Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соединение адекватного и неадекватного




Наглядная образность и эмоциональность

Религиозное сознание выступает в чувственных (образы созерцания, представления) и мыслительных (понятие, суждение, умозаключение) фор­мах. Значимость последних существенно возрастает на концептуальном уровне сознания, в целом же в нем преобладают сенсорные образования, особенно большую роль играет представление. Источником образного мате­риала служат природа, общество, человек, соответственно религиозные су­щества, свойства, связи создаются по подобию явлений природы, общества, человека. Важны в религиозном сознании так называемые смыслообразы, ко­торые являются переходной формой от представления к понятию. Содержа­ние религиозного сознания наиболее часто находит выражение в литературе (притча, рассказ), живописи, скульптуре в разного рода предметах, графиче­ских начертаниях и т. д.

Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, что обу­словливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного сознания. Важный компонент этого сознания составляют религиозные чувства. Религи­озные чувства — это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективны” гипостазированными существам, атрибутизированным свойств и связям; к сакрализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе; а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, чувствованиями и в силу этого приобрели соответствующую направ­ленность, смысл и значение. Возникнув, религиозные чувства становятся объектом потребности — тяготения к их переживанию, религиозно-эмоцио­нальному насыщению.

С религиозными представлениями могут соединяться и получать соот­ветствующую направленность, значение и смысл самые разные эмоции чело­века — страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожида­ние, стенические и астенические, альтруистические и эгоистические, пракси­ческие и гностические нравственные и эстетические. В результате такого со­единения переживается “страх Господень”, “любовь к Богу”, “чувство гре­ховности, смирения, покорности”, “радость богообщения”, “умиление ико­ной Богоматери”, “сострадание к ближнему”, “благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы” “ожидание чуда”, “надежда на потусто­роннее воздаяние” и т. д.

 

В теологии и религиоведении (конфессиональном и светском) обсужда­ется возможность и правомерность постановки вопроса об истинности — не­истинности как отдельных религиозных суждений и их совокупности, так и религиозно-экономических, религиозно-политических, религиозно-правовых и других концепций.

И христианской, исламской теологии, учениях других религий допуска­ется постановка такого вопроса, при этом признаются истинными (нередко абсолютно) суждения, положения данной религиозной системы и неистин­ными или неполностью истинными суждения, положения, других религиоз­ных систем утверждается, что только сама теология, вероучение вправе рас­сматривать эту проблему. Конфессиональное религиоведение исходит из тех же посылок, признавая в итоге свою некомпетентность в решении вопроса об истинности — неистинности религиозных высказываний. В светском рели­гиоведении возможность гносеологического анализа религиозных суждений одними исследователями признается, другими отрицается,

В религиозном сознании адекватные отражения соединены с иллюзиями и заблуждениями. Нет оснований подходить к такому соединению аксиоло­гически, заведомо позитивно или негативно. Конечно, в обыденном созна­нии, а также в идеологемах слова “истина”, “иллюзия”, “заблуждение” могут приобретать и приобретают оценочную нагрузку — в истории много приме­ров, когда защита “истины” или “заблуждения” была чревата печальными последствиями для защитников. Но для науки истина и заблуждение — мо­менты развития человеческого сознания, мышления, познания. Люди никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было исканий истины, за­блуждение не вина, а неизбежность (о сознательном обмане с недобрыми на­мерениями и фальсификациях речь в данном случае не идет). В определен­ных исторических ситуациях и точках индивидуального существования люди нуждаются в иллюзиях, и те удовлетворяют такого рода нужду.

Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является абсо­лютно ложным: в нем есть адекватное миру содержание. Например, в хри­стианском сопряжении Бога как существа Творящего, Всемогущего, Всебла­гого, Вездесущего и т. д. и человека как тварного, немощного, греховного, ограниченного воспроизводятся отношения несвободы и зависимости. Рели­гиозные образы в качестве компонентов имеют соответствующие действи­тельности данные чувственного опыта (астроморфизм, зооморфизм, фито­морфизм, антропоморфизм, психоморфизм, социоморфизм) В религиозных повествованиях, притчах воссоздаются реальные явления и события анало­гично тому, как это делает искусство рез художественные образы, литера­турное повествование. В определенных условиях в религиозных системах развивались естественно-научные, логические, исторические, психологиче­ские антропологические и прочие знания. Взаимодействуя с другими облас­тями духовной жизни, религия включает в себя экономические, кие, полити­ческие, нравственные, художественные, философские воззрения. Они порой являлись заблуждениями, но среди них и такие, которые давали достоверную информацию о мире, был” ценностно-значимыми, выражали объективные тенденции развития общества. В религиях производится адекватное действи­тельности духовное содержание. И все же правомерно учитывать, что это со­держание в религиозных представлениях, понятиях, идеях слито с образами воображения, в результате чего целостная картина может скрывать объек­тивные связи. Основоположения, посылки, доктринальные аксиомы, главные Истины не получили обоснования с использованием методов научного по­знания, в конечном счете они являются предметом веры.

Вопрос об истинном и неистинном в религиозном сознании был постав­лен внутри самих религиозных систем задолго до появления религиоведения как отрасли науки. Истинностная интенция внутренне присутствует в любом аффирмативном (утверждающем) и негативном (отрицающем) суждении, и всякое познание предполагает стремление к истине. Сказанное относится и к религиозным высказываниям (догматам, вероучительным положениям и т. д.), к богопознанию, независимо от того, как трактуется истина и как опреде­ляются ее критерии. Истинностные споры проходят через всю историю рели­гии и теологии: представители каждой данной религии и конфессии претен­довали на истину, а в других находили заблуждения; еретики отвергали офи­циальную догматику как ложную, а ортодоксия защищала и утверждала ее в качестве Абсолютной Истины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.