Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игровые технологии в процессе обучения




«Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок» (Л.С. Выготский).

«Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).

Игровая деятельность призвана выполнять следующие функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, терапевтическую (связана с преодолением трудностей), диагностическую, коррекционную, социализации.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые должны характеризоваться учебно-познавательной направленностью.

Педагогические игры характеризуются следующим: 1) свободная развивающая деятельность; 2) творческий, импровизационный, активный характер деятельности; 3) эмоциональная приподнятость деятельности, интерес, мотивация.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий соответствует следующим требованиям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Существуют различные классификации педагогических игр.

Во-первых, по виду деятельности игры делятся на физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

Во-вторых, по характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

В-третьих, на основе игровой среды различаются следующие игры: игры с предметами, настольные, комнатные, игры на местности, компьютерные, игры с ТСО и др.

В-четвертых, по характеру игровой методики выделяются операционные, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные игры и игры-драматизации. Рассмотрим более детально данную классификацию как представляющую особый интерес и значимость с методической точки зрения.

Операционные игры. Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций: методики написания сочинения (игра «Журналист»), решения задач (игра «Инженер-конструктор»), ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс.

Имитационные игры. На занятиях в процессе игры имитируются 1) деятельность какой-либо организации или предприятия; 2) события или конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.), а также обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет, улица, жилое помещение и т.д.). Сценарий имитационной игры включает содержание, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Сюжетно-ролевые игры. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения подобных игр с использованием ролей разрабатывается модель ситуации (сюжет), между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

Игра-драматизация. Представляет собой социально-психологический «театр». Предполагает обыгрывание поведения человека в определенной социальной ситуации. Направлена на формирование у учащихся умений чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать обстановку и ориентироваться в различных жизненных ситуациях, влиять на потребности, интересы и деятельность людей.

Деловая игра. Технология включает следующие этапы. Этап подготовки (разработка сценария, ввод в игру – постановка проблемы и выбор ситуации); этап проведения (процесс игры); этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, а также реальных затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.