КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка конкурентоспособности предприятия по показателю доли рынка
Выводы, сделанные на основе анализа доли рынка, правомерны при определенных условиях: ♦ внешние силы воздействуют на все компании одинаково; ♦ деятельность компании необходимо сравнивать лишь с результатами ближайших к ней конкурентов; ♦ снижение доли рынка не всегда означает, что фирма работает хуже конкурентов. Когда в отрасль входит новая фирма, доля рынка всех оперирующих на нем компаний может сократиться. Сокращение доли рынка зависит от того, насколько новая фирма затрагивает специфические рынки сбыта уже существующих компаний; ♦ сокращение доли рынка может проводиться намеренно ради увеличения прибыли. Например, руководитель предприятия принимает решение о прекращении производства убыточных товаров, что приводит к увеличению дохода компании; ♦ показатели доли рынка изменяются и по многим другим, менее значимым, причинам, при этом далеко не все изменения в показателях доли рынка имеют маркетинговое значение. Необходимо четко определять причины изменения доли рынка (изменения в производстве отдельных товаров, отношения с различными группами покупателей, положение в регионах). Изменения доли рынка, как правило, рассматриваются в четырех аспектах:
Общая доля рынка = П × Л × Р × Ц, где П (потребительское проникновение) – выраженная в процентах доля потребителей, которые совершают покупки в вашей компании, от общего их числа; Л (потребительская лояльность) – это процент покупок, которые покупатели совершают в вашей компании, от общего числа покупок во всех компаниях; Р (потребительская селективность) – средний размер покупки в вашей компании, выраженный в процентах от средней покупки в средней компании отрасли; Ц (ценовая селективность) – это средняя цена по вашей компании в процентах от средней цены по всем компаниям.
Представим себе, что доля рынка туристской компании сократилась. Представленное выше выражение подсказывает четыре возможные причины такого изменения: 1) турпредприятие потеряло некоторых своих покупателей (уменьшение степени проникновения на рынок); 2) покупатели стали приобретать меньше услуг турфирмы (ослабление потребительской лояльности); 3) оставшиеся покупатели приобретают меньший объем услуг (уменьшение потребительской селективности); 4) цена; которую взимает компания, в сравнении с ценами конкурентов возросла (уменьшение ценовой селективности). 3. Анализ маркетинговых расходов и объема продаж. Анализ ежегодных планов требует контроля над осуществляемыми для достижения поставленных целей расходами. Основным управленческим показателем является коэффициент маркетинговых затрат / объем продаж. Маркетинговые затраты могут складываться из нескольких отдельных показателей: расходы торгового персонала, затраты на рекламу, затраты на стимулирование сбыта, расходы на маркетинговые исследования, административные расходы и др. Необходимо контролировать все эти показатели маркетинговой деятельности и их соотношение с объемом продаж. В нормальной ситуации они могут колебаться, поэтому некоторые их изменения отнюдь не являются поводом для принятия срочных мер. Однако отклонения, выходящие за рамки допустимых величин, возможно, являются признаками серьезных проблем и оставлять их без внимания нельзя.
4. Финансовый анализ. Динамика коэффициента «маркетинговые затраты/объем продаж» должна рассматриваться в контексте общего финансового состояния, что позволяет определить, как и где компания «делает» свои деньги. Маркетологи все чаще пользуются финансовым анализом разработки эффективных не только с точки зрения продаж, но и показателей прибыльности стратегий. Финансовый анализ позволяет определить факторы, влияющие на норму дохода на собственный капитал, которая исчисляется как отношение чистой прибыли к чистой стоимости (собственный капитал). Норма возврата = Чистая прибыль по чистой стоимости Чистая стоимость Для выделения числа новых факторов используют прием умножения числителя и знаменателя модели на одно и то же число. Умножив числитель и знаменатель на одно и то же значение, например величину, характеризующую активы предприятия, мы получаем, что норма дохода на собственный капитал исчисляется как произведение двух финансовых коэффициентов – дохода на активы и финансового рычага (левереджа). Чтобы повысить норму дохода на собственный капитал, компания должна добиться увеличения либо коэффициента «чистая прибыль/активы», либо коэффициента «активы/собственный капитал». Одним из условий этого выступает анализ менеджментом структуры активов компании (т. е. денежных средств к получению, материальных запасов, сооружений и оборудования). В свою очередь, показатель дохода на активы можно также, умножив числитель и знаменатель на чистую стоимость продаж, представить как отношение величины прибыли и показателя оборачиваемости. Сравнив значения величины прибыли рассматриваемой компании и оборачиваемости активов с плановыми величинами, можно найти способы улучшить ситуацию. Например: 1) повысить прибыль посредством увеличения объема продаж и снижения затрат; 2) увеличить оборачиваемость, условием чего выступает повышение прибыли и снижение текущей стоимости активов (объем запасов, дебиторская задолженность).
5. Маркетинговый оценочный анализ. Описанные выше методы контроля носят в основном финансовый характер. Однако многие системы оценки, применяемые в компаниях, имеют скорее качественную, нежели количественную направленность. Рассмотрим две такие системы рыночных оценок. Наибольшее значение для туристского предприятия имеет маркетинговая оценка покупателей, которая основывается на анализе следующих показателей: ♦ число новых покупателей; ♦ число неудовлетворенных потребителей; ♦ потерянные покупатели; ♦ осведомленность целевого рынка; ♦ предпочтения целевого рынка; ♦ относительное качество продукции; ♦ относительное качество сервиса. По каждому показателю должны быть установлены нормы, и когда текущие величины выходят за допустимые рамки, руководство компании должно предпринять корректирующие воздействия. В основе изучения удовлетворенности/неудовлетворенности потребителей лежит концептуальная модель, предполагающая проведение анализа в три этапа: 1) оценка степени интефальной удовлетворенности продуктом или фирмой; 2) оценка удовлетворенности по отдельным показателям и определение их относительной важности. Для этого используется одна из шкал измерений, например 10-балльная, к которой добавляют возможность ответа «не знаю»; 3) определение количества потребителей, намеревающихся совершить повторную покупку. Анализ отношения потребителей к фирме (осведомленность о продукте, знание основных характеристик, оценка продукта, определение ее имиджа) требует разработки системы оценочных критериев, которые достаточно полно характеризуют все аспекты ее деятельности. В качестве базовых оценочных критериев для туристского предприятия могут быть использованы следующие: ♦ компетентность; ♦ надежность; ♦ отзывчивость; ♦ доступность; ♦ доверие; ♦ безопасность; ♦ обходительность. После того как определен перечень показателей, приступают к формированию репрезентативной выборки клиентов данной фирмы, среди которых проводится анкетирование. Респонденты должны оценить уровень достижения каждого показателя.
Полученные оценки по всем показателям позволяют выявить сильные и слабые стороны деятельности туристского предприятия. Оценки и выводы выглядят гораздо убедительнее, когда имеется возможность сопоставить их для разных периодов времени или для одного периода времени, но для ряда конкурирующих фирм. Одним из основных направлений анализа потребителей для туристского предприятия представляется анализ причин сокращения клиентов. При этом большое значение имеет организация мониторинга уровня отказов. Если уровень отказов растет, значит, фирма не в состоянии удовлетворить потребителей. Оценка по результатам для заинтересованных групп. Компании должны постоянно следить за настроением различных групп, заинтересованных в деятельности компании или способных оказывать влияние на ее операции: персонала, поставщиков, банков, дистрибьюторов и акционеров. Здесь также необходимо установить нормы для каждой группы и принимать меры, как только одна из них приходит к выводу, что ее интересами пренебрегают. Следующей составляющей контроля результатов является контроль над прибыльностью. Контроль над прибыльностью начинается с определения рентабельности деятельности фирмы, основными объектами при этом выступают: ♦ продукт; ♦ потребитель; ♦ сегмент рынка; ♦ канал сбыта; ♦ территория и т. д. Чаще всего анализируют рентабельность своих сбытовых действий по товарам. Информация по этим объектам позволяет руководству фирмы определить целесообразность расширения производства, сокращения или прекращения поддержки конкретных товаров и различных маркетинговых действий. Основные этапы анализа маркетинговой прибыльности: 1. Изучение бухгалтерской отчетности, главным образом отчета о прибылях и убытках, сравнение поступлений от продаж и валовой прибыли с текущими статьями расходов. 2. Пересчет расходов по функциям маркетинга: маркетинговые исследования, планирование, контроль, реклама, личные продажи. Составляется сложная таблица расчетов, подлежащее которой – общие статьи расходов, сказуемое – их разбивка по целям затрат на маркетинг. 3. Разбивка функциональных расходов маркетинга по отдельным товарам, формам реализации, сбытовым территориям, рыночным сегментам. И еще одним немаловажным элементом контроля результата является контроль над эффективностью деятельности службы маркетинга. Вопрос об оценке эффективности деятельности службы маркетинга, ввиду отсутствия единой методики, на каждом предприятии решается самостоятельно. В большинстве случаев главным критерием оценки работы службы считается фактическое поступление денежных средств на счет предприятия в конкретный период. Такая оценка не в полной мере отражает цели и задачи, стоящие перед службой маркетинга. Основными направлениями оценки эффективности деятельности службы маркетинга являются: 1. Оценка эффективности торгового персонала. Менеджеры службы сбыта должны отслеживать следующие показатели деятельности торговых работников: ♦ среднее число телефонных звонков (с предложением заключить сделку) на одного работника в день; ♦ среднее время одного телефонного контакта; ♦ средний доход на один звонок; ♦ средние затраты на один звонок; ♦ затраты на прием посетителей, приходящиеся на один звонок; ♦ процент заказов на 100 звонков; ♦ число новых покупателей за период; ♦ число потерянных покупателей за период; ♦ затраты на содержание торгового персонала в процентах от объема продаж. Когда компания начинает изучать эффективность торгового персонала, она всегда находит области, нуждающиеся в усовершенствованиях. 2. Оценка эффективности рекламы. Многие менеджеры считают, что измерить действенность проведенной рекламной кампании практически невозможно. Однако они должны как минимум контролировать динамику следующих показателей: ♦ затраты на достижение тысячи целевых потребителей с помощью данного средства рекламы; ♦ процент аудитории, заметившей, просмотревшей или прочитавшей большую часть рекламного обращения; ♦ мнения потребителей о содержании и эффективности рекламы; ♦ отношение к продукту до и после рекламы; ♦ число запросов товара, вызванное рекламным обращением; ♦ расходы на один запрос (покупку). 3. Анализ эффективности стимулирования сбыта. Необходимо отслеживать динамику следующих показателей: ♦ доля продаж, совершенных в рамках мероприятий по стимулированию, в общем объеме сбыта; ♦ сумма затрат на представление товара на каждый доллар от продаж; ♦ процент возмещенных купонов; ♦ число запросов (покупок), вызванных демонстрацией продукта. Если в компании есть менеджер по стимулированию сбыта, он может проанализировать результаты различных мероприятий и выдать рекомендации менеджерам по продуктам о том, какие из товаров являются наиболее, эффективными. 4. Эффективность распределения. При оценке канала распределения туроператору следует учитывать возможность контроля над деятельностью его участников, которые в большинстве случаев стремятся лишь к максимизации собственной прибыли. Стратегический контроль маркетинга, или ревизия маркетинга – это комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы (или ее организационной единицы), ее задач, стратегий и оперативно-коммерческой деятельности с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей для выработки рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы. Таким образом, целью ревизии маркетинга является обнаружение имеющихся проблем в организации маркетинговой деятельности и разработка соответствующих мероприятий но их преодолению. Основой ревизии маркетинга является маркетинговый аудит – это независимое периодическое всестороннее исследование компанией маркетинговой среды, целей, стратегий и деятельности с точки зрения выявления проблем и скрытого потенциала, а также разработки плана действий по улучшению маркетинга. Основные черты маркетингового аудита. ♦ Широта охвата. В маркетинговом аудите рассматриваются все основные направления маркетинга компании, а не только «проблемные места». Если проводится только исследование персонала, ценообразования или других направлений маркетинговой деятельности, такой аудит называется функциональным, основной недостаток которого – это возможность неправильно интерпретировать результаты. Обширный аудит, как правило, оказывается более действенным в плане обнаружения истинных источников проблем компании. ♦ Системность. Аудит подразумевает упорядоченное изучение макро- и микромаркетинговой среды компании, ее маркетинговых целей и стратегий, систем маркетинга и отдельных мероприятий. ♦ Периодичность. Обычно к маркетинговому аудиту обращаются только после снижения объема продаж или возникновения других проблем. Однако компании попадают в кризисные ситуации отчасти потому, что не смогли вовремя проанализировать достоинства и ошибки маркетинга. ♦ Независимость. Туристское предприятие может проводить ревизию маркетинга как собственными силами (внутренний аудит), так и привлекая для этой работы независимых экспертов (внешний аудит). У каждого из этих методов есть свои преимущества и недостатки (табл. 4).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |