КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационная система, задачи и предмет маркетинговых исследований в международном маркетинге
Информационное обеспечение международного маркетинга является одной из подсистем, обеспечивающих нормальное (качественное и бесперебойное) функционирование процесса разработки и принятия решений в сети взаимоотношений (коммуникаций) между интернациональными фирмами (юридическими и физическими лицами), которые вовлечены (вовлекаются) в международный обмен товарами и услугами на коммерческой или некоммерческой основе (рис. 3.1). Информационное обеспечение международного маркетинга по своему содержанию включает комплекс средств и методов оформления маркетинговой документации, организации хранения данных, кодирования и поиска информации о состоянии и динамике (поведении) всех элементов системы международного маркетинга. При этом система международного маркетинга рассматривается как совокупность социально-экономических образований (элементов) интернационального рыночного пространства (среды), обладающих самостоятельностью и целостностью и находящихся в непрерывном взаимодействии по поводу получения прибыли за счет формирования и развития спроса на товары и услуги, представляющие интерес для населения и организаций стран-партнеров по бизнесу. Информационное обеспечение международного маркетинга осуществляется благодаря наличию у бизнес-партнеров маркетинговой информационной системы (МИС). МИС — это постоянно действующая, развивающаяся система взаимосвязи людей, оборудования и методи-
Информационная система, задачи и предмет маркетинговых исследований 93 ческих приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной, точной информации в сфере международного маркетинга с целью ее использования при планировании, разработке, внедрении маркетинговых мероприятий и оценке их эффективности (рис. 3.2).
Необходимость организации системы информационного обеспечения, а также маркетинговой информационной системы для каждого из бизнес-партнеров, участвующих в активном международном предпринимательстве, обусловливается рядом причин и особенностями деятельности на международных рынках: ♦ укрепление и развитие мирохозяйственных связей и повышение значимости внешнеэкономической деятельности; ♦ непрерывный прогресс в области разработки современных средств бизнес-коммуникаций (транспортные системы, компьютеризация, информатизация и т. д.); ♦ рост международного товарооборота; ♦ бурное развитие международной торговли, интеграция и интернационализация международных связей; ♦ активное внедрение философии и инструментария маркетинга в национальные и международные экономические отношения; ♦ активизация процесса насыщения необходимыми товарами внутренних рынков и их замедленная диверсификация, что делает многообещающими и привлекательными иностранные рынки; ♦ наличие на национальных фирмах свободных производственных мощностей и незанятой рабочей силы; ♦ рост неустойчивости покупательной способности валютного курса; ♦ усиление национальной и интернациональной конкуренции. Как следствие происходящих процессов, в международном предпринимательстве растет потребность в информации, в развитии системы информационного обеспечения и МИС. Эта потребность в информации обусловлена также тем, что: ♦ принятие решений в международном маркетинге осуществляется в условиях неопределенности и повышенного коммерческого риска; ♦ существуют объективные трудности прогнозирования изменений условий среды международного маркетинга;
♦ имеет место неустойчивость экономического поведения участников бизнеса и рынка (конкуренты, покупатели, посредники, парт-
Информационная система, задачи и предмет маркетинговых исследований 95 неры), что увеличивает затраты на коммуникативные процессы, информационное обеспечение и трансакционные издержки; ♦ отсутствует достаточная информация об использовании инструментария маркетинга бизнес-партнерами в меняющихся условиях на рынках зарубежных стран; ♦ растет дефицит информации о потенциале зарубежных рынков сбыта, капитала, производительных сил, сырья и топливно-энергетических ресурсов, рынков информации и маркетинговых услуг. Как видно, обобщающим фактором необходимости информационного обеспечения выступает неопределенность как выражение сложности и подвижности международной среды. Чтобы уменьшить неопределенность, необходимо использовать стратегии оптимизации (дифференциации) среды, повышение качества и надежности информационного обеспечения бизнеса на международных рынках. Уменьшение неопределенности повышает эффективность принимаемых решений и позволяет снизить коммерческие риски в деятельности на зарубежных рынках. С процессом принятия решений и целями в международном предпринимательстве тесно связаны особенности маркетинговых исследований в международном маркетинге (приложение П-1). Перечень проблем и вопросов, по которым принимаются решения в международном предпринимательстве, достаточно велик, так как зависит от стадии вертикальных и горизонтальных связей процесса взаимодействия и технологии бизнес-предпринимательства (табл. 3.1). Процесс принятия решений в международном маркетинге, как пра: вило, включает следующие фазы [107]: анализ, прогноз, обоснование цели, разработка стратегии, планирование мероприятий, реализация и проведение мероприятий (рис. 3.3). Фаза анализа включает сбор данных и обработку информации о характеристиках зарубежной среды, таких как состояние международных рынков, политика сбыта, уровень и виды рекламы, положение политических, экономических и экологических факторов в стране, где предполагается осуществлять международную коммерческую деятельность. Вторым шагом анализа является исследование и оценка вероятных шансов и рисков, ожидаемой прибыли и затрат на производство и распределение товара или услуги в условиях зарубежной рыночной среды.
Результаты анализа зарубежной среды используются при разработке обоснованного прогноза, предсказания вероятности или возможности дальнейшего изменения рыночной конъюнктуры на международном Таблица 3.1 Основные маркетинговые решения в международном предпринимательстве
Информационная система, задачи и предмет маркетинговых исследований 97 Таблица 3.1 (продолжение)
рынке, обусловленного динамикой факторов окружающей среды. Так как решения в международном маркетинге носят долгосрочный характер, то обоснованное прогнозное ориентирование имеет важное функциональное значение Поэтому особая роль в достижении успеха тактических мероприятий по обработке рынка в международном маркетинге отводится стратегическому планированию Такое планирование носит концептуальный характер и тесно связано с принципами выбора рынков и решения проблем применения маркетингового инструментария в той или иной стране в достаточно длительном временном периоде.
Информационная система, задачи и предмет маркетинговых исследований 99 Решение проблем планирования и принятия решений в международ-пом маркетинге предполагает формулировку и обоснование специфических маркетинговых целей предприятия и целей всей системы коммуникаций на международном рынке. В рамках глобальных целей, таких как прибыль и безопасность, определяются стратегические цели маркетинга для конкретной страны, например: доля рынка; доля проникновения на рынок; величина товарного оборота. Разработанный исходя из этих целей план должен включать следующие вопросы: как, что и с помощью каких средств в рассматриваемом периоде можно достичь на том или ином рынке зарубежной страны. Обоснование целей является базой для разработки стратегий, которая включает сегментацию, выбор и обработку рынка. Сегментация рынка позволяет выявить различия между покупателями мировых и стра-иовых рынков и разделить общий рынок на различные, в зависимости от целевой группы, рыночные сегменты. При этом в качестве критериев сегментации могут выступать международные (географические, языковые, климатические, экономические и др.) показатели и внутринациональные (пол, возраст, доход, отношение к покупке и др.). Отбор страно-вых и потребительских сегментов рынков осуществляется с помощью наиболее удобных методов (см. раздел 3.3). Обработка международного рынка является наиболее трудоемкой проблемой из всех процедур использования инструментов международного маркетинга. Проблемы принятия решений, касающиеся стандартизации или дифференциации избранных рынков, при этом должны решаться в первую очередь. Обоснование и выбор конкретных инструментов международного маркетинга осуществляется на стадии планирования, которая включает планирование мероприятий в рамках всего комплекса маркетинга. Оно предполагает установление объема, вида и последовательности мероприятий по обработке рынка или сегментов рынка в отдельных странах. Подобно национальному маркетингу, в этом случае используются такие инструменты маркетинга, как товарный микс (ассортимент, марка, производительность, служба работы с покупателями), коммуникативный микс (формы взаимодействия, реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, паблик рилейшнз и др.), распределительный микс (каналы сбыта, логистика и др.) и договорный микс (цены, скидки, кредиты, условия поставки и оплаты). На фазе реализации и осуществления мероприятий плана обращается внимание в первую очередь на развитие эффективных организационных структур, а также на концепцию управления и координации мар- 100 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга кетинговых мероприятий в отдельных странах. В рамках международного маркетинг-контроля проводят исследование способов достижения поставленных целей с использованием запланированных инструментов маркетинга. Для этого могут применяться ситуационный и сравнительный методы анализа. Как известно, международное предпринимательство направлено на достижение различных целей (рис. 3.4). Увеличение потенциального спроса, например, связано с расширением объема производства и повышением эффективности за счет увеличения масштабности предпринимательства. Для того чтобы снизить коммерческий риск, обычно осуществляют меры по распределению риска, его рассредоточению между покупателями, которые размещены в различных экономических средах, а также поиск наиболее благоприятных для фирмы конкурентных условий и рыночной конъюнктуры. Внедрение на рынки, характеризующиеся расширением глобального спроса, когда на других рынках спрос достиг зрелости или стагнации, позволяет обеспечить цель продления жизненного цикла. Когда ставится цель повышения конкурентных преимуществ и защиты от конкуренции, осуществляют диверсификацию Информационная система, задачи и предмет маркетинговых исследований 101 поведения фирмы на рынке, а в целях контроля над конкурентами проводят активную маркетинговую разведку. Используя информацию о преимущес гвах конкурентных фирм и их i оварах на международных рынках, обеспечивают снижение затрат на производство и материально-техническое снабжение. Обоснование целей предпринимательства и принятие решений в сфере международного маркетинга формируются под воздействием объективных и субъективных факторов. К объективным характеристикам в первую очередь относятся показатели товарно-рыночных отношений и международной среды. Субъек-i ивные факторы определяются личностными характеристиками топ-менеджмента как отечественных, так и зарубежных фирм-участниц международного предпринимательства. Например, выбор варианта решения, связанного с выводом товара на зарубежный рынок, наряду с объективной характеристикой маркетинговой ситуации на этом рынке в конечном итоге делается менеджером (руководителем отечественной фирмы) с учетом условий и требований фирмы (менеджера)-партнера и состояния финансовых и конкурентных преимуществ фирмы на момент принятия решения. Единой универсальной модели принятия решения в сфере международного маркетинга не существует, каждое решение определяется конкретной (заведомо изученной) ситуацией на рынке, характером сложившихся бизнес-коммуникаций между партнерами и очень часто зависит от персональных отношений между руководителями, менеджерами фирм-партнеров. Относительно целей международного маркетинга можно судить по мотивам, которыми фирма руководствуется при интернационализации своей коммерческой деятельности [107]. Очевидно, что всякая фирма стремится в первую очередь гарантировать себе прибыль, плановый объем сбыта и снижение риска за счет его распределения среди участников бизнес-сети. Разработка системы целей базируется на установлении содержания, масштабов, сроков и пространства международного бизнеса (рис. 3.5). Так, цели международной деятельности по содержанию подразделяют, основываясь на количественных (оборот, прибыль, экономичность) критериях. В отдельных случаях используются цели, ориентированные на прибыль, надежность и экспансию. В каждом случае целеполагания необходимо выделять главные, промежуточные и вспомогательные цели. Их следует подразделять на экономические и психографические (рис. 3.6). 102 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга Выработка целей в сложных условиях международного маркетинга предполагает выполнение следующих требований: необходимо выработать мышление, направленное на постановку целей; выполнить формальный порядок в их постановке; организовать сам процесс постановки; согласовать интересы иностранных и внутренних подразделений фирмы; учитывать специфические условия стран, где предполагается осуществлять бизнес и маркетинг. При этом целесообразно придерживаться определенной последовательности в достижении целей, например: знакомство, имидж, планы продаж, доля рынка, оборот, прибыль, доход. В процессе разработки алгоритмов решений и системы целей в международном маркетинге формируется банк необходимых данных для принятия решений и достижения поставленных целей. Поиск, сбор, обработка, накопление и распределение требуемой информации осуществляются с помощью маркетинговых исследований. Основные направления маркетинговых исследований в международной сфере практически не отличаются от направлений подобных иссле- дований национальной рыночной инфраструктуры и окружающей среды (рис. 3.7). Однако повышенный риск зарубежного предпринимательства и объем необходимой информации для осуществления этого бизнеса требуют знания и учета особенностей, задач и предмета международного маркетингового исследования. Эти особенности определяются тремя основными факторами: условиями окружающей среды; отношениями участников рынка (конкуренты, покупатели, посредники) и неоднозначностью их действий; применяемым инструментарием маркетинга в постоянно меняющихся условиях на рынках различных стран. Главная, центральная задача международного маркетингового исследования состоит в общей диагностике, идентификации шансов и рисков в рыночной деятельности за рубежом. Особое значение здесь приобретает информация о международных потенциалах сбыта и рынка. 104 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга Для получения такой информации необходимо проводить анализ влияния факторов окружающей среды, которые воздействуют на состояние и развитие сферы исследования международных рынков. В этом контексте предмет международных маркетинговых исследований включает такие объекты, как: общие условия рыночной среды на различных сегментах экспортного рынка; экономические, социальные, геологические и климатические особенности, разнообразие условий транспортной инфраструктуры; интенсивность и динамика конкуренции в области цен и услуг на зарубежных рынках. Применительно к этим факторам добавляются еще и особенности применения маркетингового инструментария на зарубежных рынках, которые необходимо учитывать при обосновании потребности в информации, ее количества и качества, а также при выборе источников и целей применения данной информации (табл. 3.2). Процесс и дизайн исследования в международном маркетинге 105
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |