Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность стратегического планирования




Стратегическое планирование

 

Стратегическое планирование любого предприятия тесно связано с осуществлением общей экономической политики или государственной стратегии развития всей рыночной системы. Важнейшей предпосылкой стратегического планирования стало развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Стратегическое планирование на предприятии должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни персонала, иными словами, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на долгосрочный период.

На микроуровне стратегическое планирование, как подтверждает зарубежный опыт, является основой взаимодействия множества внешних и внутренних факторов и явлений:

- задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды деятельности организации, позволяет увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность, а также позволяет лучше понимать структуру потребностей, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен;

- устанавливает каждому подразделению и всей фирме в целом конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия;

- обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия;

- определяет альтернативные действия фирмы на долгосрочный период;

- стратегический подход стимулирует менеджеров фирмы детально оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды;

- создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов.

Независимо от масштабов предприятия и их миссии можно рекомендовать следующую схему планирования (см. рис. 3.1):

 
 

 

 


Рис. 3.1. Основные этапы разработки стратегического плана

Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Оно представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Процесс планирования стратегии сводится к поиску ответов на следующие вопросы:

1. Каково настоящее положение фирмы, какова стратегическая ситуация, в которой она находится?

2. В каком положении руководство фирмы хочет видеть её в будущем?

3. Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели?

4. Что и как нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?

Для ответа на поставленные вопросы целесообразно разработать сценарий будущего, алгоритм которого приведён в табл. 3.1.

 

Таблица 3.1

Алгоритм разработки «сценариев будущего»

Этапы Содержание
1. Установление предметов исследования Установление предметов исследования (например, добыча боксита, угля и т. п.). Определение показателей, посредством которых можно охарактеризовать предмет исследования. Какая дополнительная информация необходима. Анализ фактического состояния предмета исследования
2. Определение существенных факторов, влияющих на предмет исследования, их структурирование Отбор факторов и альтернатив (методами экспертов, «мозговой атаки» и т. д.). Определение направления и силы воздействия факторов (позитивное и негативное влияние). Определение структуры факторов, влияющих на предмет исследования. Графическое представление взаимосвязей
   
Этапы Содержание
3. Определение тенденций развития Прогноз фактического состояния предмета исследования (выполняется на основе методов экспертных прогнозов, динамики отдельных факторов, общедоступных экономических, научно-технических и тому подобных прогнозов). Выявление факторов с явной и неявной тенденцией развития. Определение и обоснование альтернатив развития для областей с неявным развитием.
4. Разработка и выбор альтернативных сценариев будущего Разработка альтернативных сценариев и их проверка на комплексность, логику и непротиворечивость. Отбор двух-трёх вариантов по выбранному критерию. Проверка отобранных вариантов на необходимое разнообразие, устойчивость и высокую степень вероятности.
5. Интерпретация выбранных сценариев развития. Учёт возможных противодействующих событий Прогноз развития выбранных сценариев (разработка множества альтернатив для различных временных горизонтов - до 2000 г., 2010 г. и т. д.). Разработка детальной расширенной редакции отобранных сценариев. Определение результатов противодействия событий, которые могут повлиять на ход развития. Разработка «сценариев будущего» с учётом влияния противодействующих событий.
6. Разработка окончательного варианта сценария и снижение степени риска возможных потерь Формулирование «сценария будущего» с учётом всех видов открывающихся факторов и событий. Оценка влияния отклонения от основной идеи сценария. Оценка возможных отклонений от первоначального образа организации
7. Перенос сценария на практическую основу Формулирование стратегии развития организации. Разработка системы планов развития организации (стратегический план, планы развития, текущие планы, программы и проекты)

 

Стратегический план включает следующие разделы:

1. Миссия и цели организации, через которые выражается будущее организации, каким его представляет себе руководство.

2. Анализ состояния и перспектив развития внешней среды по каждому стратегическому хозяйственному подразделению (СХП).

3. Анализ состояния и прогноз развития конкуренции по каждому СХП.

4. Анализ сильных и слабых сторон организации в разрезе СХП.

5. Цели и стратегии отдельных СХП.

6. Общий целевой портфель организации в разрезе СХП.

7. Планы мероприятий и бюджеты для реализации функциональных стратегий.

8. Ресурсы, необходимые для реализации стратегии организации и планов развития.

9. Основные этапы реализации стратегии во времени.

10. Оценка вероятности реализации стратегии.

11. Финансово-экономическая оценка стратегического плана.

Стратегический план имеет важную методическую особенность - необходимость механизма адаптации планов организации к меняющимся внешним условиям развития.

Адаптивный характер планов предполагает, что они должны быть достаточно гибкими, легко приспосабливаемыми к неожиданным изменениям внешних факторов.

Следовательно, чтобы обеспечить адаптивный характер стратегического планирования, все виды планов, особенно тактические, должны предусматривать действия на случай непредвиденных обстоятельств. Эти действия должны быть реализованы через известный методический приём - ситуационное планирование.

Организации, в которых ситуационные планы стали ординарной частью общей системы планов, приобретают способность быстро и эффективно реагировать на перемены во внешней среде. Таким образом, адаптивный стратегический план представляет собой совокупность ситуационных планов, каждый из которых вступает в действие при определённых ситуациях, складывающихся во внешней среде организации.

Стратегическое планирование - это процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, её потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Оно опирается на чётко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, оптимальный хозяйственный портфель и стратегию роста фирмы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.