Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символичность и аллегоричность




Содержание веры обусловливает символический аспект религиозного сознания. Символ (греч. sumbolon— знак, опознавательная примета) репре­зентирует содержания, значения, отличные от непосредственного содержа­ния своего носителя. Символическими свойствами может обладать матери­альный предмет, действие, речевой текст, некоторый образ сознания; вещи, действия, находящиеся и совершающиеся вне сознания, приобретают ука­занные свойства лишь в соотношении с сознанием. Символ предполагает со­вершение сознанием актов объективирования мыслимого содержания, на­правленности на положенный в качестве объективного предмет (существо, свойство, связь), обозначения этого предмета.

Предметы, действия, слова, тексты наделяются религиозными значе­ниями и смыслами. Носители этих значений и смыслов представляют собой эквиваленты — заместители символизируемого, образуют религиозно-сим­волическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания, включаются ритуал. Всякая религиозная система имеет собствен­ную совокупность символов, которые за пределами этой системы таковыми являются. Религиозных символов множество, наиболее общими являются те, которые репрезентируют соответствующую религию: крест — символ хри­стианства, чакра (колесо с восемью спицами) — буддизма, полумесяц — ис­лама и т.д. Кроме главного символа данной религии имеются символы опре­деленной конфессии региональные этноконфессиональные символы, сим­волы определенной общины, а также отдельных персонажей, событий, пре­вращений и др.

Религиозному сознанию присуща аллегоричность (греч: allegoreo) — говорить иное, не то, что слова буквально обозначают; иносказательно, вы­ражаться; говорить, пояснять в образах). Аллегория представляет собой ино­сказание, условную форму высказывания, условное выражение абстрактных понятий в наглядных образах, которые означают нечто другое, отличное от буквального значения. Аллегория часто выступает как совокупность связан­ных образов, объединенных в сюжет; она дидактична: с ее помощью через какой-то образ или их сочетание иносказательно передается содержание он­тологических, гносеологических, нравственных и других понятий, разрабо­танных в данном религиозном сознании. На обыденном уровне аллегория развертывается спонтанно, а в вероучительных концепциях разработаны спе­циальные приемы аллегорического толкования. Например, в христианской теологии аллегорическое изложение характерно для экзегетики (греч. Egsegesis -разъяснение, истолкование), которая дает соответствующее истол­кование библейских текстов: рядом с буквальным смыслом текста полагается система иных смыслов. Образцом аллегорического толкования может слу­жить фрагмент из Пятой гомилии на Левит 2 (греч. homilia — речь в собра­нии, беседа со многими) древнехристианского теолога и философа Оригена:

Помни, что ты — вторая Вселенная, малая Вселенная, и что в тебе тоже есть солнце, Луна, звезды. Если бы это было не так... Господь не сказал бы своим ученикам: Вы — свет мира (Мф. 5,14). Ты еще колеблешься верить, что в тебе есть Солнце и Луна, в то время как тебе говорят, что ты — свет мира?

Хочешь ли услышать и другое слово, чтобы, не считать себя вещью ни­чтожной и недостойной?..

У этой вселенной есть Господин, который правит ею и пребывает в ней, и это — Бог всемогущий, как Сам Он заявляет о себе
через пророков: Не наполняю ли Я небо и землю? — говорит
Господь (Иер. 23, 24).

Так услышь, что всемогущий Бог говорит о тебе — я имею в виду о лю­дях: Вселюсь в них и буду ходить в них (2 Кор. 6, 1). И добавляет касаю­щееся тебя: И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, гово­рит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 18).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.