Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни стратегических решений




Классификация стратегий предприятия

Сущность стратегии

Тема 16. Формирование стратегии развития предприятия.

Сущность стратегии. Процесс разработки стратегии развития предприятия. Типы стратегий. Выбор стратегии.

Одна и та же цель может быть достигнута различными методами и средствами. В связи с этим, естественно, возникает вопрос: как намеченная цель может быть практически реализована и какими способами? Пытаясь дать ответ на эти вопросы, каждое предприятие обязано разработать несколько вариантов стратегий.

Под стратегией следует понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели деятельности предприятия. В стратегии должны найти отражение основные правила его поведения во взаимоотношении с потребителями продукции и услуг. Выбор цели предполагает направление на ее достижение определенной совокупности ресурсов, которыми располагает предприятие. Поскольку эти ресурсы всегда ограничены, предприниматель должен определить, достижение каких целей обеспечит наибольшую продуктивность использования этих ресурсов, то есть обеспечит конкурентное преимущество предприятия.

Это означает, что стратегия должна вырабатывать такие положения для выбора целей и средств их достижения, чтобы использование ресурса участвующего в реализации той или иной цели не оказывало бы отрицательного влияния на процесс достижения хотя бы одной из других стратегических целей.

Предполагаемая и реализованная стратегия. Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в, различного рода, проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать. Поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях.

Вместе с тем как внутри организации, так и вне ее появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в первоначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть новые перспективы развития и возможности для улучшения существующего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предполагаемой политики и плана действий. В последнем случае первоначальная стратегия становится нереализуемой и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач.

У предприятия могут быть различные цели. Это зависит от внешних и внутренних факторов. “Все разнообразие целей систематизируется и классифицируется по следующим признакам:

1) по содержанию и направленности целей (экономические, социальные, личные);

2) по функциональной сфере реализации целей (маркетинговые, финансово-экономические, инвестиционные, инновационные, организационные);

3) по уровню достижения (необходимые, желательные);

4)по временному фактору (перспективные, текущие, первоочередные);

5) по отношению к главной цели (конечные и промежуточные);

6) по характеру оценки (количественные и качественные);

7) по степени влияния внешних факторов (цели, связанные с внешними факторами, и цели, не связанные с внешними факторами, а связанные с использованием внутренних резервов);

8) по составу и характеру интересов (цели предприятия, общества)[5]”.

В процессе обоснования перспективных направлений деятельности предприятия могут формироваться различные виды стратегий. Все стратегии можно классифицировать по следующим признакам (таблица 16.1.)

“По масштабу разработки: Общая (генеральная) стратегия развития предприятия связана с деятельностью предприятия в целом, использованием всех видов ресурсов и ориентирована на выполнение его главной цели.

Функциональные (вспомогательные) виды стратегий обеспечивают реализацию генеральной стратегии предприятия по отдельным направлениям его деятельности (маркетинговая, финансовая, производственная и т.д.).

 

Таблица 16.1. Классификация стратегий предприятия

 

Классификация Содержание
  1.По масштабу разработки Общая (генеральная) и поддерживающие (вспомогательные – по направлению деятельности, виду ресурсов)
  1. По видам деятельности стратегия основой деятельности в торговле
  2. По функциональному принципу товарная, управление доходами, расходами, прибылью, стимулирование персонала и т.д.
  3. По сроку реализации краткосрочные - до 1 года, среднесрочные на 3-5 лет, долгосрочные.
  4. По темпам развития   ускоренного роста, ограниченного роста, сохранения состояния, или сокращение объемов деятельности
  5. По способам обеспечения развития за счет концентрированного подхода, диверсификации или интеграции деятельности
  6. По стадиям жизненного цикла стратегия на стадии рождения предприятия, его детства, юности, ранней зрелости, полной зрелости, стадии старения.
       

 

По видам деятельности: стратегия основой деятельности в торговле, например, связана с реализацией товаров и обслуживанием покупателей, стратегия развития товарооборота; стратегия неторговой деятельности - ремонтно-строительной, транспортной, производственной и т.д. (использование отдельных видов ресурсов); стратегия формирования и использования трудовых ресурсов, материально-технической базы, финансовых ресурсов и т.д.[5]”.

 

Уровни стратегии связанны с областями применения, для которых они вырабатываются. Как правило, выделяют три уровня стратегических решений:

Корпоративная (портфельная) стратегия. Формулируется высшими должностными лицами корпорации (президент, вице-президент и т.д.) и содержит действия, которые должны быть осуществлены для занятия желаемых позиций в бизнесе в разных отраслях [10]”. Это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управ­лять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия. Корпоративная стратегия решает пять основных задач (на рисунке 16.1).

Важным решением, принимаемым на корпоративном уровне, является решение о финансировании продуктов или бизнес-единиц на бюджетной, а не на чисто коммерческой основе. Скажем, для новой продукции формируется целевая программа ее продвижения на рынок, и она финансируется из общего бюджета предприятия. Роль критерия самоокупаемости бизнес-единицы (продукта) при этом существенно снижается, так как на определенном этапе допускается ее убыточность, если такая стратегия оказывается оправданной с позиций долгосрочной цели (например, завоевания рынка). Следовательно, ресурсы между подразделениями могут перераспределяться планомерно.

Задачи корпоративной стратегии
распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа
решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии
обеспечение единой стратегической ориентации подразделений
изменение структуры корпорации
решения о слиянии, приобретении, вхождении в ФПГ или другие интеграционные структуры

 


Рисунок 16.1. Задачи корпоративной стратегии.

 

Деловая стратегия (бизнес-стратегия). Формулируется начальниками подразделений и менеджерами по видам продукции и определяет, как создать и укрепить долговременные конкурентные позиции компании на рынке. Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке (например, на рынке миксеров), кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рекламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе и т. д. Поэтому такую стратегию называют еще стратегией конкуренции. Очевидно, что бизнес-стратегия для миксеров будет отличаться от стратегии для других товаров. Для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с деловой.

Функциональная стратегия. Формулируется начальниками функциональных отделов исходя из специфических подходов и действий, осуществляемых функциональными управляющими для поддержки общей деловой стратегии данного хозяйственного объекта, а также выполнения собственного плана по поддержанию функциональных целей”. Обычно формируются следующие виды функциональной стратегий (рисунок 16.2)

Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. Так, типичная стратегия отдела маркетинга может концентрироваться на разработке путей увеличения объема продаж продукции предприятия по сравнению с предыдущим годом. Примерами функциональных стратегий в сфере НИОКР могут быть технологическое лидерство или следование за лидером. Финансовая стратегия предприятия может быть ориентирована на ускорение оборота денежных средств, снижение уровня дебиторской задолженности.
В качестве примера рассмотрим возможные стратегические альтернативы, касающиеся параметров производственной функции.

1. Производственные мощности:

1) Создать новое производство.

2) Оставить все без изменения

3) Реконструировать существующее производство

4) Увеличить/уменьшить численность рабочих.

5) Повысить коэффициент сменности.

6) Создать централизованную систему обслуживания производственного оборудования.

2. Материалы и комплектующие изделия:

1) Уменьшить запасы сырья, материалов, незавершенного производства.

2) Обеспечить доступ к новым внутренним/внешним источникам сырья.

3) Рассмотреть возможности использования материалов-заменителей.

4) Принять решение о том, будет ли система снабжения централизованной или децентрализованной.

3. Качество

1) Развивать бригадный подход.

2) Заняться автоматизацией и роботизацией производства.

3) Попытаться применить принципы японской системы управления качеством.

 

Функциональная стратегия
Стратегия маркетинга
Стратегия финансов
Стратегия производства
Стратегия исследований
Стратегия разработок
Стратегия организационных изменений
Экологическая стратегия
Социальная стратегия

 


Рисунок 16.2. Виды функциональных стратегий

 

 

Три уровня стратегий образуют их иерархическую структуру (рисунок 16.3).

Иногда дополнительно выделяют еще один уровень стратегических решений — уровень операционных стратегий.

Операционная стратегия. Формулируется главами операционных подразделений, производственных отделов. Представляет собой еще более узкие и детализированные подходы и действия региональных управляющих и функциональных менеджеров более низкого уровня. Как правило, такие стратегии находят свое выражение в конкретных программах и проектах.

 

 

Рисунок 16.3. Иерархическая структура уровней стратегии

 

Для достижения успеха стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Каждый уровень образует стратегическую среду для следующего уровня, т. е. на стратегический план нижнего уровня накладываются ограничения стратегий более высоких уровней иерархии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 6234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.