Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девятая лекция




Жертва есть предмет, на примере которого делается очевидным, чтосамоотрицание в религии есть лишь средство, лишь не прямая форма и способсамоутверждения. Жертва есть отчуждение блага, дорогого для человека. Но таккак высшее и самое дорогое благо в глазах человека есть жизнь, так каквысшему можно жертвовать только высшим, только этим его почтить, то жертватам, где лежащее в основании ее понятие реализуется полностью, естьотрицание, уничтожение живого существа и, так как высшее живое существо естьчеловек, отрицание человека. Мы в данном случае имеем опять, независимо отцели человеческого жертвоприношения, о которой нам надлежит говорить,доказательство того, что для человека нет ничего выше жизни, что жизнь посвоему рангу равняется с богами; ибо в основании жертвы лежит - по крайнеймере вообще говоря - сопоставление равного с равным; богам приносится лишьто, что одинаково с ними по смыслу, что им подобно; человек жертвует поэтомусвоей жизнью только для богов, ибо в глазах богов, как и людей, жизнь естьвысшее, самое чудесное, самое божественное благо - стало быть, благо,которому боги не могут противостоять, которое подчиняет волю богов человеку. Отрицание, или уничтожение, заключающееся в жертве, не есть, однако,отрицание бессмысленное, оно имеет, наоборот, весьма определенную,эгоистическую цель и основание. Человек жертвует только человеком - высшимсуществом, чтобы поблагодарить за высшее, в его понимании счастье илиотвратить высшее несчастье - действительное или предполагаемое, - ибопримирительная жертва не имеет самостоятельной цели и смысла; ведьпримиряются с богами только потому, что они именно - те существа, от которыхзависит счастье и несчастье, так что отвратить гнев богов означает не чтодругое, как отвратить от себя несчастие, приобрести благоволение или милостьбогов, означает не что другое, как приобрести все хорошее и желательное. Вотнесколько примеров, чтобы подтвердить как самый факт, так и указанный смыслчеловеческого жертвоприношения. Я начинаю с немцев и нам всего болееродственных племен, хотя как раз германцы принадлежат к числу тех, которымнемецкие ученые приписывают самую мягкую форму человеческихжертвоприношений. А именно они говорят, что человеческие жертвоприношения уних были лишь казнями преступников, а следовательно, карательными и в то жевремя примирительными жертвами богам, оскорбленным преступлениями. Прочиечеловеческие жертвоприношения происходили лишь по ошибке и благодарявырождению. Но если и допустить - доказательств чему, однако, не имеется, -что первоначально приносились в жертву только преступники, то от такогожестокого бога, от бога, который наслаждается мучениями преступника, от"князя виселицы", как называется Один, можно ожидать особых жестокостей ичеловеческих жертв. Только в патриотическом эгоизме немецких ученыхзаключается причина, почему немцы, которые, собственно говоря, до сего днясохраняют в себе изрядную дозу варварской грубости под святым покровомхристианской веры, должны были составить исключение из числа прочих народов.Однако, к делу. Согласно одной норвежской саге в Швеции при короле Домальдебыли "неурожай и голод. Поселяне принесли в жертву много быков, но это непомогло. Шведы решили тогда принести Одину в жертву короля, дабы вернулисьплодородие и хорошие бремена. Они зарезали и принесли его в жертву иобмазали его кровью все стены и сиденья в доме бога, и тогда наступили встране лучшие времена". "Большинство людей испробовало жертвоприношение какисполнение обета, данного при начале воины, - на случай победы. Для готов искандинавов вообще лучшей жертвой считался человек, который на войне первымпопался в плен. Саксы, франки, герулы также верили, что человеческие жертвыумилостивляют их богов. Саксы приносили богам свои воинские жертвы, предаваяжертвуемых мучительно тягостным наказаниям, и точно так же тулиты(скандинавы) жертвовали богу войны своих первых военнопленных, предавая ихизысканной казни" (в энциклопедии Эрша и Грубера, статья Ф. Вахтера"Жертвоприношение"). Галлы, как рассказывает Цезарь, когда они страдали оттяжелых болезней или подвергались опасностям войны, приносили в жертвулюдей, веря, что боги только в том случае могут с ними примириться, если зажизнь одного человека приносится в жертву жизнь другого. Так же и нашивосточные соседи, например "эсты, приносили страшным богам человеческиежертвы. Человеческие жертвы служили предметом торга для купцов, причемтщательно исследовалось, не имеют ли приносимые в жертву телесныхнедостатков, что делало бы их негодными для жертвоприношения" (К. Эккерманн"Учебник истории религии", т. 4: "Религия чудского племени"). И славянетакже - по крайней мере те, которые жили около Балтийского моря, - приносилив жертву своему главному божеству Свантовиту "ежегодно, а также причрезвычайных обстоятельствах христианина, потому что жрец, совершавшийжертвоприношение, говорил, что Сванговит и другие славянские, боги будут ввысшей степени порадованы христианской кровью" (Вахтер, указанное место).Даже римляне и греки запачкали себя кровью религиозных человеческихжертвоприношений. Так, например, как рассказывает Плутарх, фемистокл передСаламинской битвой принес в жертву Вакху сыроядцу трех знатных персидскихюношей, правда, лишь скрепя сердце, лишь вынужденный к тому прорицателемЕвфрандитом, который сулил победу и счастье грекам лишь ценой этой жертвы. Ав Риме еще во времена Плиния Старшего заживо погребались многие пленные наскотном рынке. Восточные народы жертвовали богам даже собственных дочерей исыновей, то есть существа, за жизнь которых, как замечает Юстин по поводукарфагенских человеческих жертвоприношении, при Других обстоятельствахбольше всего молят богов. Даже израильтяне "проливали невинную кровь", какзначится в Библии, "кровь своих сыновей и дочерей, которых они приносили вжертву богам Ханаана". Но не только кумирам-богам, но и самому господу богупринес в жертву свою дочь Иеффай, правда, в результате необдуманногорокового обета, гласившего, что он, если одержит победу, готов принести вжертву того, кто раньше всего ему выйдет навстречу из дверей его дома; и, понесчастью, это было его собственное дитя, его дочь, которая ему прежде всеговстретилась; но он не мог бы, как уже отмечали многие ученые, прийти к мыслипринести в жертву свою дочь, если бы человеческие жертвоприношения непризнавались? Однако из всех религиозных палачей и мучителей людей особенновыделялись древние мексиканцы жестокостью и бесчисленным количествомчеловеческих жертв, которые часто исчислялись в пять, даже в двадцать тысяччеловек в один день. Как до новейшего времени сохранились почти вся религиозная бессмыслицаи все ужасы древности, так сохранились и кровавые человеческиежертвоприношения. В 1791 г., например, как рассказывается в примечаниях к"Индусской книге законов", - был найден однажды утром в одном храме Дия илиШивы обезглавленный харри, то есть человек, принадлежавший к низшей касте: он был убит для предотвращения большого несчастья. А некоторые дикиеплемена мараттов кормят и откармливают даже прекраснейших мальчиков идевочек, как убойный скот, для принесения их в жертву в особые праздники.Даже и столь сантиментальные, так нежно заботящиеся о жизни насекомых жителиИндии сбрасывают во времена больших несчастий, подобных войне или голоду,знатнейших браминов вниз с пагод, чтобы таким образом утихомирить гневбогов. "В Тонкине (дальняя Индия) ежегодно,- как рассказывает Мейнерс всвоей "Всеобщей истории религий" со слов путешественников, - отравляют детейядом, дабы боги благословили поля и даровали богатый урожай, или рассекаютодного из детей пополам, чтобы смягчить богов или побудить их не вредитьостальным. В Лаосе не выстраивают даже богам храма, пока не закопают вфундамент тех, кто раньше всего прошел мимо, и тем как бы не освятят почвы"."У некоторых негритянских народов до сих пор еще приносятся в жертву многиесотни и тысячи пленных в призрачной надежде, что такими жертвами можновернее всего снискать милость богов и через них - победу над врагами. Вдругих местностях Африки закалывают то детей, то взрослых мужчин, чтобыдобиться таким образом исцеления больных царьков или продления их жизни"(Мейнерс). Кханды в Гондване, вновь открытое племя первобытных обитателейИндии, приносят в жертву, как это сообщается в журнале "Ausland" ("Чужиекрая") за 1849 г., своему верховному богу - богу земли, Бера Пенну, откоторого, как они верят, зависит процветание людей, животных и полей, -регулярно каждый год людей, а кроме того, также и в случаях несчастий, если,например, тигр загрыз какого-либо ребенка, дабы примирить с собойразгневанных богов. Жители южных островов Океании также вплоть до новейшеговремени приносили человеческие жертвы, приносят их отчасти и сейчас. Христианскую религию обычно восхваляют за то, что она уничтожилачеловеческие жертвоприношения. Но она только заменила кровавые человеческиежертвоприношения другого рода жертвами, - подставив на место телесныхчеловеческих жертвоприношений психическое, духовное, то жертвоприношение,которое, хотя и не в чувственном смысле, но фактически на самом делесоставляет еще человеческое жертвоприношение (7). Поэтому люди, которыедержатся за видимость, верят, что христианская религия принесла в мир что-тосущественно иное, чем религия языческая, но это только одна видимость. Вотпример: христианская церковь отвергла самооскопление, хотя в Библии, -действительно или только по видимости, - говорится даже в его защиту; покрайней мере, великий отец церкви Ориген, который, конечно, был столь жеучен, как и нынешние господа теологи, понял ее так, что счел обязаннымсамого себя оскопить; христианская церковь и религия, говорю я, строжайшезапретили телесное самооскопление, предписываемое языческой религией, нозапретили ли они самооскопление духовное. Отнюдь нет. Они во все временаговорили в защиту морального, духовного, психического самооскопления. ДажеЛютер ставит безбрачное состояние выше брачного. Но в чем различие междутелесным и духовным уничтожением органа? Различия нет; в одном случае яотнимаю у органа его телесное, анатомическое, в другом - его душевноесуществование и значение. Имею ли я орган, или не употребляю его дляпредназначенной природою цели, убиваю ли я его телесно или духовно, - этоодно и то же. Но это различие между языческим и христианским самооскоплениеместь различие между языческой и христианской человеческой жертвой вообще.Христианская религия не имеет, правда, на своей совести, телесных,анатомических жертв, но имеет достаточно психических. - Там, где человекпредставляет себе как идеал существо абстрактное, от действительногосущества отличное, почему бы ему там не удалить от себя все, не пытатьсясбросить с себя все, что этой его цели, его идеалу противоречит. Богу,который не есть чувственное существо, человек по необходимости жертвуетименно своей чувственностью; ибо бог - эту мысль мы дальше специальноразовьем - есть не что иное, как цель, как идеал человека. Бог, который неявляется ни моральным, ни практическим образцом для человека, который неесть то, чем сам человек должен и хочет быть, есть бог лишь по имени. Корочеговоря, христианская религия, - то есть как религия, покоящаяся натеологической вере, - не отличаясь вообще по своему принципу от другихрелигий, не отличается от них и в этом пункте. Как христианство на местовидимого, чувственного, телесного бога подставило невидимого, точно так жена место видимой, очевидной человеческой жертвы подставила она человеческуюжертву невидимую, нечувственную, но от того не менее действительную. Из приведенных примеров мы видим, что даже самое бессмысленное истрашное отрицание человека, религиозное убийство, имеет человеческую, илиэгоистическую, цель. Даже тогда, когда человек совершает религиозноечеловекоубийство не над другими, а над самим собой, когда он расстается совсеми человеческими благами, отвергает все чувственные и человеческиерадости, - это отвержение есть лишь средство приобрести и вкусить небесногоили божественного блаженства. Так обстоит дело у христиан. Христианинжертвует собой, отрицает себя только ради того, чтобы обрести блаженство. Онприносит себя в жертву богу, это значит: он приносит в жертву все земные,преходящие радости, потому что они не удовлетворяют его сверхъестественномучувству христианина, он приносит их в жертву небесному царству радости. Итак же у обитателей Индии. Так, например, в книге законов Ману говорится:"Если брамин начнет избегать всех чувственных удовольствий, он достигнетблаженства на этом свете, блаженства, которое продолжится и после смерти"."Если брамин свое телесное здоровье... незаметным образом расшатал исделался равнодушным к горю и страху, то он чрезвычайно возвысится в своембожественном существе". Быть едину с богом, сделаться самому богом, - вот кчему стремится брамин, подвергая себя лишениям и самоотрицанию; но этофантастическое самоотчуждение связано в то же время в высочайшей степени счувством своего "Я", самоудовлетворением. Брамины - высокомернейшие люди насвете, они в своих собственных глазах - земные боги, перед которыми всеостальные люди - ничто. Религиозное смирение, смирение перед богом,возмещается, вообще говоря, всегда духовным высокомерием по отношению клюдям. Уже самое отчуждение от чувств, отказ от того, чтобы что-либо видеть,осязать, обонять, к чему стремится индиец, - связано с фантастическимнаслаждением. В мемуарах Бернье мы читаем о браминах: "Они так глубокопогружаются в состояние экстаза, что в течение многих часов остаютсябесчувственными; в это время, как они утверждают, они видят самого бога вообразе блестящего, неописуемого света и ощущают неизъяснимое блаженство исовершенное презрение к миру и отчуждение от него. Я это слышал от одного избраминов, утверждавшего, что он в это состояние экстаза может погрузитьсявсякий раз, когда пожелает". Вообще известно, как близко родственны другдругу жестокость и сладострастие. Но если уже из-за высших формжертвоприношения вырисовывается человеческий эгоизм, как его цель, то он ещебольше бросается в глаза при низших формах жертвоприношения. "НародыАмерики, Сибири и Африки, занимающиеся рыбной ловлей и охотой, жертвуютчасть из полученной добычи богам или духам убитых животных, но обыкновенноони жертвуют только тогда, когда случается нужда; так, они жертвуют целыхживотных, когда проезжают по опасным дорогам и рекам. Камчадалы обычноприносят богам от своего рыбного улова только головы и хвосты, которых онисами не едят. По свидетельству Степ. Крашенинникова в его описании Камчаткилучшей жертвой у камчадалов считаются тряпки, надетые на шест. Древниеславяне бросали в огонь лишь худшие части жертвенных животных. Лучшие онисъедали либо сами, либо отдавали жрецам. Все татарские и монгольские племенав Сибири, в губерниях Оренбургской, Казанской и Астраханской отдают богам отжертвенных животных, будь то лошади и коровы или овцы и северные олени, либотолько одни кости и рога, либо, самое большее, вместе с костями и рогами ещеи головы или нос и уши, ноги и кишки. Негры в Африке также не предоставляютбогам ничего, кроме шкур и рогов" (Мейнерс в указанном месте). Уклассических народов, римлян и греков, существовали, правда, holokausta, тоесть жертвоприношения, при которых все жертвенное животное после того, как снего сдиралась шкура, сожигалось в честь богов; но обычно богам давали лишьчасть, лучшие же куски съедались. Известно, - правда, различно толкуемое, -место из Гезиода, в котором говорится, что хитрый Прометей научил людейоставлять мясо жертвенных животных себе, богам же жертвовать лишь кости. Впротиворечии с этой скудостью жертвы находятся, видимо, те расточительныежертвы, которые греки и римляне иногда приносили богам. Так, Александрпожертвовал после победы над лакедемонянами гекатомбу, а его мать Олимпияобычно жертвовала 1000 быков. Точно так же и римляне, чтобы победить, илипосле одержанной победы, жертвовали сотни быков или весь весенний приплодтелят и ягнят, коз и свинец. После смерти Тиберия римляне были до такойстепени рады новому властителю, что они, как рассказывает Светоний,пожертвовали богам в первые три месяца правления Калигулы свыше 160000 штукскота. Мейнерс в своем указанном сочинении по поводу этих блестящих жертвзамечает: "Не делает чести грекам и римлянам, что они превзошли все остальныеизвестные народы многочисленностью жертв, и еще меньше, что величайшаярасточительность по части жертвоприношений как раз пришлась на то самоевремя, когда у них всего больше процветали науки и искусства". В высшейстепени характерно для направления философии новейшего времени замечаниеодного философа из гегелевской школы к этому суждению Мейнерса, - замечание,сделанное им в его "Естественной религии". Вот оно. "Но и Мейнерсу делаетмало чести непонимание того, что гекатомба, то есть такое отчуждениесобственного имущества, такое равнодушие к пользе есть празднество, в высшейстепени достойное как божества, так и человека". Да. Празднество в высшейстепени достойное, если придерживаться современного спиритуалистическоговзгляда на религию, который смысл религии видит лишь в ее бессмыслице ипоэтому признает более достойным человека пожертвовать сотню и тысячу быковбогам, ни в чем не нуждающимся, чем употребить их ко благу нуждающегосячеловека. Но даже эти жертвоприношения, на которые ссылаются религиозныйаристократизм и сибаритизм для своей защиты, подтверждают точку зрения, мноюразвитую. То, что я говорил об ощущении нужды и о чувстве радости по поводуизбавления от нужды, целиком объясняет и различные явления, присущиежертвоприношениям. Великий страх, великая радость несут за собой и великиежертвы; оба аффекта безмерны, трансцендентны, чрезвычайны; оба аффектапоэтому являются и психологическими причинами, вызывающими представления очрезвычайных существах, о богах. Безмерные жертвы приносятся только всостоянии безмерных страха и радости. Не богам на Олимпе, не вне- исверхчеловеческим существам; нет! только аффектам страха и радости приносилигреки и римляне в жертву гекатомбы. При обычном ходе вещей, когда человек невозвышается над обычным, заурядным эгоизмом, он и жертвы приноситэгоистические, в духе обыкновеннейшего эгоизма; но в чрезвычайные моменты иименно поэтому в состоянии чрезвычайного, а не повседневного аффекта он ижертвы приносит чрезвычайные (8). Под влиянием страха человек обещает все,что у него есть: в опьянении радости, по крайней мере в состоянии первоначальногоопьянения, пока он еще не вошел в обычную колею повседневного эгоизма, онэто обещание выполняет. Страх и радость - коммунистические аффекты, но оникоммунисты из эгоизма. Скупые и дрянные жертвоприношения не отличаютсяпоэтому принципиально от жертвоприношений щедрых и блестящих. Впрочем, этимотнюдь не исчерпывается различие между гекатомбами греков и хвостами рыб,рогами, когтями и костями, приносимыми богам некультурными народами. Какразличны люди, так же различны и их религии, и как различны их религии, также различны и их жертвы. Человек в религии дает удовлетворение не другимкаким-либо существам; он дает в ней удовлетворение своему собственномусуществу. Необразованный человек не имеет других потребностей и интересов,кроме желудочных; его истинный бог поэтому- его желудок. Для ложных, мнимыхбогов, для богов, существующих лишь в его воображении, у него поэтому нетничего, кроме того, что оставил ему его желудок, - хвосты и головы рыб,рога, шкуры и кости. Наоборот, образованный человек имеет эстетическиежелания и потребности; он не хочет есть без разбора, что только заполняетего желудок и утоляет его голод; он хочет есть изысканную пищу; он хочетприятное обонять, видеть, слышать; короче говоря, у него есть эстетическоечувство. Поэтому народ, имеющий своими богами эстетические чувства, приноситестественно и эстетические жертвы, жертвы, которые ласкают зрение и слух.Точно так же народ, склонный к роскоши, приносит и роскошные жертвы. Какдалеко заходят чувства народа, столь же далеко идут его боги. Где чувство,взор человека не поднимается до звезд, там у человека нет и небесных тел вкачестве богов его, а где человек, подобно остякам и самоедам, ест безотвращения даже падаль, с аппетитом вкушает мертвых китов, там и боги егобезвкусные, не эстетические, противные идолы. Поэтому если рассматриватьгекатомбы греков и римлян в этом смысле, растворяющем религию в человеке,если рассматривать их как жертвы, которые они приносили своим собственнымчувствам, то можно и в самом деле признать, что им делает честь, что онивоздавали должное не одному только низменному своекорыстию и чувствуутилитарности. Мы рассматривали до сих пор только религиозные жертвы в собственномсмысле этого слова; но история религии знакомит нас и с другого родажертвами, которые мы в отличие от жертв религиозных в собственном смыслеэтого слова можем назвать моральными. Это - случаи добровольногосамопожертвования ко благу других людей, ко благу государства, отечества.Человек, правда, и здесь приносит себя в жертву богам, чтобы утишить ихгнев, но характерным для этого рода жертвы является все же моральный илипатриотический героизм. Так, например, у римлян принесли себя в жертву заотечество оба Деция, у карфагенян - оба Филена, велевшие себя - так покрайней мере рассказывают - заживо похоронить во время одного спора ограницах между Карфагеном и Киреной и тем давшие возможность получитьбольшую прирезку к карфагенским владениям, и точно так же поступил суффетГамилькар, бросившийся в огонь для умилостивления богов, за что, так же каки оба Филена, был обоготворен карфагенянами, у греков - Спертий, Кодр,легендарный Менэкей. Но эти жертвы меньше всего оправдывают точку зрениятого сверхъестественного, фантастического отрицания человека, котороерелигиозные и спекулятивные абсолютисты делают сущностью религии; ибо как раз все эти случаи самоотрицания имеют своими очевиднымисодержанием и целью утверждение человеческих целей и желаний, только приэтом отрицание и утверждение, жертва и эгоизм выпадают на различных лиц. Нолица, для которых я приношу себя в жертву, ведь это - мои сограждане, моиземляки. У меня тот же интерес, что и у них; это - мое собственное желание,чтобы отечество мое было спасено. Я жертвую поэтому своей жизнью не чужому,отличному от меня, теологическому существу, я жертвую своему собственномусуществу, своим собственным желаниям, своей собственной воле, - только бызнать, что мое отечество спасено. Точно так же, как истинные боги, которымгреки и римляне приносили свои великолепные жертвы, не были богами внечеловека, а только их изощренными в искусстве чувствами, их эстетическимвкусом, их роскошью, их любовью к зрелищам, так и истинное божество,которому Копр, Деций, Гамилькар, Филены принесли себя в жертву, былоединственно любовью к отечеству; но любовь к отечеству не исключает любви ксебе; мои собственные радость и горе теснейшим образом связаны с егорадостью и горем. Поэтому, как рассказывает Геродот, приносимый в жертву уперсов мог просить не только добра для себя, но и "для всех персов, ибо ведьи он сам значится среди всех персов". Таким образом, если я и прошу толькодля своего отечества, то я все же одновременно прошу и для себя; ибо ведь внормальные времена мое и других благо теснейшим образом друг с другомсвязаны. Только в исключительных несчастных случаях должен отдельный одиночныйчеловек приносить себя в жертву всеобщему, то есть большинству. Но нелепоисключительный ненормальный случай брать за норму, самоотрицание делатьбезусловным, универсальным принципом и законом, как будто бы всеобщее иодиночное является чем-то существенно различающимся между собой, как будтобы всеобщее не состоит само как раз из одиночек, как будто поэтомугосударство, объединение людей, не погибло бы, если бы каждый человеквыполнил на самом себе требование спекулятивных, религиозных и политическихабсолютистов, требование самоотрицания, самоумерщвления. Только эгоизмсплачивает государства; только там распадаются государства, где эгоизмодного сословия, одного класса или отдельных людей не признает равноправнымэгоизма других людей, других сословий. И даже там, где я свою любовь вывожуза пределы моего отечества и распространяю на всех людей вообще, даже извсечеловеческой любви не исключена любовь к самому себе; ибо я ведь люблю влюдях мое существо, мой род; они ведь - плоть от моей плоти и кровь от моейкрови. Но если любовь к себе неотделима от всякой любви, если она вообщесоставляет необходимый, неотменимый универсальный закон и принцип, то этодолжна подтвердить и религия. И она в самом деле подтверждает это на каждойстранице своей истории. Всюду, где человек борется с эгоизмом в широкомсмысле этого слова - в религии ли, в философии ли, или в политике, - онвпадает в чистейшую нелепость и безумие; ибо смысл, лежащий в основе всехчеловеческих влечений, стремлений, действий, ость удовлетворениечеловеческого существа, удовлетворение человеческого эгоизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.