Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фармакологических средств




Использование

В процессе учебных занятий при тщательно спланированных физи­ческих нагрузках спортсменам не всегда удается реализовать свои по­тенциальные возможности. При выполнении упражнений на вынос­ливость, быстроту, силу, ловкость, координацию движений постоянно происходит перестройка физиологии организма, адекватно же вое-



«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 16. Врачебно-гигиеническое обеспечение физического воспитания... • 293


 


 


становить затраченную энергию не всегда есть возможность. При полнении ложно-координационных упражнений у спортсменов м произойти нервные перенапряжения.

Чтобы активизировать жизнедеятельность спортсмена, скоррекщ!
ровать его работоспособность в определенный период времени, повьж
сить устойчивость организма к неблагоприятным факторам, расши^
рить возможности приспособляемости (например, в подводной сред$|
в других непривычных условиях), под наблюдением врачей примени^
ются фармакологические препараты, не дающие побочных эффекте»
С помощью этих препаратов можно управлять поведенческими реак­
циями обучаемых. :, „

В зависимости от эффекта препаратов определились основные на правления применения фармакологических средств:

• экстренная стимуляция работоспособности;

• устойчивое и длительное повышение работоспособности;

• защита от чрезмерных психоэмоциональных нагрузок;

• адаптация к измененному режиму профессиональной деятельно-1
сти; :1

• ускоренное приспособление к необычным условиям;

• ускоренное восстановление функций организма после длитель­
ной и напряженной физической или умственной деятельности.

В качестве тонизирующих средств, способствующих поддержа­нию высокой работоспособности и профилактике снижения общей сопротивляемости организма, применяются различные витаминные комплексы, адаптогены (препараты женьшеня, лимонника, элеутеро­кокка), вещества, влияющие на энергетические и обменные процессы (панангин, глютаминовая кислота, компламин, рибоксин).

Спектр фармакологических средств, оказывающих благотворное влияние на различные системы организма, значительный. В состав многих смесей входят различные сочетания белков, витаминов, других микроэлементов. Препараты применяются как в период напряженной физической активности, так и в процессе восстановления. Они норма­лизуют обмен веществ в организме в обычных условиях и экстремаль­ных, например в беге на длинные дистанции, когда потребность в них возрастает).

После длительных напряженных тренировок и участия в соревнова­ниях часто возникает необходимость скорректировать эмоционально-стрессовые состояния. В таких случаях можно применять успокаиваю­щие препараты. Они снимают чувство беспокойства, неуверенности, страха, предупреждают развитие нервного перенапряжения, повыша-


ют эффективность умственной работы. Профилактику стресса можно проводить и с помощью нетрадиционных методов и специальной ап­паратуры под наблюдением врача. Среди них: аутогенная тренировка, расслабляющая дыхательная гимнастика (физвокализные упражне­ния), информационно-волновая терапия и др.

Однако надо помнить, что имеются такие фармакологические средства (допинги), которые нецелесообразно использовать. Они могут кратковременно повысить физические и психические воз­можности спортсмена, но затем вызывают крайне нежелательную патологию в рганизме, а иногда приводят и к смертельному исходу. Допинги лишают чувства реальности, создают иллюзию о повышен­ных возможностях спортсменов. Завышенная оценка своих возмож­ностей ведет к выбору неправильной тактики, принятию неверных решений. Это в свою очередь приводит к перенапряжению, моно-тонии и травматизму. Через определенное время развивается тяжелое заболевание с необратимыми последствиями, которое может приве­сти к гибели.

Например, фенамин, кокаин, амфетамин обладают сильным сти­мулирующим действием на центральную нервную систему, подавляя чувство утомления, вызывая эйфорию, ощущение прилива сил. Они способствуют увеличению глубины и частоты дыхания, повышению артериального давления, учащению пульса, что приводит к наруше­нию сердечной деятельности, упадку сил, депрессии.

Такие препараты, как эфедрин, стимулируют сокращение сердеч­ной мышцы, повышают артериальное давление, расширяют бронхи. Однако большая доза эфедрина может вызвать перенапряжение не­которых функциональных систем организма и привести к внезапной смерти.

Стимуляторы ЦНС (стрихнин, коразол, кордиамин) возбуждающе действуют на органы чувств, сосудистые и дыхательные центры, акти­визируют процессы обмена веществ. Однако их неправильное приме­нение может привести к перенапряжению систем организма.

Анаболические стероиды (метандростенон,феноболил,ре-таболил) оказывают активизирующее влияние на белковый обмен, что способ­ствует приросту мышечной массы, ее силы. Однако надо учитывать, что анаболики — это мужские половые гормоны, андрогены, которые н организме контролируют развитие всех мужских признаков, регули­руют сперматогенез, функцию предстательной железы и семенных пу­зырьков, влияют на голос, мускулатуру, распределение волос на лице и теле.


294 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 16. Врачебно-гигиеническое обеспечение физического воспитания... • 295


 


 


Андрогенное действие данных препаратов значительно пре< дает над анаболическим. Регулярное применение анаболиков ве^ к разрегулированию всей системы желез внутренней секреции. В нечном счете анаболики могут стать причиной импотенции у м: и появления вторичных мужских половых признаков (оволосение мужскому типу, огрубление голоса, угнетение функций женских ловых желез, бесплодие) у женщин.

Следует учитывать негативное воздействие анаболиков на фуш печени. Из-за их токсического влияния происходит и нарушение тельности почек. Рост мышечной массы не сопровождается с< ствующим укреплением связок и сухожилий. Человек не справляв с возросшей мышечной силой, что приводит к надрывам и разрьи мышц.

Полностью отрицать применение фармакологических среде в том числе и допингов, в процессе учебно-тренировочных занят соревнований нельзя. Прием указанных препаратов должен находит? ся под пристальным и постоянным контролем врача, строго учитьи ющего индивидуальные особенности каждого.

В соответствии с Олимпийской хартией (п. 44) принят Олим* пийский антидопинговый кодекс, который является обязательны! для всего олимпийского движения. В качестве предварительно! условия для участия в олимпийских играх спортсмены должны с< ответствовать требованиям, содержащимся в Олимпийской ха] и в правилах Международной спортивной федерации (МСФ).

В Федеральной целевой программе «Развитие физической кулы туры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы» даете} установка на обеспечение 100%-ного охвата российских спортсмене] антидопинговым контролем; снизить число российских спортсменов^ дисквалифицированных на международных соревнованиях в связи? с выявлением употребления допинговых препаратов.

Участник олимпийских игр должен быть отобран МСФ, а Олим­пийский комитет России, заявляющий спортсмена, берет на себя; ответственность в том, чтобы он был ознакомлен с этими положе­ниями и соблюдал Олимпийскую хартию и Всемирный антидопин­говый кодекс. Участник олимпийских игр подписывает заявление/] в котором свидетельствует, что согласен соблюдать правила Антидо­пингового кодекса олимпийского движения и Кодекс этики МОК, | что указанные положения и правила были разъяснены ему Олим- ] пийским комитетом России, национальной федерацией или между- | народной федерацией.


Контрольные задания

1. Расскажите, каким образом совершаются движения человека
в соединениях костей.

2. Составьте инструкцию по соблюдению правил гигиены в спор­
тивном сооружении (бассейн или тренажерный зал).

3. Разработайте план проведения учебного занятия по лечеб­
ной физической культуре с детьми, имеющими ограниченную
подвижность.

4. Определите воздействие на организм рефлекторного и гумо­
рального механизмов.

5. Назовите цели использования стимуляторов в спортивной
практике.


 

ГЛАВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.