Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура группы




 

Внешняя

среда

 

Рисунок 1 – Структура группы как целостного образования

Таблица 2 – Характеристика малых групп с точки зрения специфики распространения информации и организации взаимодействия между членами группы

пирамидальная система закрытого типа; построена иерархически, то есть чем выше место, тем выше права и влияние; информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы); каждый человек знает свое жесткое место; в группе ценятся традиции
случайная каждый член группы принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Успех группы зависит от способностей, потенциала каждого из членов
открытая каждый имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное для них - общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей. Успех группы зависит от умения достигать согласия, вести переговоры
группа синхронного типа все члены группы находятся в разных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно в одном направлении, даже без обсуждения и согласования. Ее успех зависит от таланта и авторитета лидера

8 социально-психологических ролей в группе:

1) координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми;

2) генератор идей, стремящийся докопаться до истины. Воплотить же свои идеи на практике (самостоятельно) он чаще всего не в состоянии;

3) энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других;

4) контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей;

5) искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива;

6) исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах;

7) работяга, «скромный труженик», не стремящийся занять чье-то место;

8) шлифовщик необходим, чтобы отношения не перешли в конфликтные, для согласования точек зрения и позиций.

Вопрос 2 Динамические процессы в совместной деятельности.

Условия развития малой группы:

1) межличностные отношения: субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия членов группы (общественные, служебные, внеслужебные) и сопровождающиеся эмоциональными переживаниями;

2) групповые устремления: цели, задачи, интересы, ценности, идеалы, лежащие в основе поведения и деятельности членов группы;

3) групповые настроения: общий эмоциональный настрой, определяющий направленность, ориентацию и характер психологических проявлений как всей группы, так и отдельных ее членов;

4) групповые мнения: совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за внешней границей;

5) традиции: нормы, правила и стереотипы поведения и действий группы, сложившиеся на основе опыта совместной деятельности;

отношения малой группы с другими группами в структуре организации.

Таблица 3 - Уровни развития малой группы

ассоциация группа, имеющая официальную структуру и общую цель, но не действующая как единое целое; в ней не развиты ни групповые настроения, устремления, мнения, ни организационное единство
корпорация группа, объединенная только внутренними целями; стремиться осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп;
кооперация группа, отличающаяся единством цели и единством деятельности по ее достижению; имеется подготовленность к организационному единству, но мотивы, побуждающие к достижению общего результата и цели деятельности, не имеют четкой нравственной направленности и традиций; отсутствует высокий уровень психологической коммуникативности
коллектив группа с высокой направленностью и высоким уровнем развития, выраженностью подготовленности и организационного единства. межличностные отношения строятся на взаимопомощи и взаимопонимании, эмоциональной совместимости и сплоченности, носят устойчивый характер

Таблица 4 – Динамика групповых процессов

формирование члены группы в первый раз встречаются друг с другом; моральный дух высок - все за­интересованы в предстоящей работе, полны мотивации. Невысока произ­водительность труда, поскольку ее члены не знают задач и пол­номочий
адаптация наблюдается значительный рост мотивации. Одна­ко никто из группы еще не знает, каково его место в группе. Обычно на данном этапе участники группы ведут интенсивные дискуссии, выдвигают различные аргументы, конфликтуют и т. д.
нормализация членам группы известны ценности, единые цели и персональный круг ответственности каждого. Моральный дух растет, равно как и производительность труда. Все знают, что должны делать
функционирование команда хорошо подобрана и функционирует, словно отлично смазанный механизм. Моральный дух достигает наивыс­шего уровня, а результаты работы становятся все лучше и лучше. На дан­ном этапе умение работать в коллективе представляет собой наиболее ценное качество

Вопрос 3Социально-психологический климат малой группы. Психологическая совместимость.

Социально-психологический климат группыэто качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Для положительного социально-психологического климата характерны:

1) привлекательность группы для ее членов: удовлетворенность межгрупповыми отношениями, этическими нормами и традициями;

2) функционально-ролевая совместимость: принятие социальных ролей технически освоенных членами группы;

3) срабатываемость: эффективное профессиональное взаимодействие;

4) сплоченность: взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимодействие и взаимопонимание;

5) межличностная (психологическая) совместимость: совместимость психологических процессов, явлений и свойств членов группы: темперамента, характера, потребностей, мотивов, эмоций, воли и т.д.

Психофизиологическая совместимостьопределенное сходство психофизиологических характеристик членов группы. На основе психофизиологической совместимости возникает согласованность сенсомоторных реакций, синхронизация типа совместной деятельности людей, объединенных в группу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.