Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии личностно-ориентированного обучения




Классификация педагогических технологий

Педагогические технологии подразделяются на технологии обучения (дидактические) и технологии воспитания.

Образовательные технологии трактуются как системы деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенные на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей – содержания– методов.

В соответствии с этапами решения педагогической задачи различают технологии общие и частные. К общим технологиям, например, относится технология конструирования процесса обучения. К частным технологиям относится технология анализа учебной ситуации, контроля и оценки результатов деятельности учащихся, организации начала урока и т.д.

По сущностным и инструментально значимым свойствам выделяются следующие классы педагогических технологий.

По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений и навыков по предметам – ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СДП).

По позиции ребенка и отношения к нему педагога в образовательном процессе: авторитарные (ученик–объект взаимодействия); дидактоцентрические (приоритет обучения над воспитанием); личностно-ориентированные (разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка); гуманно-личностные (поддержка личности ребенка, уважение и любовь); сотрудничества (партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и воспитанника в процессе обучения); свободного воспитания (предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности); эзотерические (основаны на учении о подсознательном знании).

По категории обучающихся: массовые (рассчитаны на среднего ученика); продвинутого уровня (углубленное изучение предметов, гимназического, лицейского, специального образования); компенсирующего обучения (педагогической поддержки, коррекции и т.д.); виктимологические (сурдо–, тифло–, олигофренопедагогика и т.д.); работы с отклоняющимися (работа с трудными детьми в условиях массовой школы).

Согласно способам, методам, средствам обучения выделяются структурно-логические, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, игровые, компьютерные (информационные), диалоговые и тенинговые технологии.

Структурно-логические или задачные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов.

Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения и др.). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «учитель– компьютер– ученик» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и т.д.).

Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «учитель – ученик», «ученик– ученик», «учитель – автор», «ученик – автор» в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач.

Тренинговые технологии – это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения).

 

К технологиям личностно-ориентированного обучения относятся следующие: технология «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «включенного обучения», «модульного обучения» и др., позволяющие приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников и специфическим особенностям каждой школы. Целевыми ориентациями таких технологий являются: переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно-личностный подход к ребенку; дидактический активизирующий и развивающий комплекс; единство обучения и воспитания; педагогизация окружающей среды; сотрудничество учителя и учащихся, предполагающее совместную выработку целей и содержания, оценки и самооценки учебной деятельности.

Авторами технологии «полного усвоения знаний» являются американские психологи Дж. Кэрролл, Б. Блум, из российских ученых – М.В. Кларин. Гипотеза, выдвинутая названными авторами, заключается в том, что способности ученика определяются не при усредненных, а оптимально подобранных для данного ребенка условиях, для чего необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. Если же условия для всех детей будут одинаковыми, то большинство учащихся достигнет только «среднего» результата обучения. Дж. Блок и Л. Андерсен разработали на этой основе методику обучения, сущность которой заключается в том, что все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации познавательной деятельности. Структура познавательной деятельности учащихся выглядит следующим образом: знание – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. При этом познавательная деятельность, предполагающая усвоение каждым учащимся материала определенного уровня сложности, осуществляется школьниками за различный период времени и при различных условиях, зависящих от их индивидуально-психологических особенностей.

Эта методика была адаптирована к условиям классно-урочной системы, получив название «Технология разноуровневого обучения». Теоретическое обоснование данной технологии заключается в том, что если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы (З.И. Калмыкова и др.). Таким образом, предполагается введение в учебный процесс школы уровневой дифференциации, которая функционирует путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1 – минимальном (государственный стандарт); 2 – базовом; 3 – вариативном (творческом).

Работа с каждым учащимся планируется с опорой на категорию «структура личности». По К.К. Платонову структура личности включает в себя следующие подсистемы: 1) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и пр.; 2) психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, воля, чувства, эмоции и др.; 3) опыт, включающий знания, умения, привычки; 4) направленность личности, выражающая ее потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт. На этой основе предлагается следующая модель дифференцированного обучения: а) комплектование классов гомогенного состава (на уровне начальной школы); б) внутриклассная дифференциация в среднем школьном звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях; в) профильное обучение преимущественно старших классах.

Технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина (коллективный способ обучения) основана на следующих преимуществах:

· совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

· в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация имеющихся знаний и опыта;

· каждый учащийся чувствует себя свободно, работает в индивидуальном темпе;

· исчезает необходимость сдерживать темпы продвижения одних и подгонять работу других учащихся, что также продуктивно влияет на результат обучения;

· формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

· обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей и обеспечивает более прочное усвоение.

Парная работа при этом может осуществляться в трех видах: 1) статическая пара, включающая двух учеников, обменивающихся ролями «учитель» – «ученик»; 2) динамическая пара, включающая четверых учащихся, готовящих одно задание, разделенное на четыре части. После подготовки своей части задания каждый ученик обсуждает ее с оставшимися тремя; 3) вариационная пара, включающая четверых учащихся. Каждый ученик получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя учениками.

Технология модульного обучения. В данном случае дидактическая цель обучения формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знаний, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии предполагают следующие организационные характеристики учебного процесса:

– изменение общего бюджета времени на учебном занятии, что обязывает предусмотреть существенное сокращение монолога учителя и увеличение времени на самостоятельную познавательную деятельность школьников;

– систематизация, отбор базовых знаний учителем и четкость в их изложении;

– самостоятельная познавательная деятельность учащихся при условии создания благоприятного психологического климата в классе;

– переход на субъект-субъектные отношения в процессе совместной деятельности, основанной на внутренней мотивации, диалоговом общении;

– изменение поведенческого стиля учителя, выполнение им функций мотиватора учащихся и координатора учебных действий школьников;

– главная задача – формирование у детей системы «потребность – цель» с учетом следующих правил: · человек эффективнее включается в деятельность, значимость которой для него высока; · обеспечение учителем реальной свободы выбора школьниками средств, содержания, форм работы в учебном процессе; · правильно организованные учителем до начала изучения новой темы проблемные ситуации.

Следует отметить, что в процессе реализация личностно-ориентированных технологий способствует развитию у обучаемых таких психических феноменов как память, воля, эмоциональная сфера, развитие коммуникативных умений, самостоятельности, однако это не является основной целью этих технологий. Ориентация названных технологий на индивидуальные способности и свойства личности учащегося способна создавать благоприятные условия для внедрения системы развивающего обучения, требующей от учителя овладение дополнительными технологическими процедурами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.