Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №2




Т С М

 


Нешаблонность мышления Управляемость мышления

 

Системность мышления

 

Самое важное для развития творческого стиля мышления имеет развитие системности мышления.

Суть системного оператора состоит в том, что если возникла проблема, задача - составляй систему, в которой она находится. Для наглядности разработана девятиэкранная система, это как бы девять экранов телевизоров, распложенных в три ряда. В среднем ряду рассматривается основная система, в верхнем - система как надсистема, как ее часть, в нижнем ряду - подсистема, часть основной системы. Картина рассматривается слева направо.

 

 


Надсистема

 

 

 


Система

 

 

 


Подсистема

 

прошлое настоящее будущее

.

Системность мышления - важнейшая характерная особенность труда менеджера, и мы еще к этому вернемся.

На противоречия человечество наталкивается ежедневно, поэтому важное значение имеет способность видеть явление в развитии и уметь ликвидировать противоречие. Диалектический подход в исследовании будет рассматриваться на старших курсах, еще раз главное здесь - способность представить, как явление будет дальше выглядеть, как будут разворачиваться события дальше.

Пример реализации диалектичности мышления.

В Санкт-Петербурге во времена Екатерины II все щеголи носили лорнеты и белые перчатки до локтя, царица решила это устранить. Как заставить снять перчатки, на основании чего издавать указ? Диалектичность, иначе гибкость ее мышления позволили издать указ "с 1 июля... года регулировщики уличного движения (будошники) для выполнения своей работы получают белые перчатки до локтя". Что было на день 2 июля?

Аристократки во времена Людовика XIV носились на улицах в двухколесных повозках, мешая переходить улицы пешеходам, сбивая их с ног. Как это прекратить, какой указ издал Людовик XIV? "с 1 июля... года ездить по городу в колесницах разрешается дамам только старше 40 лет". Кто станет нарушать такой указ?

Гибкость мышления "работает" в искусстве, архитектуре. Конкурс памятника погибшим детям в Лидице имел условие: должна быть мать, ребенка быть не должно, но память погибшим детям. Какой сейчас памятник стоит в Лидице?

Несколько слов о шаблонности мышления. Психологи определили, что 99% в мышлении занимает шаблонное, а вот этот ценный 1%? Значит, мы с огромным трудом отрываемся от принятого, привычного, устоявшегося, проверенного. Как что-то представить себе совсем в ином виде?

Что касается управляемости мышления, то это редкая способность человека владеть собой так, чтобы в нужную минуту заставить себя думать, не бояться оригинальных идей, уметь перенести размышления на завтра. Это надо в себе воспитывать из года в год.

Творческая интуиция - это прыгучесть мысли, умение перепрыгнуть шаблонное и запрыгнуть в фантастику. Начинать надо с метода числовой фантастической оси

О

 

Выбрали объект для изменения?

Оцените его количественно, хоть приблизительно...

Зафиксируйте его на числовой оси (градация под объект и его оценки).

В какую сторону пойдем? Д какой точки? Начинайте получать информацию и оценивать, что изменится в окружающем нас мире, когда мы перейдем в новое качество?

Пример. Хлеб. Вес и размер булки хлеба - 1 кг.

Увеличиваем в 50 раз

С 1 июля хлеб выпекается только 50 кг булками

Уменьшаем в 50 раз

С 1 июля хлеб выпекается только весом в 20 грамм, как изменится наша жизнь с вами?

Все, что мы с вами сейчас рассмотрели, не должно остаться бесследно. В конце курса мы вернемся к этим вопросам под углом зрения вашей профессии. В конце курса договоримся, как тренировать себя к будущей работе, что можно откорректировать за 5 лет в стиле ваших мыслей, характере.

Заканчивая рассуждение по 2 и 3 вопросу, отметим следующие моменты.

Процесс решения творческой задачи может занять час, день, месяц, год. Значительно дольше длится творческий цикл, и кроме названных выше качеств творческой личности нужна еще и творческая стратегия на всю жизнь - надо пронести огонь через всю жизнь.

Приведем уникальный пример творческой жизни.

За всю историю Земли на ее поверхность не упали две одинаковые снежинки - все они отличаются друг от друга величиной, формой, рисунком, числом молекул воды - и все они прекрасны. Уилсон Бентли, англичанин, посвятил свою жизнь фотографированию снежинок. Он начал свою работу в 1885 году и спустя 50 лет опубликовал свои исследования снежинок с приложением 2000 снимков. В чем особенность такой жизни: цель ясна, здесь не надо быть гением, но достижение цели требует не одной жизни. Значит, для творческой стратегии главное - зажечь огонь идеи и пронести его через всю жизнь. Если вы хотите знать ЖСТЛ - жизненную стратегию 1000 творческий личностей, как они умели "держать удар" внешних и внутренних обстоятельств - читайте специальную литературу.

 

4. Современные методы творчества

Первобытных людей окружала враждебная им природа. Всему многообразию опасностей человек мог противопоставить только одно - свой ум. Человек учился у природы, преодолевая собственную слабость. История человечества - это лестница изобретений - сначала надо было изобрести способ изобретать. Каковы его исторические формы?

а) Первобытные люди не столько целенаправленно изобретали, сколько обнаруживали изобретения, происходило расщепление массы людей на тех, кто мог выдвигать идеи, творить и тех, кто исполнял идеи.

б) Параллельно с таким естественным процессом закладывался фундамент методов современной науки. Это учение Аристотеля (384-322 г. до н. э.) - "Формальная логика", учение и методы Сократа (469-339 г. до н.э.), создавшего диалог на основе контрольных вопросов. Многие ученые им пользуются, но это еще не наука. Англичанин Роджер Бэкон (1214-1294) ввел понятие научного факта и научного эксперимента как базы научных исследований. Леонардо Да Винчи (1452-1512 гг.) придерживался такой же точки зрения и развивал эту теорию. Рене Декарт (1595-1650гг.) подробно исследовал и описывал методологию научного исследования, особо обращая внимание на организацию этого процесса. В работе В.Ф. Асмуса "Декарт" (М., 1956) приведены четыре любопытных правила:

1. не признавать истинным ничего, кроме того, что с очевидностью познается мною таковым, т е. тщательно избегать поспешности и принимать в свои суждения только то, что представляется уму ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения;

2. разделить каждое из вознкающих затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для разрешения затруднения;

3. мыслить по порядку, начиная с предметов более простых и легко познаваемых и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных;

4. составлять полные и общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

в) Не обсуждая причин, отметим лишь факт, - история народов Европы и Америки базируется на греко-римском фундаменте, христианской вере и технике. Хотим мы этого или нет, техника - основа нашей жизни. Возникает вопрос - насколько хорошо мы знаем ее закономерности? Существующие ныне способы совершенствования техники, т е. приемы научно-технического творчества можно разделить условно на 4 группы:

I группа методов направлена на стимулирование психики и организацию умственного труда. Приведем примеры действия этих методов.

Как-то раз американский физик-экспериментатор Роберт Вуд (1868-1955), эксцентричный человек и любитель острых ощущений решил провести на себе рискованный опыт - испытать действие наркотика. Раздобыв опиум, он его накурился, впал в забытье. Придя через некоторое время в сознание, он вспомнил, что находясь в одурманенном состоянии, он сформулировал какую-то важную научную идею, но вспомнить ее не мог. Тогда он решил повторить опыт в надежде, что ему посчастливится вновь обрести исчезнувшую мысль. И действительно, как только начал чувствовать наркотики, забытая мысль возникла. Чувствуя, что сознание его покидает, он собрал всю волю и с закрытыми глазами записал эту мысль. Очнувшись, он с ликованием подумал о замечательном, удачном исходе этого эксперимента, и дрожа от пережитого и от нетерпения, поспешно развернул бумажку с драгоценной записью. На ней он прочел "банан велик, его кожура еще больше".

Немецкий ученый Альфред Крупп считал, что лучшее средство для обдумывания его идей - сельский воздух. Это означало, что в его доме в городе должно пахнуть селом, а точнее - чем пахнет село?

В собственную квартиру он провел вентиляционные каналы и рабочую комнату соединил с конюшней.

Целых 15 лет работал японец Иосиро Накамацу над конструкцией своего кресла, которое получило высокую награду на выставке необычайных изобретений в Токио. "Кресло для размышлений" имеет подставку для ног, которая обогревается инфракрасными лучами. На высокой спинке установлена специальная подушечка для головы, которая испускает микроволны, проникающие в мозг, что усиливает снабжение мозга кровью. После десятиминутного в нем сидения студенты в три раза быстрее множили двухзначные числа.

Журнал "Изобретатель и рационализатор" №10 за 1985 г. опубликовал материал "Как удержать в голове перспективную идею".

1. Держи под рукой блокнот. Эдиссон его имел даже в ванной.

2. Никогда не будь уверен, что до конца удержишь в голове хорошую идею.

3. Записывай идеи графически, рисуй ее, это запоминается лучше.

4. Если идея того стоит, отбрось все дела и обдумай ее до конца.

5. Новую идею "вытаскивай из памяти", когда появляется база для ее реализации.

6. Новая идея сопряжена всегда с риском, человек этого не любит, память сотрет идею, но ты ее предварительно запиши в блокноте.

7. Обдумывая идеи, главное - не рассуждай, возможно ли это нынче. Твое дело - творить, реализовать идею найдутся люди и ресурсы.

8. Записывая идею, целься в будущее. Что-то отсечется сегодня, что-то останется на потом.

9. Записал идею, сердце колотится - остынь. До утра. На следующий день все с утра перечитай.

II группа методов научно-технического творчества содержит по сути организационные моменты, а именно:

-надо увеличить размер финансовых средств;

-можно увеличить количество людей, занимающихся данной проблемой, переманивайте к себе специалистов;

-можно что-то еще увеличить, уменьшить, переставить, перепланировать и тд.

III. группа методов носит название "методы активизации творческих процессов", мы их в этом курсе назовем, на 4-ом курсе научимся использовать для систем управления. Это огромный арсенал активизирующих приемов, которые увеличивают число вариантов решения задачи, это важно для менеджера - новых идей много, но и задачи для этих методов простые. Эти методы не решают стратегические сложные задачи из-за отсутствия критериев оценки полученных идей.

IV группа методов в России называется как ТРИЗ "теория решения изобретательских задач", основанная на обобщении 40 приемов и 85 стандартов. На ее основе работает система предсказания аварий (Злотин Б.Л. - диверсионный метод), рекламная компания (Викентьев И.Л. - "приемы рекламы". Новос, 1993 г.), есть по банковскому делу, бизнесу, в искусстве, по анализу развития творческих коллективов, использование в науке для поиска новых идей (А.В. Зусман, Б.Л. Злотин).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.