Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каковы же качества творческой личности?




Назовем пять основных качеств творческой личности:

а) наличие достойной жизненной цели;

б) умение правильно распределять силы;

в) высокая работоспособность;

г) умение решать творческие задачи;

д) умение держать удар.

Рассмотрим эти качества. Начнем с исторического примера.

Ален Бамбар, Франция, врач в госпитале, ночное дежурство. В море происходит крушение. Абзац из книги "За бортом по своей воле":

"Слышится автомобильный гудок, это приехала машина спасательной службы. Двойная дверь распахивается, я выхожу вперед. Этого зрелища мне не забыть никогда. Сразу 43 человека, наваленные друг на друга, лежат передо мной - все босиком и все в спасательных поясах. Наши усилия не привели ни к чему - нам не удалось вернуть к жизни ни одного человека. Ничтожный просчет - и в результате 43 трупа и 78 сирот".

И вот французский врач Ален Бамбар в начале 50-х годов нашего века выдвинул гипотезу о том, что люди, потерпевшие кораблекрушение и оказавшиеся в воде в спасательных средствах, умирают не от жажды, холода или голода - они умирают от страха перед неизбежностью гибели. Его основной вывод: 90% людей, оказавшихся в такой ситуации, гибнет в течении первых трех дней, когда еще не может быть речи о смерти от голода или отсутствия воды, ведь и к "Титанику" спасательные суда подошли через три часа, но даже среди пассажиров в лодках было 800 человек умерших и лишившихся рассудка людей. Выдвинутая Бамбаром гипотеза была революционной. В то время считалось, что человек, поневоле оказавшийся один на один с океаном, может продержаться не более 10 дней и столько же времени служат спасательные средства, десятидневный срок был введен как предельный для поиска жертв.

Ален Бамбар взялся доказать, что в океане можно прожить гораздо больше, желая перечеркнуть десятидневный лимит и дать веру на спасение. Он занялся научными исследованиями и выяснил, что морская вода, рыба и планктон содержат большое количество необходимых для человека питательных веществ. Но одно дело - гипотеза, другое - испытание катастрофы на себе. И он пошел добровольно на рискованный шаг - он решил выступить в роли потерпевшего. Сначала Ален Бамбар вместе с товарищами перешел Средиземное море, затем - в одиночку он пересек Атлантический океан. Свой надувной плот он сконструировал сам и назвал "Еретиком", взял с собой однодневный запас воды и еды. Ему все говорили, что он не сможет пить морскую воду, что рыбу можно и не поймать, но Бамбар еще обещал к тому же приплыть в назначенный срок в назначенное время. Он решил сделать это во имя спасения жизни многих людей - по статистике в 50-60 годы в мирное время в океане гибло до 50 тысяч человек только из-за страха перед смертью.

Ален Бамбар пересек океан, придя в назначенный срок через 65 дней (вместо 60). Он выжил, собирая дождевую воду и ловя рыбу. Он похудел на 25 кг., у него развилось малокровие, расстроилось зрение. Но он доказал, что человек может выжить в океане более 10 дней. Затем он добивается, чтобы положение о десятидневном лимите на поиски жертв кораблекрушения было вычеркнуто из морских уставов. Он публикует книгу - руководство для людей, собирающихся в морские путешествия, около 80 тысяч человек позже благодарили его за это. Затем он начинает борьбу за оснащение судов надувными плотами его собственной конструкции. Он выигрывает и эту битву, и жизнь свою называет "жизнью, достойной человека".

Итак, достойная цель жизни - главное, что надо иметь творческой личности. Могущество государства определяется не количеством энергии, выработанной на душу населения, а числом творческих личностей, которых удалось воспитать государству.

Практика выработала и основные критерии достойной жизненной цели:

1) Достойная цель жизни должна быть новой, не достигнутой, либо совсем новыми должны быть средства ее достижения.

2) Достойная цель жизни должна быть общественно полезной, положительной, направленной на развитие жизни, цель должна быть доброй.

3) Цель должна быть значительной, цель - это эквивалент собственной жизни, во что вы ее оцениваете, каков ваш потолок?

4) Цель должна быть конкретной, это не могут быть благие намерения - хочу добиться славы Аллы Пугачевой, она должна быть конкретной, чтобы после ее осмысления было ясно, с чего начинать и когда начинать.

5) Цель должна быть еретичной, она должна опережать свою эпоху, восприниматься в настоящее время как что-то невероятное.

3 июня 2000 г. погиб в катастрофе на вертолете Святослав Николаевич Федоров, известный глазной хирург. По телевидению передают его следующие слова "Прожить достойную жизнь - большое богатство, и прожить такую жизнь могут далеко не все". Его жизнь - яркий этому пример.

Как происходит в жизни? Оптимальный возраст выбора достойной цели - 14-16 лет, но вот здесь-то и происходит самое скверное. Человеку начинают усиленно "помогать" родители, родственники, друзья и подсказывают пути проверенные, не опасные, престижные, денежные - это и есть драма: в 15-16 лет есть свобода выбора жизненного пути - нет знаний, приходят знания - уходит свобода, уже возраст, семья, дети... Можно уверенно сказать, что на путь большого творчества человек выходит после какого-то потрясения, его что-то сильно должно удивить, завлечь, но это не сваливается с неба. Цель надо искать, а со временем придут и умения. Если дается желание, будет дана и сила для его осуществления.

Необходимо понять, что большая жизненная цель достигается очень большим трудом, поэтому и возникают второе качество творческой личности - правильное распределение сил для достижения поставленной цели.

Первоначальная постановка цели всегда не очень конкретна и определена:

хочу изобрести эликсир бессмертия

хочу помирить все народы мира

хочу создать прививку против жестокости

хочу стать космонавтом

хочу изобретать новые самолеты

хочу стать мэром города...

Как достичь поставленных целей, сохранить силы? Типичный набор средств следующий:

 

Первый блок Получение общего образования   Образование учит стилю мышления и методам познания  
Второй блок Получение специального образования Это информация по цели: вуз плюс огромная самостоятельная работа по добыванию необходимой для достижения цели информации
  Третий блок   Умение создавать систему из накопленных знаний   Осмысление добытого   Жуль Верн имел 20 000 карточек размером 30х60 с записями жизненных сюжетов   Японский ученый Хурасава за 30 лет работы обследовал 600 тысяч стоп для сбора сведений о здоровье человека и создал науку "дерматоглифику"
Четвертый блок Укрепление здоровья Для достижения большой жизненной цели нужна высокая работоспособность, поэтому здоровье надо беречь и укреплять
Пятый блок Знание языков и современных информационных технологий Мы открылись для мира, мир открыт для нас, для общения надо знать языки
Шестой блок Самоконтроль За продвижением к цели надо следить. Цель - четкая, этапы - зафиксированы.

Можно по этому вопросу сказать следующее. При покупке одежды она подгоняется под человека. Выбранная большая жизненная цель чаще всего не соответствует возможностям, способностям человека - и человек себя "подгоняет" под цель.

Следующая важная характеристика творческой личности - умение выполнять большой объем работы к нужному сроку, для чего нужна высокая работоспособность. Кроме отменного здоровья для этого каждому необходимо:

-создать собственную научную организацию своего умственного и физического труда, использовав самый лучший для этого опыт;

-создать собственные методы учета расходования рабочего времени для сведения к минимуму потерь и непроизводительных затрат, на распылятся на мелочи;

-знать свой организм, свои биоритмы, соблюдать гигиену труда, беспокоиться о своем здоровье.

Доступно ли это нормальному человеку? - безусловно. Обычная память, обычные способности - но четкая цель, желание ее достичь, планирование ее достижения, развитие фантастической работоспособности - чего еще?

Нужно умение решать творческие задачи,

владеть технологией решения проблем

Нельзя птицу научить летать в клетке. Нельзя вырастить творческую личность, не выпустив ее на простор, где проблемы допускают разные подходы к их разрешению, где допустимы разные варианты ответов.

Творческое мышление называют креативным, человек с таким мышлением способен видеть глубоко и широко, самостоятельно ставить задачи, по мере взросления такие способности затихают.

С какими типами задач вам в принципе придется столкнуться:

а) чисто изобретательские задачи, когда нет ответа на вопрос - как быть? Грин Пис решает такие задачи часто, это задачи экологов, биологов, врачей;

б) исследовательские задачи, когда происходит какое-либо явление впервые и надо объяснить, почему оно произошло именно так. Пример - в одном европейском музее есть часы, которые работают без завода уже два века - как это происходит?

в) конструкторские задачи - этот класс задач не содержит острых противоречий, здесь необходимо придумывать устройства под заданную цель, заданную функцию: примеров здесь можно привести много;

г) задачи прогнозные, которые предполагают анализ положительных и отрицательных последствий какого-либо явления.

д) задачи с недостаточной информацией.

Умение решать творческие задачи зависит от степени овладения рациональными методами мышления. Почему порой очень важные идеи опаздывают на десятилетия? Древний метод - перебор вариантов, это МПиО: ошиблись и снова ищем варианты. Направление поиска произвольное. Решая одинаковые задачи, люди и думают, и ошибаются по-разному, перебор вариантов доходил до сотен, отсюда и опаздывают открытия. Пример тому - открытие пенициллина.

Английский микробиолог Александр Флеминг занимался изучением гриппа. На чашке с культурой стафилококка образовалась плесень и создавала круг, свободный от микроорганизмов. Уборщица это вытирала, и вдруг Флеминг понял, что какое-то активное вещество, создаваемое плесенью (пенициллин) убивает микробы. Факты были, человек их не обобщал. Подобное видели многие ученые, но никто не думал об использовании плесени - это же грязь, как ее прикладывать к ране? Плесень растет на испорченном, это что-то вредное и противное, и только очень пытливый, творческий взгляд, освобождение от шаблонного мышления позволило соединить: микробиологи видели, что плесень убивает микробы; врачи знали, что инфекционные болезни вызываются микробами; Флеминг объединил вместе эти два факта. Он утверждал, что его изобретение могло быть сделано 20 лет назад и это спасло бы не менее 20 млн. жизней.

Мы еще скажем несколько слов о последнем качестве творческой личности - это умение держать удар. Что это значит - умение бороться за свои идеи и их отстаивать? Сложно создать новое, сложнее добиться признания идеи. Сопротивление новшеству бывает сознательное и случайное. Об этом мы еще поговорим позже.

Заканчивая, давайте подумаем:

1. По каким параметрам можно оценить, как человек прожил жизнь?

2. Ставили ли вы себе конкретные цели, достигали ли их?

3. Могли бы вы сформулировать большую жизненную цель?

4. Можете ли вы привести примеры жизни творческих личностей?

 

Дополнительная литература по данному вопросу:

1) Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.

Будь хозяином своей судьбы

Достигни успеха в том, что ты любишь

Внеси свой конструктивный вклад в общее дело

Строй свои отношения с людьми на доверии

Развивай свои творческие способности

Культивируй в себе смелость

Заботься о своем здоровье

Не теряй веру в себя

Старайся мыслить позитивно

Сочетай материальное благополучие с

духовным удовлетворением

2) Альтшуллер Г.С. Найти идею. М.: Наука, 1991.

3) Шумилин А.Т Проблемы теории творчества. М: Высшая школа, 1998.

4) Трифонов Д. Сборник задач по НФА (задачи для развития воображения). СПб, 1995.

5) Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением. ЖСТЛ. Минск, 1994.

6) Джон К. Джонс. Методы проектирования. М.: Мир, 1986.

 

3. Воображение как элемент творческого мышления

Очень важным для творчества является развитое у человека воображение. Воображение - это способность человека представить себе объекты, процессы и явления, не существующие или не воспринимаемые им в данный момент.

С древних времен воображение, фантазия были очень сильными орудиями в борьбе за выживание. Однако в среднем уровень фантазии у человека невелик и человек слабо управляет собственным мышлением. Воображение, да еще развитое, помогает освободиться от инерции мышления и творческие возможности решения проблем расширяются.

Психологи условно воображение делят на три части, на три уровня:

1) Низкий уровень воображения: человек способен представить себе объекты, явления, которые не находятся в поле его зрения, но каким-то образом раньше им воспринимались:

-камнепад в горах

-рев слона

-шкварчащая яичница с беконом

2) Средний уровень воображения - это способность человека представить себе явление, процесс, которые не существовали в личном опыте человека и информация только косвенная:

-кто может представить себе думающую рощу?

-как представить себе смесь бульдога с носорогом?

3) Высокий уровень воображения - это способность представить себе явление, процесс, которые не существуют в природе и о них нет даже "толчковой" информации. Этот вид воображения называется фантастикой.

Воображение считается логическим, когда человек выводит будущее из настоящего путем логических операторов и преобразований, нынче это очень слабый вид воображения, ибо люди поняли, что будущее идет к нам, а не мы к нему.

Воображение считается критическим, когда сознание человека умеет находить несовершенство в настоящем и его преобразовывать.

Воображение называется творческим, когда оно способно рождать принципиально новые идеи, не имеющие аналогов в мире.

Воображение, развитое до определенного уровня, помогает человеку освободиться от инерции мышления.

С одной стороны, инерция мышления необходима нам ежедневно. Нельзя каждое утро вновь и вновь решать задачу - как включить свет, как согреть воду на чай...

С другой стороны, наука и практика знает несколько видов инерции мышления, в ловушку которых все постоянно попадают и учиться выходить из которых необходимо всем, независимо от возраста и профессии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.