КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полномочия органов специальной компетенцииОрганами специальной компетенции называются органы государственной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Президентом РФ выполнять соответствующие экологические функции. По характеру своей специальной компетенции органы экологического управления подразделяются на два вида: межотраслевые и отраслевые. Межотраслевые органы выполняют комплекс природоохранительных задач по отношению ко всем (или большинству) природным ресурсам или видам деятельности; отраслевые осуществляют охрану окружающей среды в отдельных отраслях (сферах) экономики (транспорт, промышленность, энергетика и т.д.). Следует отметить определенную условность такой классификации. В работах одних авторов предлагалось разграничивать комплексные, отраслевые и функциональные органы специальной компетенции (В.В. Петров). Другие ученые полагали обоснованным выделять органы межотраслевой (межведомственной) компетенции и органы управления отраслевой компетенции (Б.В. Ерофеев). Третьи писали, что подсистему органов специального экологического управления следует строить по формальному критерию, то есть в соответствии со статусом органа исполнительной власти — министерства, комитеты, службы и т.д. (Дубовик О.Л.). Представляется, что в настоящий момент практически любая классификация будет уязвима для критики, хотя бы по причине невозможности сформулировать исчерпывающий перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих отдельные экологические функции. Общий перечень федеральных органов исполнительной власти определяет Президент России по представлению Председателя Правительства РФ (ст. 112 Конституции РФ). В настоящий момент действует Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. (в ред. от 23 декабря 2005 г.). В соответствии с данным Указом в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят конкретные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, причем федеральные службы могут занимать как самостоятельное место в данной структуре, так и входить в состав отдельных министерств. Федеральные агентства представлены в данной структуре только в составе министерств. Можно выделить четыре межотраслевых органа специальной компетенции в области охраны окружающей среды: Министерство природных ресурсов РФ (МПР России), Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздрав РФ), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. В ведении МПР России находятся: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное агентство но недропользованию. МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора). В числе задач Минздрава РФ для нас представляют интерес вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Для решения данной задачи в ведении Минздрава находится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В числе природоохранных задач данной службы следует выделить: организацию и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте; государственную регистрацию представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов; санитарно-эпидемиологические расследования, направленные на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Отраслевые органы специальной компетенции. Как уже отмечалось выше, отраслевые органы специальной компетенции осуществляют управление охраной окружающей среды в отдельных отраслях народного хозяйства (промышленность, транспорт, оборона, энергетика и т.д.). В их число следует включить Министерство сельского хозяйства РФ, МВД России, Министерство обороны, Федеральную службу безопасности и т.д. Данный перечень не носит исчерпывающего характера. 1) Министерство сельского хозяйства РФ. В его ведении находятся: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство по рыболовству. Основными экологическими полномочиями данного органа являются изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных биологических ресурсов, регулирование охоты и охотничьего хозяйства. 2) Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации. В его ведении находятся следующие службы и агентства, реализующие отдельные экологические функции: Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии осуществляет в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании» деятельность по контролю и надзору за соблюдением требований государственных стандартов в переходный период; регистрацию документов, подтверждающих соответствие объектов технического регулирования установленным требованиям; учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и другим объектам технического регулирования вследствие нарушений требований технических регламентов. Федеральное агентство по промышленности осуществляет лицензирование деятельности по утилизации боеприпасов, а также выполнению работ и оказанию услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия, производству, хранению и применению взрывчатых материалов и т.д. 3) МВД России в пределах, предусмотренных действующим законодательством задач, оказывает содействие должностным лицам органов государственного экологического контроля в осуществлении их законной деятельности; принимает меры по предотвращению и пресечению преступлений и правонарушений (включая экологические); проводит оцепление определенных территорий при ликвидации последствий стихийных бедствий, а также экологических аварий и катастроф; участвует в обеспечении общественного порядка. В ведении МВД России наиболее значимы экологические функции ГИБДД, которые заключаются в осуществлении контроля за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности движения, в том числе по охране атмосферного воздуха от вредного воздействия выбросов автомототранспорта. Необходимо отметить существование в течение нескольких лет подразделений экологической милиции в ряде субъектов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Нижний Новгород и т.д.). Так, главными задачами, например, Московского управления милиции по предупреждению экологических правонарушений являлись «предупреждение и пресечение экологических правонарушений, обеспечение безопасности деятельности природоохранных органов, санэпиднадзора и других при исполнении ими служебных обязанностей, осуществление оперативного контроля за выполнением городских природоохранных мероприятий и за состоянием охраняемых природных территорий города».1 В 2000 г. МВД РФ было принято решение о прекращении деятельности данных структур, несмотря на возражения руководителей субъектов Российской Федерации. С 1 октября 2001 г. экологическая милиция восстановлена в Москве и аналогичные процессы идут в других регионах. 4) Экологическая функция Министерства обороны РФ выполняется посредством осуществления наблюдений за состоянием окружающей среды и ее изменением в результате повседневной военной деятельности; проверка соблюдения воинскими частями требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей среды; выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды; контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы и т.д. Особенности государственного, контроля за состоянием отдельных видов природных ресурсов (например, лесов), расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов на землях обороны определяются отдельными нормативными правовыми актами. 5) Экологическая функция Федеральной службы безопасности выражается в выявлении, предупреждении и пресечении деяний, посягающих на экологические интересы общества, представляющие особую экологическую опасность. К таким деяниям относятся экологическая контрабанда, связанная с незаконным вывозом стратегически важных природных ресурсов и ввозом на территорию России опасных отходов. Кроме того, в свете Экологической доктрины, впервые предусмотревшей систему мер по предотвращению терроризма, создающего опасность для окружающей среды, экологические функции данного органа будут и далее развиваться.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |