Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность учителя в формировании физических качеств учащегося




Психолого-педагогическая

ВОСПИТАНИ

УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель физического воспитания по роду своей деятельности — вдумУ чивый философ, социолог и психолог, хорошо разбирающийся в во«| просах общественной и государственной жизни страны. Учитель своим поведением влияет на формирование нравственно-психологического! климата учебных групп. Поэтому большое значение придается уровню! его личной культуры. В учебно-воспитательном процессе немаловаж^ ную роль играет педагогическая психология, которая изучает законон| мерности обучения и воспитания личности.

Под обучением понимается целенаправленный, организованный,! систематический процесс овладения знаниями, умениями и навыками •' под руководством учителя.

Обучение — это учение и преподавание. Учение — это деятельность; ученика по овладению знаниями, умениями и навыками. Преподава­ние — это педагогическая деятельность по организации учебной дея­тельности и управления.

Обучение — это тесное взаимодействие учителя и ученика: у одного цель — усвоить знания, у другого — передать эти знания.

Учительская деятельность, имея свое содержание, цели и задачи» направлена обучение учащихся определенными методами. Учение как особый вид деятельности человека осуществляется на опреде­ленной ступени развития психики, когда обучаемый сознательно ре­гулирует свои действия для усвоения необходимых знаний, умений и навыков.


Глава 17. Творческая деятельность учителя физического воспитания • 297

Учение является видом творческой деятельности, в ходе которой происходит развитие личности в целом, осуществляется формиро­вание познавательной активности. Например, усвоение упражнений требует активных внешних перцептивных действий и сенсомоторных действий, внутренних мнемонических действий (формирование пред­ставления о данном упражнении) и умственных действий (анализ, синтез, сравнение с другими упражнениями).

Учитель имеет дело с очень сложным объектом управления — лич­ностью обучаемого, различными видами его психической деятельно­сти. Результативность обучения находится в прямой зависимости от степени управления им. Эффективность управления обусловлена зна­нием учителем особенностей обучаемых. Имея представление о цели управления, он определяет программу воздействий и реализует ее, обе­спечивая обратную связь, переработку полученной информации.

На первом этапе передачи знаний обучаемые овладевают упражне­нием в тех условиях, которые необходимы для его выполнения. Фор­мирование приемов и действий происходит медленно и непрочно. На последующих этапах оно осуществляется быстро, безошибочно и становится устойчивым.

С точки зрения психологии знания как обобщенное отражение действительности могут быть на уровне представлений или понятий. Чтобы формировать знания на уровне понятий, надо специально обу­чать приемам умственной деятельности по выделению и объединению признаков изучаемых предметов и действий. Например, формирова­ние понятия «перекрестные махи на гимнастическом коне с ручками» основывается на логическом, практическом и образном мышлении.

Умения — это примененные на практике знания по физической культуре и спорту. Возможно, что многим учащимся не понадобятся усвоенные знания в будущей профессиональной деятельности. В этом случае они не становятся средством дальнейшего познания, не связы­ваются с практикой и не переходят в умения.

Навыки — это закрепленные физические упражнения, которые являются результатом обучения. Для навыка характерна автоматиза­ция приемов выполнения упражнений. Навык освобождает сознание от контроля над этими приемами и позволяет сосредоточить внима­ние на целях и условиях действия.

В зависимости от того, какие приемы выполнения упражнений ча­стично автоматизируются, различают следующие виды навыков: сен­сорные (различие звуков при слушании речи, определение дистанции у спортсмена), моторные (бег на лыжах, плавание различными спосо-


298 * ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

бами), сенсомоторные (движения в спортивных играх), интелле] альные (судейство в спорте).

В зависимости от психической активности учащихся на зан: применяются следующие методы:

• информативный — это разучивание новых упражнений, кем
обучаемый осмысленно запоминает их, повторяет, затем трем
руется по установленным правилам данного вида спорта;

• программированный — это усвоение упражнений на основе
мостоятельного выбора, осмысления, применения на практ)
и активного самоконтроля при выполнении;

• проблемный — это усвоение упражнения в нестандартных усл<
виях, используется в процессе учебы или практической деятел]
ности;

• интерактивный — это усвоение упражнения в процессе обсужде>
ния и тренировки отдельных его элементов.

Применение методов зависит от характера упражнения, его слож-| ности, новизны, задач обучения в каждом конкретном случае, уров] психического развития обучаемых.

Учитель как личность представляет собой систему и неповторимое; единство взаимосвязанных качеств. Доброта, стремление помогать ученикам в сочетании с требовательностью и принципиальностью имеют положительное значение в воспитании. Стержнем личности является ее нравственная сфера. На всех этапах обучения и воспита­ния по физической культуре учитель своим поведением влияет на уче­ников, прививает им нормы нравственности.

В формировании личности учителя важную роль играет психология воспитания, изучающая психологические закономерности, действую­щие в условиях целенаправленной организации педагогического про­цесса. В отличие от обучения воспитание предполагает взаимодействие не только учителя и обучаемого, но и обучаемых между собой, т.е. они являются одновременно объектом и субъектом воспитания.

Особый смысл имеет самовоспитание и как систематическая дея­тельность направлена на выработку дисциплинированности, честно­сти, физических, эстетических, интеллектуальных качеств, привычки поведения в соответствии с социальными нормами. Самовоспита­ние — длительный процесс, неотделимый от учебной и общественной деятельности. В ходе его учитель осознает свою социальную значи­мость, свои возможности и недостатки.

Самовоспитание требует активной работы над собой, выработки умения управлять своим поведением. При формировании воли цели


и задачи должны быть посильными, иначе исчезает стимул в дости­жении результатов. Сильная воля делает самовоспитание устойчивым, так как это наиболее высокая форма саморазвития и самосовершен­ствования личности.

В процессе обучения и воспитания юноши и девушки учатся регули­ровать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий. В этот период у них развивается память, мышление, воля и способность к саморегу­ляции психических состояний. Это помогает совершенствованию фи­зических качеств и двигательных действий в ходе систематических за­нятий при постоянных нагрузках. Высокая степень развития волевых черт характера (настойчивости, смелости, решительности) — важная предпосылка овладения сложными двигательными действиями и пре­одоления трудностей.

Одна из ключевых проблем в обучении и воспитании — овладе­ние техникой упражнений. Чем быстрее это произойдет, тем больших успехов достигнет учащийся. Процесс овладения техникой во многом зависит от уровня развития психических процессов (психомоторных реакций, зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений, восприятий, представлений, мышления и внимания), регулирующих движения, характерные для конкретного

вида упражнений.

Важную роль играют перцептивные качества (широта поля зрения и быстрота восприятия), обеспечивающие операции, связанные с по­лучением информации; психомоторные качества (точность сенсомо-торной реакции и быстрота движений), от которых зависит эффектив­ность действий обучаемого.

Совершенствовать психомоторные функции и познавательные психические процессы можно упражнениями, специальным развити­ем ведущих двигательных качеств. В периоды интенсивных трениро­вок и соревнований особенно заметна зависимость результатов физи­ческой культуры от психических процессов.

На учебных занятиях и соревнованиях возникают трудности;

• объективные — связаны с изучением программных требований
по гимнастике, плаванию, легкой атлетике, лыжной подготовке;
выполнением обязательных контрольных упражнений при про­
верке и оценке физической подготовленности учащихся; органи­
зацией и условиями Проведения занятий.

• субъективные — связаны с возрастными особенностями обу­
чаемых; отношением к общим условиям проведения занятий


300 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

и к конкретному занятию; индивидуальными возможное^ выполнения упражнений, направленных на воспитание волев) качеств.

В практике существует понятие психологической подготов! успехи спортсмена связывают с хорошей подготовкой, а неудачи, ср! вы — с недостаточной. Завершая обучение по одной из дисципл] физической культуры, учащиеся заблаговременно психологичес! настраиваются на сдачу зачетов (экзаменов), т.е. на общую психологи ческую подготовку. Подготовка к занятиям, например, по плавам к соревнованию относится к специальной психологической по; ке. В любом случае психологическую подготовку надо корректиро! в зависимости от условий и обстоятельств, что и осуществляет

В учебном процессе важное место занимает пара «учитель — обу-1 чаемый». От учителя требуется проявление особого такта во взаимо4 отношениях с учеником, умение найти те мотивации в его характер ре, которые позволят рационально управлять им. Ошибкой является!! противопоставление способного ученика менее способным и предо--') ставление ему больших прав, чем другим. Это чревато внутриколлек-^' тивным конфликтом, что для способного обучаемого может оказаться губительным.

Учебная группа — сложный организм, в котором социально-психологические явления, возникающие в результате -общения, на­ходятся во взаимодействии и постоянном движении. К значимым, социально-психологическим явлениям относятся: взаимные требова­ния и оценки, самоутверждение, соперничество и соревнование, взаи­мопонимание, сопереживание и сочувствие, внушение и подражание, коллективное настроение и традиции. Отношения между учащимися в группе сложные и имеют определенные особенности. С одной сто­роны, во время соревнований они соперники, с другой, — они вместе учатся, проводят досуг, делят трудности обучения.

В учебных группах возможно создание отдельных микрогрупп, которые формируют психологическую обстановку в коллективе. Эти особенности учителю необходимо учитывать в своей деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.