Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психодиагностики за рубежом




Лекция 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

ТЕМА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

 

План:

1. Развитие психодиагностики за рубежом.

2. Источники возникновения отечественной диагностики.

3. Направления современной психодиагностики.

 

Психологическая диагностика выделилась из психологической науки и начала самостоятельно складываться на рубеже 20 века под воздействием требований практики.

Первым источником психологической диагностики стала экспериментальная психология, а экспериментальный метод послужил основой для разработки психодиагностических методик. Началом возникновения экспериментальной психологии считается 1878г., когда Вильгельм Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В. Вундт для психологии как цельной науки предлагал разработку двух непересекающихся направлений: естественнонаучного, опирающегося на эксперимент, и культурно-исторического, в котором главную роль играли психологические методы изучения культуры («психология народов»). По его теории естественнонаучные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в лабораториях Вундта в основном изучались ощущения и вызываемые ими двигательные акты – реакции. По образцу лаборатории Вундта создавались подобные экспериментальные лаборатории во Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке.

Автором, создавшим первый собственно психологический экспериментальный метод, стал Герман Эббингауз, изучавший законы памяти. Джеймс Кеттелл, исследуя объем внимания и навыки чтения, закрепил использование в психологии экспериментального метода. Так на рубеже 20 века создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.

Вторым источником психодиагностики стала дифференциальная психология. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые являются предметом дифференциальной психологии, невозможно было бы становление психодиагностики как науки о методах ее изучения. Однако дифференциально-психологическое изучение человека не было просто логическим развитием экспериментально-психологического. Оно складывалось под воздействием требований практики, сначала медицинской, а затем и индустриальной. Одной из причин, обусловивших зарождение психодиагностики, является выдвинутая врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей.

История развития психодиагностики - это в первую очередь история развития тестологии. Тестовые методики связаны с теоретическими принципами бихевиоризма. Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том, что между организмом и средой существуют детерминированные отношения. Бихевиоризм ввел в психологию категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. Поведение, согласно бихевиоризму, является единственным объектом изучения психологии, а все внутренние психические процессы должны быть интерпретированы по объективно наблюдаемым поведенческим реакциям. В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим и занимались диагносты, разрабатывавшие метод тестов.

Френсис Гальтон, совершенствуя известные экспериментально-психологические приемы определения порогов чувствительности, времени реакции, создает первые тесты для изучения способностей. Тестирование по Гальтону включает измерение силы кисти и силы удара, остроты зрения, объема легких, различение цветов, запоминание объектов и т.д.

Опыт Ф. Гальтона послужил основой для разработки Джеймсом Мак-Кином Кеттеллом тестовых заданий. В 1890 г. Дж. Кеттелл публикует работу «Умственные тесты и измерение», где впервые используется понятие «умственный тест». По мнению Кеттелла тесты и статистический анализ – залог становления новой психологии, психологии, опирающейся на точное знание. Тесты Дж. Кеттелла включали такие задания, как «динамометрия», «диапазон движения» (время, затраченное для передвижения руки на определенное расстояние), «зоны чувствительности», «наименее ощутимая разница в весе», «время реакции на звук», «время распознавания цветов», «удвоение 50- сантиметровой линии», «различение 10-секундного отрезка времени», «последовательность воспроизведения буквенного ряда» и т.д.

К концу 19 века подобные тесты получили широкое распространение. Только в США для координации тестологических исследований понадобилось создание двух национальных комитетов. Наиболее активно тесты используются в образовании, однако очень скоро выясняется, что фактически отсутствует связь между результатами, полученными с их помощью, и независимой оценкой интеллектуального уровня учащихся педагогами. Не согласовывались тестовые данные и с успехами в обучении.

В 1904 г. Министерство образования Франции поручило Альфреду Бине разработать тесты для отбора детей, способных к обучению и отсева тех, кто не способен обучаться в нормальной школе. А. Бине в сотрудничестве с Теодором Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей, начиная с 3 летнего возраста, и на их основе авторами была разработана тестовая методика, которая получила название шкала Бине-Симона (1905 г.) В последствии шкала несколько раз пересматривалась и редактировалась (1908 и 1911 гг.). Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Испытание начиналось с определения тестовых заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка. Если он справлялся со всеми заданиями, то ему предлагались задания более старшей возрастной группы. Если он решал не все, а некоторые из них, тестирование прекращалось. Если же ребенок не справлялся со всеми заданиями своей возрастной группы, ему давались задания на возраст меньше. Испытания проводилось до тех пор, пока не выявлялся возраст, все задания которого решаются испытуемым. Максимальный возраст, все задания которого решаются испытуемым, является базовым умственным возрастом. Если, кроме того, ребенок выполнил также некоторое количество заданий для более старших возрастных групп, то каждое задание оценивалось числом «умственных» месяцев. Тогда к числу лет, определяемых базовым умственным возрастом, прибавляется некоторое число месяцев. Несовпадение умственного и хронологического возраста считается показателем либо умственной отсталости либо одаренности.

Вторая редакция шкалы Бине-Симона стала основой для работ по ее проверки и стандартизации, проведенной в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Льюиса Мэдисона Термена. В 1916 году вышел новый вариант шкалы Бине, имевший значительные изменения и названный шкала Стэнфорд-Бине. Многие задания теста были модифицированы, а также добавлены новые. Новая шкала содержала коэффициент интеллекта и критерии оценки тестирования (с применением статистической нормы). Коэффициент интеллекта был предложен Вильямом Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чтобы устранить данный недостаток, Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, и назывался коэффициентом интеллекта. Нововведение – статистическая норма – стала тем критерием, с которым можно было сравнивать индивидуальные тестовые показатели, и тем самым оценивать их, давать им психологическую интерпретацию.

Следующий этап развития психологического тестирования связан с введением групповой формы диагностики. Практика требовала диагностировать большие массы людей с целью отбора наиболее подготовленных к тому или иному виду деятельности. В период первой мировой войны в США появилась новая форма тестовых испытаний – групповое тестирование. Необходимость как можно быстрее отобрать и распределить полутора миллионную армию рекрутов по различного рода службам, школам и училищам заставила специально созданный комитет поручить А.С. Отису разработку новых тестов. Так возникли две формы армейских тестов – «Альфа» и «Бета». Первая из них предназначалась для работы с людьми, знающими английский язык; вторая – для неграмотных и иностранных граждан.

20-е гг. прошлого века характеризовались настоящим тестовым бумом. Быстрое и широкое распространение тестологии было обусловлено прежде всего ее направленностью на решение практических задач.

В 1919 г. Роберт Вундвортс разработал Банк данных о личности, который явился прототипом современных опросников. С этого момента опросники стали прочно завоевывать место в психологической диагностике.

Активное развитие проективных методик связано с именами Германа Роршаха (1921 г.– тест цветовых пятен) и Генри Мюррея (1935 г. - ТАТ). В середине 30-х гг. в Гарвардском университете в исследованиях Кристианы Морган и Генри Мюррея было впервые заявлено о том, что принцип проекции может использоваться как основа для построения диагностической процедуры. В опубликованной в 1935 г. книге «Исследования личности» обосновывается принцип психологической проекции, а немного позднее появляется и первый проективный тест – Тест тематической апперцепции. В это же время практики обращают внимание на опубликованный в 1921 г. тест Роршаха, основанный на перцепции. С одной стороны тест Роршаха сразу вызвал практический интерес и стал использоваться в клинико-ориентированной диагностике. С другой стороны он был подвергнут критике со стороны ряда психологов. Критики отмечали субъективность в определении диагностических показателей и их интерпретации, отсутствие достаточных сведений о надежности и валидности.

Так же как и Первая мировая война, Вторая мировая война стимулировала разработку новых тестов. В начале войны психологи США вновь обратились к разработке тестов для нужд армии. Были созданы тесты для отбора морских офицеров, пилотов и т.д. Модифицировались по «военному» типу ранее применяемые тесты (тест Роршаха, ТАТ, др.). Значительный прогресс отмечался в создании ситуационных тестов, которые допускали прямое воздействие на обследуемого мощных стрессовых факторов. Они использовались для отбора лиц, наиболее подходящих к разведывательно-шпионской деятельности. Дальнейшее развитие получает проективный подход к диагностике личности. После окончания войны появляются новые проективные методики, например, тест Саула Розенцвейга, основанный на оценке реакций на фрустрацию, тест цветового выбора, предложенный Максом Люшером.

60 гг. прошлого столетия – годы дискуссий о тестах. Наиболее яркими такие дискуссии были в США. Обеспокоенные соблюдением гражданских прав, в частности права личности на частную жизнь, общественные организации провоцировали «нездоровый» интерес в отношении тестов для оценки интеллектуальных качеств личности. Мощный поток критики бихевиорально - ориентированных психологов был направлен, в частности, на проективные методики. Нью-Йорк стал первым городом США, который перестал использовать групповые тесты для диагностики интеллекта внутри школьной системы, и это было подхвачено в других городах. Однако психологическое тестирование, хотя и находилось под огнем критики, обрастало толстым защитным слоем и продолжало развиваться. Значимым событием 60-х гг. была разработка критериально-ориентированного тестирования.

Характерной чертой развития психодиагностики в 1970 гг. в развитых странах становится ее компьютеризация. Резко возрастает количество компьютерных версий тестов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 12397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.