Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесная цена и рынок чистой конкуренции




Хорошо известна роль равновесной цены в рыночной экономике. Исследуя феномен ценообразования на рынке отдельного блага, мы вы­деляем главную функцию равновесной цены — способность обеспечить максимально эффективное распределение ограниченных общественных ресурсов между различными отраслями производства блага. Ситуация, обрисованная в 4.1, носит преимущественно теоретический характер — в действительности существует считанное число рынков, на которых цена устанавливается по принципу полного равновесия. В качестве примера можно привести фондовую или валютную биржу. На подавляющем боль­шинстве рынков нет единственной цены, которую мы могли бы считать равновесной; одновременно существует множество цен, разбросанных в более или менее широком диапазоне. Объясняется это тем, что цена яв-


Глава 16. Ценовая политика в условиях конкурентных рынков -| 79

ляется важнейшим инструментом, с помощью которого фирмы пытаются достичь своей цели — максимума прибыли.

В рыночной экономике ограничение по спросу (т.е. невозможность продать весь запас блага, который потенциально может быть произведен на имеющихся мощностях) является основным ограничением, с которым сталкивается фирма. Для преодоления этого ограничения она может при­бегнуть к такому способу, как установление особой цены. Но не всегда это выгодно для самой фирмы.

Представим, что некоторая фирма производит благо, никак не отли­чающееся от благ, производимых ее конкурентами. При этом число кон­курентов столь велико, что доля, которую занимает данная фирма на рынке, практически ничтожна. Тогда во всей отрасли установится единая цена, поскольку у покупателя нет возможности отличить благо, производимое одной фирмой, от блага, производимого другой. Если наша фирма решит сделать свою цену выше рыночной хотя бы на копейку, то покупатели пре­кратят приобретать производимое ею благо вообще. Фирма, конечно, мо­жет снизить цену на предлагаемые ею к продаже экземпляры блага, но это решение приведет к уменьшению прибыли, так как она в состоянии сбыть весь запас блага и по существующей рыночной цене. Таким образом, тео­ретически может возникнуть ситуация (в экономической теории ее называ­ют совершенной, или чистой, конкуренцией — см. 5.3), когда фирме абсолютно невыгодно отклоняться от сложившейся рыночной цены. Но, повторим, такая ситуация носит теоретический характер.

Предположим, что фирма избавилась от прямых и косвенных конку­рентов и выступает на рынке монополистом. В условиях чистой монопо­лии можно говорить о ценовой политике фирмы, направленной на максимальное приспособление к спросу, без учета противоборства с кон­курентами.

Именно к этой ситуации относится сказанное выше в связи с элас­тичностью спроса.

Однако, если даже фирма выступает на рынке в роли единственного продавца, она не может произвольно изменять цену. Не говоря уже о выше рассмотренных явлениях (эффекты Гиффена, «сноба», «цена — каче­ство»), если фирма, пользуясь отсутствием прямых и косвенных конку­рентов, начинает увеличивать цену, то производителями блага становятся ге, кто еще недавно был его покупателем. Чаще всего такая ситуация воз­никает на рынке услуг, где рост цен заставляет людей отказаться от их приобретения на открытом рынке и производить эти услуги самостоя­тельно. Речь здесь идет, конечно, об услугах элементарных, услугах невы­сокого качества, таких, как стирка, глажение, транспортировка и пр. Например, резкое удорожание цен на предоставляемые услуги послужи-



Раздел V. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МАРКЕТИНГЕ


ло причиной банкротства одной из крупнейших ленинградских компа­ний «Невские зори».

На памяти многих наших соотечественников самым ярким примером замещения покупок блага собственным производством служит кампания самогоноварения, начавшаяся осенью 1985 г. Это была реакция потреби­тельского рынка на официальное сокращение объема предложения горя­чительных напитков со стороны государства. В результате скрытая цена спиртных напитков сильно выросла — и стало выгодным производство суррогатов водки в домашних условиях.

Необходимо сделать важную оговорку: если фирма при производстве своего блага делает упор на его высокое качество, то она может не опа­саться конкуренции со стороны потребителей. Девушку может постричь и подружка, но перед свадьбой она предпочтет сделать прическу в феше­небельном салоне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.