Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3 Организация системы экологического образования в детском саду




 

Мы много говорили о содержании экологического образования в ДОУ, о том как оно должно измениться с новых позиций в экологии. Возникает закономерный вопрос, как организовать работу дошкольного учреждения, чтобы получить ожидаемые результаты? Кто из сотрудников и как должен этим заниматься?

Хороших результатов можно добиться только в том случае, если в ДОУ удастся создать систему работы коллектива по реализации экологического образования.

Давайте рассмотрим, как должна выглядеть такая система.

Любая система состоит из компонентов, причем все эти компоненты должны быть обязательно взаимосвязаны при этом каждый компонент системы выполняет свою роль в реализации экологического образования.

Как вы думаете, какие компоненты должны присутствовать в этой системе?

Как эти компоненты могут быть взаимосвязаны?

 

В настоящее время в сложившейся практике работы дошкольных учреждений можно выделить две основных педагогических модели реализации дошкольного образования. Условно эти модели можно назвать «эколог» и «воспитатель» и отличаются они принципами организации работы.

Особенность модели «эколог» — заключается в том, что она подразумевает создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесное сотрудничество всех специалистов, руководителя, методиста и воспитателя. Причем сотрудничество это должно осуществляться на основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов деятельности дошкольников.

Необходимым условием использования данной модели является наличие в дошкольном учреждении педагога-эколога, который координирует работу всех педагогов. Педагог-эколог обязательно должен получить соответствующую профессиональную подготовку, как в области экологии, естествознания, так и в области методики экологического образования дошкольников.

Модель «эколог» внедряется во многих дошкольных учреждениях страны. В настоящее время в детских садах работа экологов организована по-разному, но в целом можно выделить два варианта:

— первый вариант, когда эколог регулярно проводит занятия с детьми и является координатором всей работы дошкольного учреждения в области экологического образования;

— а второй вариант, когда эколог периодически посещает группы, где беседует с детьми, проводит игры и т.п., ухаживает за растениями, животными, огородом.

 

Более предпочтительным в этом случае является первый вариант, так как именно он способствует постепенной экологизации работы всего учреждения.

Помимо того что в ДОУ в рамках данной модели обязательно наличие эколога, каждый сотрудник берет на себя определенные функции в области экологического образования.

Подробно рассматривать все возможные направления работы сотрудников в рамках модели «Эколог» мы не будем. Остановимся лишь на направлениях работы некоторых сотрудников.

Направления работы старшего воспитателя (методиста):

— ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования;

— выбор программы и методики (совместно с экологом);

— определение места экологического образования в общем образовательном пространстве сада, его связи с другими направлениями;

— мониторинг деятельности всего коллектива;

— участие в диагностике детей и анализе результатов;

— проведение методических семинаров для членов коллектива;

— участие в экологизации развивающей предметной среды;

— участие в распространении опыта работы сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);

— руководство составлением «Экологического паспорта»;

— организация родительских собраний, связанных с проблемами экологического образования;

— обобщение результатов работы.

Направления работы педагога-эколога:

— участие в выборе программы, методики и их адаптация к условиям детского сада;

— подготовка и проведение занятий с детьми в экологической комнате, лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке, участие в подготовке праздников детского сада;

— активное участие в разработке концепции и создании развивающей предметной среды;

— выбор растений, животных для экологического комплекса, групповых помещений;

— подготовка наглядного материала, выбор литературы;

— координация работы всех специалистов: музыкального руководителя, преподавателя по изобразительной деятельности, физкультуре;

— координация работы воспитателей: составление еженедельной программы для воспитателей по конкретной теме и контроль за ее выполнением;

— участие в диагностике результатов экспериментальной работы;

— работа с родителями;

— консультации педагогам дошкольного учреждения в области экологического образования;

— оформление «Экологического паспорта» детского сада, «Экологических паспортов» растений, животных экологического комплекса;

— распространение опыта работы (открытые занятия, обобщение материала).

Направления работы музыкального руководителя:

— проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;

— согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога, педагога по изобразительной деятельности;

— разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников;

— подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе) к программе эколога;

— музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев (например, танец цветов, «Радуга» и т.п.);

— использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки и т.п.).

Направления работы воспитателя:

— экологизация видов деятельности дошкольников в группах;

— выполнение заданий эколога: проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки;

— выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);

— создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования;

— подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми);

— работа с родителями (домашние задания детям, оформление необходимой информации и т.п.);

— участие в диагностике по заданию эколога и психолога (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);

— участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» детского сада.

Другая педагогическая модель реализации дошкольного образования – это модель «воспитатель». Данная модель отличается от модели «эколог» тем, что функции экологического образования возлагаются не на специалиста – эколога, а на воспитателя.

И именно воспитатель самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе, через экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

Данная модель существует во многих детских садах, где нет возможности выделить ставку эколога. На практике она представлена двумя вариантами: первый — экологическое образование осуществляют несколько воспитателей, зачастую без координации своих действий; второй — задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом курирует и контролирует методист или руководитель учреждения.

Воспитатель создает в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т.п.). Модель «воспитатель» также предполагает наличие у воспитателя определенной подготовки в области экологического образования.

Модель «воспитатель» в отличие от модели «Эколог» дает возможность реализовать только отдельные компоненты системы экологического образования. Такие как - экологизация различных видов деятельности ребенка, экологизация развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей.

Кстати что касается экологического просвещения родителей, то этот вопрос нужно рассмотреть отдельно.

Экологическое просвещение родителей

 

Экологическое образование (просвещение) родителей — одно из важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Поэтому одна из первостепенных задач ДОУ — привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.

 

Рассмотрим некоторые направления работы с родителями.

1. Экологическая информация. Подразумевает доведение до сведения взрослых следующей информации:

— данных об экологической ситуации в городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, или парка, где они отдыхают;

— информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

— знакомство с правилами поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);

— помощь в выборе экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

— информация о домашних животных, их содержании в доме и значение для ребенка;

— информация о развитии ребенка как личности в процессе экологического образования;

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты, живого уголка, территории детского сада.

2. второе направление работы с родителями это совместная деятельность с детьми:

— Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают взрослым вопросы;

—совместное участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

— совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье.

- Еще одно направление — привлечение взрослых в уголок природы. Иногда родители отдают свое домашнее животное на время в детский сад, берут обитателей уголка к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия;

—совместный сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы.

— другой вариант реализации данного направления - выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»);

— совместные природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).

 

 

Лекция № 4 Развивающая среда для экологического образования:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.