Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение




Общенаучные методы исследования

Тема №4

Научные подходы

Следующей составляющей в содержании методологии исследования являются подходы.

Подход - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.

Основы научных исследований для управления сформулировали три подхода: аспектный, системный и концептуальный.

Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Например, проблема развития персонала может иметь психологический аспект, экономический и тд.

Системный подход отражает более высокий уровень исследования. Он требует максимально возможного учета всех сторон, аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, при выделении главного и существенного.

Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования как комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность исследования.

Подход к исследованию может быть:

а) эмпирическим, если в основном опирается на опыт;

б) прагматическим, если он опирается на задачи получения ближайшего результата;

в) научный подход как самый эффективный, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использования научного аппарата его проведения.

Это характеристика такой составляющей методологии, как научный подход. Надо еще помнить, что главную роль в методологии играют средства и методы исследования и диалектический подход.

 

 

 

Наблюдение - это метод исследования предметов и явлений объективной действительности в том виде, в каком они существуют и происходят в природе и обществе в естественных условиях и являются доступными непосредственному восприятию человека.

Наблюдение - это система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях (или в искусственных при эксперименте). Это восприятие внешнего объективного мира, познавательные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности чувственного восприятия объекта наблюдения. При благоприятных условиях этот метод обеспечивает достаточно обширную и разностороннюю информацию, формирующую базу исследования. Функции этого метода следующие:

-фиксация и регистрация информации;

-предварительная классификация научных фактов (объем, новизна, свойства);

-сравнение с тем, что уже известно;

-сравнение с аналогическими фактами.

На основе реализации этих функций могут быть сформулированы сначала догадки, потом и рабочие гипотезы. Наблюдение всегда активно, оно носит целевой характер, ибо наблюдают то, что представляет практический интерес.

Наблюдать - это значит замечать без влияния на ход событий. С появлением приборов наблюдение носит все более целеустремленный характер. Если необходимо провести наблюдение за всем объемом и он невелик, это будет генеральная совокупность. Общая теория статистики дает формулы для расчета выборки. Наблюдения по теории статистики могут быть прерывные и непрерывные, сплошные и выборочные, периодические и непериодические.

Что влияет на качество проведения наблюдения, в результате чего получается информация для проведения исследования - это:

-накопленные предшествующие знания по объекту изучения;

-имеющиеся приборы;

-наличие методики проведения наблюдения;

-умение правильно интерпретировать, те. объяснить результаты исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.