Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Дисциплина «Экономика труда» входит в перечень специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго




 

Дисциплина «Экономика труда» входит в перечень специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, утвержденного Министерством образования РФ 17 марта 2000 года.

В последние годы в России усиливается интерес студентов, слушателей, аспирантов, соискателей, практиков к дисциплинам, связанным с экономическими проблемами труда, социальных отношений, управления трудом и т.д. Действительно, без подготовки профессионалов, без создания системы эффективного использования трудового потенциала работников, усиления социальной направленности рыночного хозяйства трудно решить острые социальные и экономические проблемы, стоящие перед нашей страной.

Курс «Экономика труда» расположен в середине учебного процесса, когда студенты уже освоили большую часть общетеоретических экономических дисциплин: «Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Менеджмент», «Экономическая демография», «Общая теория статистики», но еще не приступили к изучению специальных дисциплин. Это, с одной стороны, позволяет более осмысленно подойти к изучению экономических проблем труда в курсе «Экономика труда», а с другой стороны, получить определенный перечень навыков и умений перед прохождением производственной практики. Преподавание курса «Экономика труда» ведется параллельно с преподаванием дисциплины «Социология труда», что позволяет более широко подойти к изучению категории «труд».

Экономика труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы. Экономика труда традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности. Экономика труда дает определения важнейших категорий и показателей в области труда, а также разрабатывает основные направления их анализа и прогнозирования.

Цель изучения дисциплины «Экономика труда» – получение представления о труде как основе развития общества и важнейшем факторе развития производства; о способах организации производительного труда и его оплаты; состоянии и развитии трудовых ресурсов в стране, современных тенденциях в области их эффективного использования; о рынке труда, занятости.

В результате освоения учебного материала студенты должны уметь:

- определять показатели производительности труда, рассчитывать резервы ее роста на предприятии;

- планировать и рассчитывать трудоемкость продукции, численность работников и дополнительную потребность в них;

- анализировать систему организации труда на предприятии, выявлять проблемы и недостатки;

- определять заработную плату работников разных категорий при различных формах и системах оплаты труда;

- анализировать систему оплаты труда на предприятии, выявлять проблемы и недостатки;

- рассчитывать показатели безработицы;

- анализировать факторы формирования трудовых ресурсов.

В структуру курса «Экономика труда» входит четыре самостоятельных раздела:

1. Организация труда.

2. Производительность труда.

3. Трудовые ресурсы.

4. Организация оплаты труда.

Учебный план предусматривает по данной дисциплине аудиторные лекционные и семинарские занятия, а также индивидуальную самостоятельную работу студентов.

 


Тема 1. Предмет, задачи и содержание

курса «Экономика труда»

Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. История человечества свидетельствует о том, что, благодаря труду, человек выделился из мира животных. Вся история человечества – это история развития экономических отношений, в том числе и в области общественного разделения труда. Не случайно именно о труде у народов мира сложилось наибольшее количество пословиц и поговорок, отражающих культуру, традиции, особенности того или иного народа. Воздействуя на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, развивают способности к труду, обогащают свои знания, расширяют сферу своей трудовой деятельности, приобретают новые навыки.

На первый взгляд, ответ на вопрос о том, что считать трудом, очевиден – ведь каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако в литературе существует целое множество определений труда.

«Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей» [Ожегов С.И. Словарь русского языка].

«Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг» [Большой энциклопедический словарь].

Труд – это процесс, совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости [К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 23, 2-е издание. – С. 188].

«Труд – это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или) управляемый человеком либо по принуждению, либо по внутреннему убеждению, либо по тому и другому» [ Генкин Б.М.].

Обязательными элементами труда являются рабочая сила и средства производства. Рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Средства производства – это предметы труда (земля, ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки) и средства труда (машины, приборы, оборудование, инструменты, при помощи которых человек воздействует на предмет труда).

Процесс труда – это процесс соединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. В процессе труда решающим фактором является человек. Результатом процесса труда является продукт труда.

Постоянно сталкиваясь с необходимостью повышения результатов труда, люди обращали внимание на значение систематизированного изучения труда. Накопленные человечеством знания позволили создать современную науку о труде.

Так, в процессе труда работники вступают в социальные отношения. Механизм и структуру этих взаимоотношений изучает наука «Социология труда».

Психологические закономерности формирования различных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду изучает наука «Психология труда». Закономерности функционирования состояния организма работающего человека изучает наука «Физиология труда». «Педагогика труда» рассматривает вопросы обучения работников. «Эргономика» изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.

Экономика труда как наука изучает экономические закономерности в области трудовых отношений. Экономика труда традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности. Экономика труда дает определения важнейших категорий и показателей в области труда, а также разрабатывает основные направления их анализа и прогнозирования.

Предмет экономики труда как таковой не изменялся никогда и был единым для всего многообразия школ и теорий. Предмет экономики труда – труд как целесообразная деятельность человека, которая всегда и одновременно является взаимодействием между человеком и природой и отношением между людьми в процессе и по поводу производства.

Несмотря на то, что долгое время экономическая наука в России развивалась по своим собственным, социалистическим законам, все же в экономике труда основные термины и понятия оказались во многом идентичными или очень близкими категориям и понятиям, принятым в мировом сообществе. Это во многом объясняется тем, что формирование научных основ экономики труда началось в 20-е годы, в отсутствие «железного занавеса». Кроме того, наша страна является членом Международной организации труда (МОТ) с 1934 года по настоящее время с небольшими перерывами.

Несмотря на прохладное отношение прежнего руководства страны к МОТ и жесткую ограниченность информации о ее деятельности, членство в этой организации оказало сильное влияние на экономику труда. В МОТ оттачивался категориальный и понятийный аппараты сферы труда, вырабатывались международные трудовые нормы, осуществлялись научная разработка и реализация многочисленных программ почти для всех стран мирового сообщества, в ходе которых мировое сообщество вырабатывало и осваивало один общий профессиональный язык.

Цель изучения экономики труда состоит в получении представления о процессах, происходящих в социально - трудовой сфере России, а именно:

- о содержании и элементах организации труда;

- об оценке эффективности организации труда и его оплаты;

- о становлении и функционировании рынка труда и т. д.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты организации труда, использования трудовых ресурсов, производительности труда и организации его оплаты.

2. Научиться вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию организации труда, повышению его эффективности.

3. Научиться анализировать существующие подходы к оплате труда работников разных категорий и предлагать пути совершенствования применяемых систем оплаты труда.

Содержание курса охватывает изучение следующих разделов.

1. Организация труда. Ослабление интереса к проблемам организации труда – временное явление, и этот круг проблем по-прежнему актуален. При изучении данного раздела экономики труда следует обратить внимание на анализ основных факторов организации труда, на характеристику форм разделения и кооперации труда, на анализ условий труда, его охрану и безопасность.

2. Производительность труда. Производительность труда в настоящее время ни на макроуровне, ни на микроуровне не рассматривается в качестве критического фактора развития общества. Но совершенно очевидно, что ситуация имеет временный характер. На макроуровне показатели производительности труда являются исходными при выработке политики в области заработной платы, борьбы с инфляцией и др. На микроуровне производительность труда – это фактор конкурентоспособности предприятия, элемент оценки эффективности его деятельности. Как известно, без цели в области производительности у предприятий нет ориентации, а без измерения производительности у него нет управления. При этом управление производительностью достигает своей цели лишь в том случае, когда оно интегрировано в общую систему управления деятельностью предприятия и подчинено задаче эффективности производства в целом. В рамках данной дисциплины предстоит рассмотреть социально-экономическую сущность данной категории, показатели уровня и динамики, проблемы измерения и планирования.

3. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал. С точки зрения социально-экономического развития России, значимость верных представлений о трудовом потенциале общества, экономически активном населении и т. д. очень высока, поскольку на основе именно этих представлений решаются такие глобальные задачи, как макроэкономический мониторинг и планирование человеческих ресурсов, определение трудового потенциала общества, измерение взаимосвязи между занятостью, безработицей. В данном разделе предстоит изучить формирование, использование, рациональное распределение и планирование трудовых ресурсов.

4. Организация оплаты труда. В этом разделе необходимо изучить экономическую природу заработной платы, ее функции и принципы ее организации. В ходе изучения данного раздела необходимо понять, каковы причины негативных явлений, развивающихся в сфере оплаты труда в России. В данном разделе рассматриваются различные подходы к оплате труда, анализируются разнообразные формы и системы оплаты труда.

 

РАЗДЕЛ 1. Организация труда




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.