Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность педагогической технологии




Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием американской, а затем европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин и др. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина.

Термин «Технология» происходит от греч. techne – искусство, мастерство; logos– наука. Технология применительно к производству означает: 1) характеристику целостного, завершенного процесса; 2) объективную систему методов и средств целенаправленного изменения состояния объекта; 3) обеспечение устойчивой, гарантированной эффективности некоторой производственной деятельности.

В отношении педагогической технологии В.П. Беспалько выделяет следующие важные элементы: 1) четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения и воспитания; 2) структурирование, упорядочение, уплотнение содержания, информации, подлежащих усвоению; 3) комплексное применение дидактических, технических и компьютерных средств обучения и контроля; 4) усиление диагностических средств обучения и контроля; 5) гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения. Исходя из этого, под педагогической технологией (в том числе технологией обучения) понимают систему проектирования и практического применения педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем их воспроизведении (В.И. Андреев).

Ранее термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Современные технологии базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики и менеджмента. Такое представление о педагогической технологии предполагает:

· возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;

· возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

Педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий учителя, направленных на осуществление педагогических принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания и методики воспитательной работы. Термин «методика» выражает процедуру использования комплекса методов, приемов, средств и форм обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему. Педагогическая технология обусловливается помимо комплекса названных компонентов еще и личностью педагога во всех ее многообразных проявлениях. Таким образом педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством, так как педагогическое мастерство можно рассматривать как высший уровень владения педагогической технологией.

Наиболее существенные признаки таких технологий следующие (по В.В. Пикану):

· в основе технологии лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Различают технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;

· технологическая цепочка педагогических операций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками;

· технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, диалогического общения;

· элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и гарантировать достижение результатов всеми школьниками;

· органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры

Таким образом, педагогические технологии требуют диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьника в целом.

Описание и анализ педагогической технологии позволяют представить ее структуру следующим образом:

1. Идентификация данной педагогической технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной системой).

2. Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса.

3. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):

– целевые установки и ориентации;

– основные идеи и принципы (научная концепция усвоения);

– позиция ребенка в образовательном процессе.

4. Особенности содержания образования:

– ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП);

– объем и характер содержания образования;

– дидактическая структура учебного плана, материала, программ. Формы изложения.

5. Процессуальная характеристика:

– особенности методики, применения методов и средств обучения;

– мотивационная характеристика;

– организационные формы образовательного процесса;

– управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);

– категория учащихся, на которых рассчитана технология.

6. Программно-методическое обеспечение:

– учебные планы и программы;

– учебные и методические пособия;

– дидактические материалы;

– наглядные и технические средства обучения;

– диагностический инструментарий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.