейся со времен Высокого средневековья и Возрождения, предметом интереса в XVIII столетии становятся археологические памятники, произведения народной культуры, обстоятельные описания путешественниками культур отдельных неевропейских стран, данные о различных языках, т. п.

Имея в виду все это множество фактов, Просвещение стремилось к целостному восприятию культуры человечества, пытаясь понять сущее как результат активного действия мировых сил (не исключая божественный Разум) в природе и культуру как продукт деятельности человеческого разума. Однако тогда же обозначилась невозможность гармонического единства в мире и в человеке «природы» и «культуры», наметилось противопоставление их друг другу (Ж. Ж. Руссо). Немецкая к. ф. – рассматривает К. как исторический процесс развития духа, в котором оппозиция «культура» и «природа» является необходимым, но преходящим моментом на пути к их синтезу.

С наибольшей полнотой этой проблемы касались

· Иммануил Кант (1724 – 1804),

· Иоганн Готфрид Гердер (1744 – 1803),

· Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831).

И. Кант развел, качественно различил два мира:

· мир природы,

· мир свободы, именно этот мир есть подлинно человеческий мир, т. е. мир культуры.

Как естественное существо человек не свободен – он находится целиком во власти внешних для него причин и следствий, во власти времени. Здесь, в природе, где господствуют законы зоологии, и лежит источник изначального злого. Но зло не фатально. Оно может и должно быть преодолено, побеждено культурой: моралью, всеобязательной силой морального долга (категорический императив). Человек как моральное (культурное) существо – уже не феномен, а ноумен – умопостигаемая сущность, свободно определяющая собственную траекторию жизни, ее высший смысл и конечную цель.

Возможно, мир природы (жестокости и зла) и мир свободы (культура, мораль) так бы и разошлись, не встретив друг друга, если бы их не соединила, не связала великая сила Красоты (сила искусства). Высшее проявление культуры есть ее эстетическое проявление. И.Кант

Гердер в работе «О происхождении языка» (1772) пытается объяснить появление языка на основе изучения естественных законов, определяющих бытие человека. Как живое существо человек подчинен природным закономерностям; однако в качестве животного он плохо приспособлен к жизни в природе. От гибели его спасает исключительная способность – «смышленость». Она позволяет человеку даже превзойти животных в деле выживания. Смышленость вместе с общественными связями между людьми, также отличающими их от мира природы, находят свое выражение в языке. В своей целостности

· мысль,

· общество,

· язык

являются особой человеческой формой жизни и равнозначны для Гердера. Историческое становление и развитие языка он осмысливает как бесконечный процесс развития культуры через преемственность различных культур. В самом известном своем труде – «Идеи к философии истории человечества» (1784 – 1791) – Гердер представляет развертывание истории мировой культуры под влиянием живых человеческих сил, продолжающих собой «органические силы» природы, которые в виде внешних условий также воздействуют на культуру. Однако ее развитие в основном зависит от проявления внутренних закономерностей, например, от усвоения опыта более ранних исторических форм культуры. Культуру Гердер понимал очень широко, выделяя в качестве составных частей:

· язык,

· науку,

· ремесло,

· искусство,

· семью,

· государство и религию.

Взаимовлияние этих элементов и является источником культурного развития. Очень важно то, что Гердер подчеркивал индивидуальный характер как отдельных феноменов культуры, так и ее различных форм, последовательно появляющихся во времени и сосуществующих в пространстве. Таким образом, он был одним из предшественников полицентрических концепций мировой культуры.

Идеи Гердера оказали сильное влияние на немецкую и вообще европейскую философию и науку. Они стимулировали изучение исторических и этнических форм культуры в ее различных ипостасях:

· сравнительное языкознание

· исследование мифологии

· фольклора.

Кроме того, философия истории культуры Гердера стала важным шагом на пути выделения культуры в качестве особого предмета и особой проблемы философской рефлексии. Но постановка в рамках немецкой классики вопросов философии культуры оказалась лишь первым этапом в ее развитии.

В философской системе Гегеля культура не названа по имени. Но она узнается по ее главному, основному предназначению в жизни, в диалектическом восхождении духа – творчеству.

Творчество – создание нового, но такого нового, которое не забывает, не уничтожает старое, а помнит о нем, сохраняет его в себе как момент своей собственной истории, как свою предпосылку.

В оптимистической, рационалистической философии гегельянства мировой прогресс есть - прогресс в становлении свободы. Он совершается как утверждение, самораскрытие Разума.

Все действительное – разумно, все разумное – действительно. Разум, по Гегелю, не только силен, но и «хитер», добиваясь цели - опосредовано.

Культура может твориться и как побочный результат не до конца осознанной деятельности. Если в своих целях человек зависит от природы, то в средствах их достижения он господствует над ней.

Производительные, сущностные силы человека развиваются по своей логике, составляя материальный остов социально-культурного процесса.

Какова же роль в этом процессе индивида? Индивидуальное подчинено общему. Так страны и народы – разменные фигуры на «шахматной доске» Истории. Для индивида есть только один способ приобщения к мировой культуре (о национальной культуре философ ничего не говорит): проделывать для себя в кратчайший срок тот путь, который духовно уже пройден человечеством. Общественное, социальное должно быть распредмечено и воспроизведено, как бы заново открыто для себя субъективным духом (индивидуальным сознанием); логическое – совпасть с историческим. Именно эту задачу ставит перед собой образование и особенно его теоретическое ядро – образование философское.

Панлогизм гегелевской концепции человека, человеческой культуры и истории явился высшей отметкой, кульминацией рационалистической тенденции Просвещения, отразившей в себе мироощущение прогрессивных, восходящих социальных сил. Но исторический оптимизм уязвим. Он может выдавать желаемое – за действительное, ибо даже повседневный опыт свидетельствовал: страсти, инстинкты сильнее доводов рассудка. Слепая воля к жизни и неумная воля к власти – вот главные виновники и творцы мирового зла. Они, а не разум, вершат судьбы человечества.

1.3 Современная социальная и культурная антропология

Рассматривая социальную и культурную антропологии, важно помнить, что данные науки не подменяют и не отменяют классическую естественнонаучную антропологию.

М. С. Каган в своей статье «О структуре современного антропологического знания» пишет о человеке (основном объекте гуманитарного знания) как о «существе трехстороннем – био-социокультурном». Очерки социальной антропологии. СПб. Петрополис, 1995. С.34. И именно изучением этого многостороннего существа занимается современная антропология со своим структурным делением на биологическую (естественнонаучную), социальную и культурную антропологию.

Для адекватного рассмотрения субъекта объекта исследования социальной и культурной антропологии нужно дать дефиницию таких понятий, как культура и общество. По мнению М. С. Кагана, главная функция культуры заключается в том, чтобы «компенсировать утраченную человеком способность генетически транслировать поведенческие программы новым, неизвестным природе способом наследования – передачей накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколения и от популяции каждому индивиду» Там же С. 35. Кроме того, эта трансляция происходит в определенных условиях, которые связаны с общественным устройством на данной территории и в данном промежутке времени.

Соответственно, «основное содержание социальной антропологии – это взаимоотношение человека и общества» Там же С. 37., т.е. как человек существует в обществе и что является специфическим во влиянии общества на человека, каковы характеристики коллективного взаимодействия человека в социуме и т. д.; а основным предметом культурантропологии является «изучение взаимодействия человека и культуры».

Антропологи и антропология, по мнению К. Гирца, так же как и другие гуманитарные науки, занимаются общими, абстрактными понятиями, однако подходят к ним от малых, конкретных форм реализации этого абстрактного. Данные получаемые в «процессе долговременного, в большинстве своем качественного, в высшей степени участвующего и почти одержимого скрупулезного» Очерки социальной антропологии. Антология исследований культуры. Т. 1. СПб. Унив. Книга. Петрополис, 1995. С.118. антропологического исследования, которые выступают в качестве базы для анализа абстрактных понятий, именно тем и значимы, что они являются конкретными и придают конкретно-смысловые характеристики мегапонятиям гуманитарного знания.

Таким образом, можно отметить, что антропология в к. XX в. не стала молозначимой наукой в системе гуманитарных наук, а продолжает выступать как одна из синтетических наук, перекидывающих мост и связующих между собой гуманитарное и естественнонаучное знание, как наука интегративного характера, и в этом ее огромное достоинство.

 

1.4. Современные культурологические теории

Философия и культурология часто соприкасаются и тесно переплетаются в творчестве многих ученых.

Движение к культурологии происходит в самой философии XIX – XX вв., в каждом из ее течений, и осуществляется через преодоление

· панлогистских,

· субъективистских,

· антропоцентристских установок.

Это и делает возможным переход от философии Просвещения и немецкой кл. фил. К постклассическим концепциям философии культуры.

· Построение философской культурологии в рамках «философии жижни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер);

· Неокантианство (Г. Риккерт, В. Вильденбанд, М. Вебер, Э. Кассирер);

· Осмысление культурологических проблем в феноменологии Э. Гуссерля М. Хайдеггера, психоанализе З. Фрейда, К.-Г. Юнга;

· Структуралистских теориях М. Фуко, Ж. Лакана, Р. Барта.

 

 

1.5 Онтология культуры

 

Указать на отдельные формы культуры, непредвзято описать и систематизировать их – эта первая ступень в осмыслении ее мира. Без нее понимание культуры попросту невозможно. Далее, пытливый взор исследователя устремлен к тому, чтобы проникнуть внутрь явлений (феноменов), выявить их глубинную сущность, ту подоснову, которая позволяет объединять многоразличные отдельности в единой целостности, мозайку единичностей заключить в одну общую рамку. Для этого необходима онтология культуры, концепция ее бытия, понимание ее сущности.

Сущность (в пер. с лат. – калька) – это та категория мысли, которая вскрывает внешние оболочки облачения и показывает изучаемый предмет как бы изнутри, она отвечает на вопрос –

· чем этот предмет отличен от других составляющих мира,

· каков его корень,

· в чем его самобытность?

Философский анализ – это мыслительная процедура, которая состоит в том, чтобы выразить изучаемый предмет в понятиях. И не просто в них, а в тех наиболее общих понятиях, которые именуются категориями. / Такое понимание характера философского поиска опирается на давнюю традицию, восходящую к античности, к Аристотелю. Именно он, мудрец из Стагиры, интерпретировал сущность как предельную определенность вещи, дальше которой мысль не пойдет, ибо дальше идти некуда.

В классической диалектике и гносеологии, идя от Гегеля до современных трактовок, при рубрикации действительности на одном из первых мест стоят категории сущности и явления. Сущность – это истина бытия. А истина не лежит на поверхности. К ней надо проникнуть, пробиться, «ущучить» ее.

В 60-е годы насчитывалось 237 дефиниций (определений) культуры.

Можно выделить несколько аспектов применения этого понятия:

§ Условно-терминологический. Культура – это и разведение, и состояние общества и т. д.

§ Антрополого - археологический.

В несколько ином плане трактуется культура в системе понятий этнографии, представляющей собой науку о народах на всех этапах их исторического бытия. Исходное понятие этой науки – «этнос» во всех его достаточно пестрых интерпретациях непременно включает в себя представления о наличии некоторой групповой культурной общности. Ввиду этого в этнографии широко представлены понятия, производные от культуры и образующие смысловое древо:

§ материальная культура (предметы, вещи);

§ духовная культура как информация, существующая в коллективной памяти народа и выступающая подчас в нормативной форме (обычаи, традиции);

§ культурные нововведения, выражающие прогресс в освоении действительности,

§ культурные комплексы и т. д.

По- своему выявляется понятие культуры в рамках социологии. При социологическом рассмотрении необходимо осуществление некоторых логико-методологических процедур. Социолог должен обеспечить либо квантификацию (выделение отдельных фактов-квантов), либо шкалирование, измерение по определенной системе отсчета.

Емкость и универсальность понятия «культура» позволяет рассматривать ее поливариантно, многоаспектно:

· как срез общественной жизни,

· социальный институт,

· характеристику уровня развития личности,

· систему общественных регулятивных норм,

· механизм трансляции опыта,

· феномен самодетерминации и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.