Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стержневым элементом системы управления экономикой являются люди




Необходима национальная концепция в управлении экономикой.

Ясная национальная концепция управления экономикой должна выполнять роль важнейшего фактора объединения нации и служить условиям развития менеджмента. Она теоретически обосновывает экономический строй данного общества.

В качестве основных принципов мировая практика выработала следующие:

1. Рынок признается средством обеспечения достойной жизни населения страны, рынок - это путь к свободному, эффективному, стабильному обществу.

2. Экономика, главным образом, ориентируется на социальные нужды людей, а не на военно-промышленное производство.

3. Экономическая политика приспосабливается к человеку, а не наоборот, ориентирована на полную занятость населения.

4. Доходы граждан выравниваются прогрессивным налогообложением, у всех равные возможности зарабатывать, активно участвовать в хозяйственной жизни страны.

5. База взаимоотношений граждан и государства - свобода, справедливость, нормы морали; включая свободу внешней торговли.

В условиях XI века обновлению должна быть подвержена вся система организации управления. В настоящее время основой деятельности органов управления является функциональный принцип, ориентированный на выполнение специализированных управленческих работ, критерий - выполнить к нужному сроку нужный объем. Сейчас необходим переход от функционального подхода к проблемно-ориентированному - суть: своевременное выявление проблем и разработка проектов по их разрешению.

Управленческие кадры - главный ресурс развития управления. Россия приступила к подготовке профессиональных управленцев с принципиально новыми качествами, такими как:

1. умение пробудить в людях инициативу, творчество, новаторство, стремление к успеху и самостоятельности;

2. способность привлекать в свою организацию профессионалов и удерживать их, создавать атмосферу заинтересованности всего персонала в успехе дела.

Главные требования к менеджеру-руководителю:

1. высокий профессионализм;

2. знания механизмов функционирования рынка;

3. знание, овладение современными информационными технологиями.

Критерии оценки менеджеров:

1. творческий склад ума;

2. стратегический тип мышления;

3. склонность к инновации;

4. умение аккумулировать способности и энергию подчиненных к совместной работе.

Итак, современная управленческая культура - это и умение формировать управленческие концепции, это и уважение к государственным и общественным организациям, законам, нормам морали; это разработка и успешная реализация эффективных управленческих технологий, аккумулирующих знания, опыт, энергию, инициативу, творчество многих личностей. Современной России нужны люди самостоятельные, способные приспосабливаться к постоянным изменениям, переменам и решать без конца все новые и новые задачи. Главная задача вуза - помочь каждому развить свои способности и:

а) дать знания в области научных методов исследования;

б) привить определенные навыки выполнения элементов НИР в подготовке семестровых работ;

в) пробудить интерес к творческому отношению к учебному процессу в университете, учитывая: лидерские качества; склонность к формально-логическому мышлению; коммуникабельность; умение жить по целям; широту кругозора.

 

2. Творчество и основные качества творческой личности

Творчество - чрезвычайно сложная, многообразная деятельность. Широкое понятие - это деятельность человека, создающего новые материальные и духовные ценности. Попытки раскрыть природу и закономерности творчества предпринимались многими учеными и с разных точек зрения творчество можно определить следующим образом:

а) творчество есть мышление в его высшей форме, выходящее за пределы известного;

б) творчество можно признать как деятельность, в результате которой создается новое;

в) творчество можно считать оригинальным процессом, в результате чего ставится и решается задача;

г) творчество есть форма качественного развития общества.

Считается, что творчество есть объективная необходимость, потребность и условие развития каждого человека. В основе творчества лежат определенные условия.

Первое условие развития творчества - наличие у человека врожденных способностей. Эти способности надо выявлять, они врожденные и надо помнить, что знать можно 100 рецептов приготовления тортов, но приготовить вкусный торт по рецепту - удел искусства. Надо оценить себя как бы со стороны и ответить честно себе на вопросы относительно усидчивости, терпения, широты кругозора; умения оценивать логику своих поступков, умения делать выбор.

Второе условие развития творчества - это свобода. Если Вы поняли, что всю свою жизнь Вы хотели бы отдать решению проблемы, которая не сулит Вам быстрой материальной отдачи - Вы должны с самого начала понимать, что Вы должны быть свободны от многого. Каковы потребности Вашего творчества - выявите это:

а) Биологические потребности, когда творчество есть реакция на принцип экономии сил. Зачем в городе ходит транспорт? Зачем мясорубка, что такое дистанционка, пылесос, лифт, значит оригинальный вывод: лень двигает прогрессом!

б) Социальные потребности, которые развиты у большинства - стремление к славе, почету, признанию, желание быть на виду, это стремление к уважению, материальному благу. Плохо это или хорошо?

в) Социальные потребности встречаются чаще, но главнее - идеальные как внутреннее стремление, желание человека познать новые, это высший уровень мотивации, более тонкий и редко формируется в зависимости от среды.

Третье условие развития творчества - это необходимость взаимодействия. Как только у человека появляется идея, у него начинает проявляться творческая инициатива, человек начинает искать единомышленников, он создает творческие группы, создает школу, где общие интересы и желания. Творческая жизнь ученых-отшельников очень необычна и трагична.

Четвертое условие развития творчества - наличие информации и свободный к ней доступ. Актуальная задача нынешнего столетия - создание надежной информационной системы в компьютерном исполнении с полным объемом информации. Отсутствие необходимой информации - причина забвения личных проблем в жизни и решение их методом проб и ошибок.

Как теория, так и практика изучения творчества до середины 80-х годов развивались как научно-техническое творчество: рационализация, изобретательство, открытия. Направления научно-технического прогресса диктуются наличной системой знаний, структурой производства и задачами, стоящими перед обществом.

Менеджмент как особый вид творчества и деятельности - никогда не отстранялся от творчества, но использовал его двояко: а) для собственных решений; б) для побуждения подчиненных к действиям. Современный менеджмент пронизан творчеством, взгляд на творчество менеджера следующий:

а) для эффективного творчества необходимо проникновение в сущность - "проникайте в глубину";

б) творчество требует отказа от сложившихся стереотипов, сдерживается психологической инерцией мышления - это есть проблема "замыливания глаз";

в) творчество требует не отказываться от стереотипов, говорят "не выплесни ребенка из ванны вместе с водой";

г) надо помнить, что волевыми мерами творцом не стать, значит надо помнить, что "крылья даны от природы", а учиться "встать на крыло" - большая задача.

В самом общем виде творческая деятельность делится на такие этапы: осознание проблемы, проникновение в ее суть и появление желания ее решать; нахождение замысла решения, гипотезы, главной идеи; на этом этапе надо думать и читать, читать и анализировать; развитие идеи, создание методики, сбор и оценка информации, отторжение или принятие гипотезы; реализация результатов, умение их доложить, защитить, внедрить и т д.

В основе успеха любой творческой деятельности лежит умение увидеть противоречия и выдвигать гипотезы, идеи. Творческая задача всегда содержит противоречие; число творческих задач огромно, число противоречий можно объединить в три типа:

а) административное противоречие - не хватает денег, кадров, площадей, времени и т д. Любое исследование начинается с выявления и устранения административных противоречий;

б) техническое противоречие - такое, когда улучшение одной части системы приводит к ухудшению другой: повышение надежности приводит к увеличению веса и тд.;

в) физическое противоречие - это когда одна часть рассматриваемой системы должна находиться в одном состоянии для удовлетворения первого требования и одновременно должна находиться в противоположном физическом состоянии для удовлетворения требования номер два.

Если возможности не соответствуют потребностям, средства не соответствуют целям, права не соответствуют обязанностям - это все творческие задачи.

нет соот-ия

Цель Потребности

 


нет соот-ия

нет соот-ия

Задачи Методы

 


нет соот-ия Результат нет соот-ия

 

Необходимо запомнить особенности предстоящих исследований в области менеджмента: уникальность ситуации, неповторимость ситуации, абстрактность ситуации, огромное разнообразие факторов, непредсказуемость, неопределенность последствий реализации.

Рассмотрим три типа творчества очень коротко. Жизнь есть движение - говорили древние, и были правы. Жизнь в творческом режиме - это постоянное движение вперед, саморазвитие и самосовершенствование. Жизнь в творческом режиме - это марафон длиною в жизнь, представления о творческой личности имеют два противоположных стереотипа:

первый - удачливый человек... туманный взгляд при свете настольной лампы... озарение... признание... успех... международные симпозиумы, конгрессы... награды, автографы...

второй - трагичный человек... нет средств на исследования... борьба за признание... болезни... полное отчаяние...

Творчество может быть трех типов.

Творчество первого типа - это применение известного решения к известной проблеме: для оригинальной формы груза необходимо создать подъемный механизм. Это работа творческая, но благополучная, такое творчество отвечает потребностям сегодняшнего дня, дает решение сегодняшних задач, результатов ждут и они быстро реализуются. Такое творчество есть в науке, в искусстве, оно есть везде, оно не ломает привычных взглядов, поддерживая престижность творческого труда. К такому виду творчества готовят в школе, в ВУЗе. Итак, творчество первого типа - это задачи, где надо много знать и уметь, чтобы суметь творчески применить уже известное решение. Занимает это творчество в настоящее время до 90% от числа творческих задач.

Творчество второго типа - это новый вариант применения уже известного решения или новое решение известной задачи новыми методами.

В 1914 году Глеб Котельников, изобретатель парашютов, решил испытать свою новую конструкцию на прочность. Выбросить груз из самолета на парашюте на этот раз ему не разрешили, и он впервые решил провести испытания на машине. Когда автомобиль пошел против ветра о скоростью 80 км/час, Котельников выбросил парашют. Он раскрылся и через 5 минут машина остановилась. Парашют сработал как тормоз для машины и тут ему пришла идея - а самолет? Парашют - это тормоз для самолета, это открытие есть творчество второго типа, когда для известного (парашют) найдено новое применение. Автор подал заявку, его подняли на смех, патента не дали, думается, что в 1914 году еще не встала острая проблема воздушных торможений самолета. Через 20 лет автор узнал, что в США и в Японии уже есть самолет с воздушным тормозом - суть патента Котельникова двадцатилетней давности. Дистанция в 20 лет от смешного до понятного.

Итак, творчество второго типа работает на задачи завтрашнего дня, которые многие вообще себе не представляют. Вернадский писал: "Вся история науки доказывает на каждом шагу, что в конце концов постоянно бывает прав одинокий ученый, видящий то, что другие своевременно осознать и оценить были не в состоянии". Нетрадиционные решения нарушают ритм жизни многих, такие решения уже плохо "пускают в жизнь".

Творчество третьего типа - это когда для принципиально новой проблемы найдено принципиально новое решение, работающее уже на отдаленное завтра. Сегодня противники трубят о его бесполезности, яркий пример - жизнь Циолковского, и жизнь таких личностей драматична.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.