Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия маркетинга




Тема 1. Понятие сущности маркетинга

Лекция: № 1

Конспект лекций по дисциплине «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме» 80 часов: 51ч. – аудиторные, 29ч. – самостоятельная работа. Экзамен.

Концепция и состав системы маркетинговой информации

Система маркетинговой информации - это постоянно действующая система взаимосвязи людей, технических средств и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации, которую распорядители сферы маркетинга используют в целях совершенствования планирования, пре­творения в жизнь и контроля маркетинговых мероприятий.

Состав системы маркетинговой информации представлен на рисунке 1.

 

  Система маркетинговой информации  
           
                     
Система внутренней отчетности   Система сбора внешней те­кущей марке­тинговой информации   Система мар­кетинговых исследований   Система ана­лиза марке­тинговой ин­формации
                       

Рисунок 1 - Система маркетинговой информации

Система внутренней отчетности. На предприятиях существует внутрен­няя отчетность, она отражает показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, состояние и движение финансовых средств. Применение компьютеров позволяет фирмам создавать всеобъемлющие систе­мы внутренней отчетности, способные обеспечить информационное обслужи­вание всех подразделений. Воспользовавшись компьютерной сетью фирмы, фирмы, торговые агенты могут ответить на вопросы клиентов о наличии това­ра. Компьютер укажет, каковы запасы на ближайшем складе и когда можно бу­дет отгрузить товар. Если на ближайшем складе запасов нет, компьютер прове-

Вопросы:

1. Основные понятия маркетинга

2. Маркетинговые концепции

3. Концепция маркетинга в сфере услуг

4. Сущность и специфика маркетинга в туризме

В современной экономике производится огромное количество различ­ных товаров и услуг. С другой стороны, потребности людей также становятся все более разнообразными. Поэтому для того, чтобы каждый продукт нашел своего потребителя и удовлетворил его определенную потребность, необхо­дима особая сфера деятельности бизнеса, которая называется маркетингом (от английского market-рынок).

Маркетинг - любая активная деятельность предприятия, связанная с на­правлением потока товаров и услуг от производителя к покупателю или по­требителю. Без маркетинга современная фирма едва ли может рассчитывать на коммерческий успех, поэтому маркетинг становится философией бизнеса, способом ведения дел, сфокусированным на клиенте.

Главной целью маркетинга является удовлетворение нужд клиентов, ведущее к увеличению прибыли предприятия. Эта цель заключается в том, чтобы узнать и понять нужды покупателей до такой степени, что производи­мые товары или услуги идеально подходят ему и продаются как бы сами со­бой.

Сущность маркетинговой деятельности состоит в осуществлении обме­на информацией между потенциальными клиентами и фирмой и использова­нии этой информации для целенаправленного воздействия как на потребите­лей, так и на фирму. С точки зрения потребителя маркетинг есть услуга, кото­рая заключается в информировании его о важнейших характеристиках товара: его качестве, особенностях, цене, условиях продажи и т.д. Поэтому маркетинг как самостоятельная предпринимательская деятельность может быть отнесе­на к сфере услуг в экономике. Стоимость маркетинговых услуг естественным образом включается в цену товара. С точки зрения фирмы маркетинг есть элемент системы управления, причем в качестве объектов управления высту­пает как сама фирма, так и потребители. К управляемым объектам маркетин­говых воздействий относятся: номенклатура и качество товаров, цены, спрос потребителей и многое другое.

Для успешного выполнения маркетинговой деятельности фирме необ­ходима информация о макросреде и микросреде. К макросреде относятся гео­графические, демографические, политические, макроэкономические (инфля­ция, безработица и т.д.), правовые, социально-культурные условия деятель­ности фирмы. К микросреде относятся технология производства, организаци­онная структура, традиции, персонал, клиенты, поставщики, посредники, транспортные системы, каналы распределения и т.д. Принципиальное отли­чие макросреды от микросреды состоит в том, что фирма может и стремится изменить микросреду, в то время как макросреду она воспринимает как объ­ективно заданную и неподвластную изменениям со стороны фирмы.

Воздействуя на потребителя, фирма стремится увеличить его спрос на свой продукт. Однако при этом она заинтересована в информации не только о текущем спросе, но и о нуждах и желаниях потребителя, поскольку нужды по­рождают желания, а желания порождают спрос. Остановимся на этом под­робнее.

Нужда (потребность) - это то, в чем человек нуждается, то есть состоя­ние сознаваемой нехватки чего-либо. Это потребности в пище, одежде, тепле, крыше над головой. Это социальные потребности в любви, радости, развле­чениях. Это потребности в признании и престиже, знаниях и самовыражении.

Желание - это та конкретная форма, которую принимает потребность под воздействием культуры общества и индивидуальных качеств определен­ной личности. Желания выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду способом, который присущ культурному укладу данного общества.

Многие продавцы часто путают желания с потребностями. Владелец ресторана может думать, что его клиентам нужно лишь сытно поесть, в то время как многие их них заинтересованы в поддержании своего имиджа или хотят познакомиться с кем-либо. Такие продавцы страдают от «маркетинговой близорукости». Они забывают о том, что товар - лишь инструмент, с помощью которого решаются проблемы покупателя. Производитель товара или услуги не создает потребность, она уже существует, однако он может стимулировать конкретные желания человека (например, с помощью рекламы).

Покупательский спрос - желание человека, подкрепленное его покупа­тельной способностью. Человек будет выбирать товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Покупательский спрос на конкретный товар описывает функция спроса - зави­симость между ценой товара и его количеством, которое покупатель готов ку­пить при данной цене.

Товар - все, что может быть предложено на рынке вниманию потребите­ля, приобретено им для последующего использования или потребления ради удовлетворения какой-либо его потребности или желания.

Ценность - есть способность товара удовлетворить нужды потребителя.

Стоимость товара имеет не только денежное выражение (цена), но и включает в себя все, чем приходится жертвовать, приобретая товар.

Потребительское удовлетворение определяется тем, насколько товар оправдал ожидания покупателя.

 
 


 

5

4

3

1

 
 


Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу

1. Физиологические потребности;

2. Потребности самосохранения;

3. Социальные потребности (в общении);

4. Потребности в уважении (признание, статус);

1. Потребности в самоутверждении (саморазвитие, саморегуляция).

Рынок - это некоторое количество действительных или потенциальных покупателей, которые могут заключить сделку с продавцами. Рынок продавца - это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» являются покупатели (например, рынки дефи­цитных товаров). Рынок покупателя - это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели. Почти все современные рынки относятся к этому виду.

Управление маркетингом - анализ, планирование, реализация и кон­троль программ, призванных целенаправленно создавать и поддерживать взаимовыгодные обменные операции с покупателем ради достижения страте­гических целей компании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.