Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия органов специальной компетенции




Органами специальной компетенции называются органы государствен­ной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Пре­зидентом РФ выполнять соответствующие экологические функции. По характеру своей специальной компетенции органы экологического управления подразделяются на два вида: межотраслевые и отраслевые. Межотраслевые органы выполняют комплекс природоохранительных задач по отношению ко всем (или большинству) природным ресурсам или видам деятельности; отраслевые осуществляют охрану окружаю­щей среды в отдельных отраслях (сферах) экономики (транспорт, про­мышленность, энергетика и т.д.).

Следует отметить определенную условность такой классификации. В работах одних авторов предлагалось разграничивать комплексные, отраслевые и функциональные органы специальной компетенции (В.В. Петров). Другие ученые полагали обоснованным выделять органы межотраслевой (межведомственной) компетенции и органы управ­ления отраслевой компетенции (Б.В. Ерофеев). Третьи писали, что подсистему органов специального экологического управления следует строить по формальному критерию, то есть в соответствии со статусом органа исполнительной власти — министерства, комитеты, службы и т.д. (Дубовик О.Л.). Представляется, что в настоящий момент практи­чески любая классификация будет уязвима для критики, хотя бы по причине невозможности сформулировать исчерпывающий перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих отде­льные экологические функции.

Общий перечень федеральных органов исполнительной власти опре­деляет Президент России по представлению Председателя Правительс­тва РФ (ст. 112 Конституции РФ). В настоящий момент действует Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов испол­нительной власти» от 9 марта 2004 г. (в ред. от 23 декабря 2005 г.). В соответствии с данным Указом в систему федеральных органов испол­нительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят конкретные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, причем федеральные службы могут занимать как самостоятельное место в данной структуре, так и входить в состав отдельных министерств. Федеральные агентства представлены в данной структуре только в составе министерств.

Можно выделить четыре межотраслевых органа специальной компе­тенции в области охраны окружающей среды: Министерство природ­ных ресурсов РФ (МПР России), Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздрав РФ), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В ведении МПР России находятся: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное агентство но недропользованию.

МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использова­ния, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объек­тов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).

В числе задач Минздрава РФ для нас представляют интерес вопро­сы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Для решения данной задачи в ведении Минздрава находится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В числе природоохранных задач данной службы следует выделить: организацию и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транс­порте; государственную регистрацию представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов; санитарно-эпидемио­логические расследования, направленные на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атом­ному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изго­товлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых устано­вок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружа­ющей среды является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государствен­ных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государс­твенному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Отраслевые органы специальной компетенции. Как уже отмечалось выше, отраслевые органы специальной компетенции осуществляют управление охраной окружающей среды в отдельных отраслях народ­ного хозяйства (промышленность, транспорт, оборона, энергетика и т.д.). В их число следует включить Министерство сельского хозяйства РФ, МВД России, Министерство обороны, Федеральную службу безо­пасности и т.д. Данный перечень не носит исчерпывающего характера.

1) Министерство сельского хозяйства РФ. В его ведении находятся: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство по рыболовству. Основными экологическими полномочиями данного органа являются изучение, сохранение, воспро­изводство и использование водных биологических ресурсов, регулиро­вание охоты и охотничьего хозяйства.

2) Министерство промышленности и энергетики Российской Федера­ции. В его ведении находятся следующие службы и агентства, реализу­ющие отдельные экологические функции:

Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии осуществляет в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании» деятельность по контролю и надзору за соблюдением требований государственных стандартов в переходный период; регистрацию документов, подтверждающих соответствие объ­ектов технического регулирования установленным требованиям; учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципаль­ному имуществу и другим объектам технического регулирования вследствие нарушений требований технических регламентов.

Федеральное агентство по промышленности осуществляет лицензи­рование деятельности по утилизации боеприпасов, а также выполне­нию работ и оказанию услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия, производству, хранению и применению взрывча­тых материалов и т.д.

3) МВД России в пределах, предусмотренных действующим законо­дательством задач, оказывает содействие должностным лицам органов государственного экологического контроля в осуществлении их закон­ной деятельности; принимает меры по предотвращению и пресечению преступлений и правонарушений (включая экологические); проводит оцепление определенных территорий при ликвидации последствий стихийных бедствий, а также экологических аварий и катастроф; участ­вует в обеспечении общественного порядка.

В ведении МВД России наиболее значимы экологические функции ГИБДД, которые заключаются в осуществлении контроля за соблю­дением установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности движения, в том числе по охране атмосферного воздуха от вредного воздействия выбросов автомототранспорта.

Необходимо отметить существование в течение нескольких лет под­разделений экологической милиции в ряде субъектов Российской Феде­рации (Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Нижний Новгород и т.д.). Так, главными задачами, например, Московского управления милиции по предупреждению экологических правонару­шений являлись «предупреждение и пресечение экологических право­нарушений, обеспечение безопасности деятельности природоохранных органов, санэпиднадзора и других при исполнении ими служебных обязанностей, осуществление оперативного контроля за выполнением городских природоохранных мероприятий и за состоянием охраняе­мых природных территорий города».1 В 2000 г. МВД РФ было при­нято решение о прекращении деятельности данных структур, несмот­ря на возражения руководителей субъектов Российской Федерации. С 1 октября 2001 г. экологическая милиция восстановлена в Москве и аналогичные процессы идут в других регионах.

4) Экологическая функция Министерства обороны РФ выполняется посредством осуществления наблюдений за состоянием окружающей среды и ее изменением в результате повседневной военной деятель­ности; проверка соблюдения воинскими частями требований природо­охранительного законодательства и нормативов качества окружающей среды; выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды; контроль за выполнением заключений государс­твенной экологической экспертизы и т.д. Особенности государствен­ного, контроля за состоянием отдельных видов природных ресурсов (например, лесов), расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов на землях обороны определяются отдельными нормативными правовыми актами.

5) Экологическая функция Федеральной службы безопасности выра­жается в выявлении, предупреждении и пресечении деяний, посяга­ющих на экологические интересы общества, представляющие особую экологическую опасность. К таким деяниям относятся экологическая контрабанда, связанная с незаконным вывозом стратегически важных природных ресурсов и ввозом на территорию России опасных отходов. Кроме того, в свете Экологической доктрины, впервые предусмотрев­шей систему мер по предотвращению терроризма, создающего опас­ность для окружающей среды, экологические функции данного органа будут и далее развиваться.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.