Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука - это система знаний о закономерностях развития природы, общества, мышления, а также отдельная отрасль этих знаний




Деятельности человека

Исследования и их роль в научной и практической

План:

1. Понятие и содержание, функции и структура науки.

2. Понятие исследования и его характеристики

3. Исследования в практике управления.

 

1. Понятие и содержание, функции и структура науки

Возникновение науки как сферы человеческой деятельности тесно связано с естественным процессом общественного разделения труда. Сведения о зарождении науки философии, математики, астрономии уводят нас в историю древнего Китая, Индии, Египта, Греции. Являясь следствием разделения труда, наука возникает вслед за отделением умственного труда от физического и превращением познавательной деятельности в род занятий отдельной группы людей.

Функции науки можно представлять как главные и как специальные. Главная функция науки - это познание объективного мира и развитие системы знаний. Специальные функции науки - познавательные, культурные, практические. Наука - активный фактор производства, дополнительный элемент производительных сил, и все формы физического и умственного труда - медицина, транспорт, производство, быт испытывают на себе глубокое преобразующее действие научно-технического прогресса.

Итак, главная функция науки - это выявление закономерностей и создание системы знаний, поэтому главная отличительная черта науки - это ее активный поисковый характер.

Знания человечество накапливало, появилась необходимость их систематизировать, появилась наука о науках, ее назвали науковедение. Основные разделы науковедения следующие:

1) общая теория науки, которая включает разработку концепций, методологии, основных направлений развития;

2) история науки, которая занимается исследованием процесса накопления знаний, установлением закономерностей развития науки;

3) социология науки дает анализ взаимодействия науки и общества, изучение социальных функций науки и отношений людей в процессе труда;

4) экономика науки занимается изучением экономических особенностей развития науки, разработкой критериев экономической эффективности научных исследований;

5) моделирование науки - создание научных систем и моделей различных видов научной деятельности;

6) политика и наука - определение основных направлений развития науки с учетом общей политики государства;

7) теория научного прогнозирования и планирования занимается разработкой стратегии развития науки, планированием ее материального обеспечения;

8) научная организация труда занимается разработкой теории научной организации умственного труда и изучением факторов, действующих на деятельность ученого;

9) наука и право - раздел науковедения, занимающийся нормативным обеспечением выполнения НИР, разработкой системы законов о науке;

10) язык науки - это разработка международных и национальных систем понятий и терминологии, стилевых особенностей изложения результатов НИР.

Наука - это система знаний, как всякая система она состоит из элементов.

В структуру науки входят: научные законы, научные факты, научные категории, научные классификации.

Главным составным элементом науки являются научные законы.

Закон - это внутренняя и необходимая связь предметов и явлений, прочное и повторяющееся. Законы существует объективно, независимо от сознания людей, т е. присущи природе. Законы человеком только познаются. Познать закон - значит познать ту или иную сторону явления или предмета.

Законы бывают всеобщие и частные. Всеобщие законы присущи природе, мышлению, их изучает диалектический материализм. Частные законы называют специфическими, они изучаются частными науками: общественные науки изучают экономические законы, естественные науки изучают свои законы в физике, химии и тд. В области мышления общие законы изучает диалектическая логика, частные - формальная логика.

Следующий структурный элемент науки - это факт. С латинского он переводится как сделанное, свершившееся - это то, что произошло и реально существует. Сбор фактов для научных исследований - это важнейшая задача, ибо выводы должны строиться только на фактах. Все науки проходят этап накопления фактов и овладевают искусством их осмысления и обработки.

Категория - в переводе с греческого означает высказывание. Это предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие свойства, признаки, связи. Каждые науки имеют свои категории. Математика: число, сумма, множество, уравнение, умножение и тд. Экономика - цена, себестоимость, прибыль и вторичные - труд, товар, спрос, предложение, производительность, заработная плата и тд. Управление - это междисциплинарная наука, ее категории - стимул, мотив, интерес, цель.

Важное место в содержании науки отводится классификации - это распределение по взаимосвязанным классам. Классификации есть во всех науках, их можно составить огромное количество по специальным правилам. Существует классификация наук, которая постоянно корректируется: физико-математические науки, химические, биологические и тд. Каждая из групп делится на подгруппы.

С августа 1992 года начался новый этап развития России - этап ее становления как рыночного государства. Старая система общественного развития рухнула вместе с теорией, но развал системы не предопределил того, что придет ей на смену. Долг общественной науки сегодня - осознать истоки и глубину процессов обновления, разглядеть суть этих процессов и понять законы.

Закон развития науки в свое время пытался сформулировать Ф. Энгельс. Он указывал, что наука растет, по меньшей мере, с той же быстротой, как и население; население растет пропорционально численности последнего поколения; наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения.

Развитие каждой науки основано на ее собственных законах.

Итак, главная функция науки всех цивилизованных стран - обеспечение научно-технического и социального прогресса путем производства нового знания.

Почему знание должно обладать высокой коммерческой ценностью? Открытие, которое совершается сегодня, уже завтра воплощается в новом техническом решении, которое материализуется в новом товаре и с прибылью продается. Новое научное знание быстро проходит по этой цепочке и скоро дает прибыль - на Западе наука стала непосредственной производительной силой. В России эта цепочка разомкнулась.

До 1993 года наука выполняла функции престижа страны: естественные науки работали на оборонный комплекс, гуманитарные работали на борьбу с буржуазной идеологией через насаждение идеологии КПСС. Нынче Россия продает сырье и ввозит товары из Китая и Турции - не производящее общество в науке не нуждается.

Невозможно сегодня дать картину науки России, в том числе Урала: где какие региональные центры, сколько человек занято в науке.

Но общая характеристика науки есть - это наука убывающая, ибо убывает все - финансы, оснащение, люди, идеи.

Резко сократилось финансирование науки, ухудшилось материальное положение ученых, уменьшается число научных работников, продолжается процесс эмиграции ученых из России, главным образом уезжают представители естественных наук - едут в основном в Германию, США, Израиль. Внутренняя миграция - ученые идут в бизнес и в политику. Единственный рост - это средний возраст ученых.

В заключении можно сказать, что на науку сваливаются все грехи нашей системы, сейчас главное для ученого - не найти красивую идею, а деньги на существование.

Если ответить устами самих ученых на традиционный русский вопрос "что делать?", можно сказать следующее:

а) общество не заинтересованно в производстве, производство - в новом научном знании - надо разорвать эту цепь;

б) нищая наука не может быть эффективной;

в) управление наукой требует реорганизации.

Древнегреческий философ Демокрит: "Не стремитесь знать все, чтобы не стать во всем невеждой".

Французский ученый Дюкло: "Есть три рода невежества: не знать ничего, знать дурно то, что знают; знать не то, что следовало бы знать".

Английский физик Берналл: "Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение".

Французский математик Паскаль: "Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен".

Австрийский физик Эренфест: "Никогда не следует стыдиться открыто признать, что в каком-то вопросе вы знаете очень немного. Я могу засвидетельствовать, что когда замечаю, что кто-то недостаточно подготовлен, но хочет расширить свои знания - я старюсь любым способом помочь ему и нахожу в этом огромное удовольствие. Если же напротив, я вижу, что какими-либо увертками от меня стараются скрыть недопонимание и тем самым мешают мне оценить его степень, я мгновенно перестаю получать удовольствие от объяснения и более того, мне хочется послать его ко всем чертям".

Наука - очень привлекательная вещь, которая неизбежно мотивирует людей заниматься ее уже много веков. Альберт Эйнштейн в этой связи писал: "... одно из наиболее сильных побуждений, ведущих к искусству и науке - это желание уйти от будничной жизни с ее мучительной жестокостью и безутешной пустотой, уйти от вечно меняющихся собственных прихотей".

Г. Селье. От мечты к открытию: как стать ученым; пер. с англ. М., Прогресс, 1987. "Сколько людей упорно и вдохновенно трудятся ради осуществления некоторой цели, обещающей завтра обеспечить досуг и возможность наслаждаться жизнью! Но завтра так никогда не становится сегодня. Всегда появляется другая цель, которая обещает еще больше и требует еще чуть-чуть больше усилий".

 

 

2. Понятие исследования и его характеристика

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом:

"Исследование - процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования в интересах общества".

В философских словарях дается более узкое определение - "исследование научное - процесс выработки новых научных знаний один из видов познавательной деятельности".

Итак, научное исследование, как видно из определений есть изучение какого-либо объекта, предмета, явления на основе использования разработанных в науке методов и внедрение их в производство. Итог научного исследования - новое знание, неизменным компонентом которого должно быть понимание закономерностей дальнейшего развития исследуемого объекта.

Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденциии развития общества свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно исследования стали проникать в повседневную практику людей.

Многие считают, что исследования - это задача научного работника, и в повседневной работе у специалиста, в том числе и по управлению для исследований нет времени и необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном управлении исследование является главным фактором успеха, эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать. Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного процесса, поэтому можно построить понятие "исследование" следующим образом:

Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

В реальной практике все названные признаки исследования находятся в определенном соотношении. Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием, чем анализ, здесь более широкий набор методов, это более творческий вид деятельности человека.

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящее к определенной цели.

В науке различают два уровня исследования:

1) Эмпирический (прагматический) уровень, когда находятся новые факты, обрабатываются с помощью различных методов, и формулируются новые закономерности. Эти исследования опираются на накопленный опыт и непосредственный результат.

2) Теоретические исследования, когда формулируются общие закономерности, концепции, законы.

Исследование может представить как состоящие из следующих видов:

Вид научного исследования Входные параметры Х Промежуточные параметры S Выходные параметры у
Фундаментальные исследования ? ? ?
Прикладные Поисковые А ? ? +
исследова- исследова- Б + ? ?
ния ния С + + ?
  Научно-исследовательская работа   +   +   ?
Опытно-конструкторские разработки + ? +

Фундаментальные научные исследования - такие, которые направлены на открытия и изучение новых явлений и закономерностей природы и общества, на создание новых принципов исследования. Цель этих исследований - расширение научного знания. Чаще всего его возглавляет один ученый, поэтому на методологию исследования накладываются его личные идеи. Это всегда целенаправленное исследование, неизвестно все - нет входной информации, как делать, что может из этого получиться - есть только проблема.

Х У

"S"

 

Прикладные исследования - это такие исследования, которые имеют целью как можно шире показать, как можно использовать научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований - это уже технические, биологические, социальные и прочие исследования. Прикладные исследования согласно таблице могут быть двух видов: поисковые и НИР.

Поисковые исследования - это такие, которые направлены на отыскание принципиально новых путей создания чего-либо.

х - входные параметры, те. факторы, характеризующие воздействие внешней среды на изучаемое явление, можно сказать входные воздействия.

s - промежуточные факторы, как бы находящиеся в структуре явления и характеризующие его изнутри.

у - выходные параметры, итог, это характеристика реакции объекта на воздействие внешней среды.

Исходя из этого цель любого научного исследования может быть представлена в виде

у=f (x,s).

Поисковые исследования имеют несколько видов.

Вид А - когда известен конечный результат (у) и надо исследовать, как и по каким причинам (s и x) это произошло.

Вид Б - надо найти новое применение известного закона (х), он известен, как применить (s), что из этого будет (у) - предстоит узнать.

Вид С - известны входные воздействия, не известен результат, но известно, как это произошло (s).

К прикладным относят и НИР, когда неизвестен только конечный результат.

И, наконец, опытно-констукторские разработки. У нас есть нож - надо сделать его более прочным. Надо исследовать, какой подойдет материал (s) и изготовить опытный образец.

Рассмотрим теперь по различным критериям, какие могут быть исследования в управлении. Критерии выражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

I. По цели исследования могут быть:

а) практические, направленные на получение ожидаемого эффективного решения;

б) научные, направленные на перспективу, использующие современные научные методы, повышающие качество знаний.

II. По степени использования ресурсов исследования могут быть:

а) незначительные по затратам ресурсов;

б) ресурсоемкие.

III. По длительности проведения:

а) продолжительные;

б) непродолжительные.

IV. В зависимости от участия персонала:

а) индивидуальные;

б) коллективные.

V. В зависимости от степени организованности:

а) организованные;

б) спонтанные.

 

 

VI. С точки зрения информационного обеспечения исследования могут быть:

а) основанные на внутренней информации организации;

б) основанные на внешней информации организации.

 

 

 


Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основные его характеристики следующие:

1) Каждое исследование должно иметь методологию как совокупность целей, подходов, ориентиров, средств и методов исследования.

2) Каждое исследование нуждается в организации, те. в определенном порядке проведения, основанном на распределении функций и ответственности и закрепленных в специальных документах.

3) Ресурсы для проведения исследования - это комплекс средств и возможностей (кадровых, информационных, материальных и др.), обеспечивающих успешное проведение исследования.

4) Объект и предмет исследования - где и что изучается.

5) Тип исследования, те. принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие характеристик.

6) Потребность исследования - степень остроты проблемы, профессионализма в подходах ее решения.

7) Результат исследования - рекомендации, модель, формула, методика.

8) Эффективность исследования - соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Это основные характеристики исследования:

-методология;

-организация;

-ресурсы;

-объект и предмет;

-тип;

-потребность (актуальность);

-результат;

-эффективность.

Наша задача - их конкретизировать в этом курсе и углубить в курсах старших.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.