Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность учителя




Дифференцированное обучение

Категории и методы проблемного обучения

Деятельность учащихся

· воспринимает задачу и осмысливает возможные пути ее решения

· высказывает варианты решения задачи и доказывает рациональность одного из них

· ищет верное решение задачи

· усваивает обобщение по данной теме

закрепляет полученные знания и выполняет практические задания

Категории:

1. Проблемное преподавание (деятельность учителя по созданию проблемной ситуации)

2. Проблемное учение (познавательная деятельность учащихся в условиях проблемной ситуации)

Методы:

1. Метод проблемного изложения (постановка учителем проблемы и обучение ее анализу и решению)

2. Частично-поисковый метод (решение проблемы под руководством и с помощью учителя)

3. Исследовательский метод (учитель констатирует проблему, рекомендует литературу по теме; учащиеся решают проблему самостоятельно, затем анализируют полученные результаты)

Функции и особенности проблемного обучения

Функции:

1. Активизация интеллекта, творческой активности и способностей учащихся

2. Формирование и развитие теоретического мышления учащихся

3. Содействие большей эффективности усвоения школьниками знаний

4. Формирование мотивов учения школьников

Особенности:

1.Интеллектуальная самостоятельная деятельность учащихся по усвоению новых знаний путем решения поставленных проблем

2.Осуществление индивидуального подхода в процессе обучения

3. Динамичность проблемного обучения

4. Высокая эмоциональная активность школьников

Проблемная ситуация и способы ее создания

Характеристика проблемной ситуации:

1. Общеизвестная идея сталкивается с противоречием

2.Возникшее противоречие вызывает момент изумления у учащихся, заинтересованность в решении проблемы

3.Проблемный вопрос разделяется на несколько вопросов, осуществляется поиск недостающих фактов, затем – их анализ

Способы создания проблемной ситуации

1.Сопоставление разных мнений писателей, ученых, критиков и др. об одних и тех же явлениях, процессах, научных фактах и т.д.

2.Выявление противоречий в содержании самого учебного материала и т.д.

3. Постановка вопроса, при котором требуются знания и умения, связанные с материалом новой темы.

4. Столкновение имеющихся знаний с требованиями по решению новой задачи.

 

· выявляет уровень обучаемости и воспитанности учащихся на основе педагогической диагностики

· организует учебный процесс с учетом психологических и педагогических особенностей учащихся

· создает оптимальные условия в ходе обучения для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося

формирует для каждого учащегося мотивационную основу учебной деятельности

Деятельность учащихся

· выполнение заданий в ходе учебного процесса на основе выявленного педагогом уровня обучаемости и работоспособности

· пополнение знаний за счет углубленного изучения предметов

учебная деятельность с ориентацией на определенный профиль предметов (гуманитарный, естественнонаучный, экономический и т.д.)

Этапы и цели дифференцированного обучения

Этапы:

1.Диагностика готовности детей к умственному труду

2.Дифференцированная работа на уроках в начальных и средних классах –внутренняя дифференциация

3.Дифференцированное обучение в многопрофильных классах

4. Углубленное изучение предметов по измененным программам с учетом профориентации и способностей школьников

Цели:

1.Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей каждого школьника

2.Формирование творческого потенциала общества (социальный аспект)

3. Создание методической системы обучения на мотивационной основе (дидактический аспект)

Формы дифференциации обучения

Внешняя дифференциация:

1.Создание инвариантных типов учебных заведений (профильные и национальные гимназии, воскресные учебные заведения, лицеи, колледжи)

2.Создание профильных и специализированных классов

Внутренняя дифференциация:

Внутриклассная дифференциация на основе дифференцированного и индивидуального подходов.

1. Дифференцированный подход – особый подход к различным группам учащихся в классе, заключающийся в организации работы, различной по содержанию, объему, методам и приемам

2 .Индивидуальный подход – учет индивидуально-психологических осо-бенностей, степени обучаемости, работоспособности каждого ученика

Критерии дифференциации обучения и создания дифференцированных групп

Критерии дифференциации обучения:

1. Обученность и обучаемость учащихся

2.Работоспособность школьников

3.Индивидуально-психологические (устойчивые) особенности учащихся (темперамент, эмоциональная и волевая сферы и т.д.)

4.Изменчивые особенности школьников (интересы, отношения, мотивы, самооценка и т.д.)

Критерии создания групп:

1.Познавательные интересы

2.Работоспособность школьников

3.Владение учащимися отдельными интеллектуальными операциями

4. Уровень общей и специальной подготовленности учащихся

5.Характер отношения школьников к учебной деятельности

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Функции и цели диагностики

Функции:

1.Оптимизация процесса воспитания и обучения

2.Обеспечение правильного определения результатов воспитания и обучения

3.Сведение к минимуму ошибок в пед. процессе

Цели:

1. Внутренняя и внешняя коррекция при негативных результатах пед. процесса

2.Определение недостатков в работе учителя

3.Подтверждение положи-тельных результатов

4.Планирование последую-щих этапов работы учителя

5. Мотивация учащихся с помощью поощрения

6. Улучшение условий работы

Аспекты диагностики

1.Сравнение

(наблюдение за поведением школьника и сравнение его с предыдущим поведением)

2.Анализ

(выявление причин отклонения от нормы поведения школьника)

3.Прогнозирование

(перенос результатов сравнения и анализа на поведение в других ситуациях или в будущем)

4. Интерпретация

(систематизация и анализ собранной информации)

5.Сообщение учащимся результатов диагностики

6.Контроль за воздействием на учащихся диагностических методов

Методы диагностики

1.Неэкспериментальные методы (наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности)

2.Диагностические методы (тесты, шкалирование, ранжирование и др.)

3.Экспериментальные методы (естественный, лабораторный, моделирующий и другие виды эксперимента)

Тема 8. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

1. Сущность педагогической технологии

2. Классификация педагогических технологий

3. Технология личностно-ориентированного обучения

4. Технология развивающего обучения

5. Игровые технологии в процессе обучения

6. Современные информационные технологии

 

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса – Мн.: Нар. асвета, 1990.

2. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: 1995.

3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. –1995. – № 1.

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

5. Нечаева Н.И., Занков Л.В. О методической системе начального обучения // Начальная школа. – 1995. – № 11.

6. Пидкасистый П.И., Хавдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: «Роспедагенство», 1996.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.