Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоаналитическая группа




Классическая психоаналитическая группа может быть ориентирована на рассмотрение группы как коллективного (совокупного) пациента, работа с которым ведется так же, как и с одиночным клиентом. Эта группа является формальной, социально-психологические механизмы влияния на личность работают с меньшим эффектом.

Г руппы, ориентированные на Франкфуртскую школу социального психоанализа. В рамках этого направления акцент делается на том, что суть человека социальна. Каждый человек связан с миром, в котором он живет, обществом, группой, частью которой он является. И нельзя противопоставлять внутренний мир и внешний, тело и сознание, фантазии и реальность. Человек – это часть социальной системы, без учета которой невозможно анализировать его психику. Невротическое расстройство, по мысли представителей социального психоанализа, является следствием несовместимости человека с его первичной группой. При этом именно на группу проецируются деструктивные и агрессивные тенденции невротической личности.

Внешние проявления невроза – это искаженное выражение вовне конфликтов человека, которые никогда не были четко сформулированы. Освобождения от симптома не произойдет, пока человек не научится выражать их в доступной для понимания других форме. Да и сами психологические проблемы возникают именно в общении с другими людьми, и избавить от них человека, проводя только индивидуальный анализ, нельзя.

Поэтому психологические нарушения могут быть определены и прослежены в том, как протекают динамические процессы в группе: клиент может вполне спокойно разговаривать с психотерапевтом наедине, но замолкает в группе (значит, клиент не может делить значимого человека с другими людьми), или клиент может начать говорить в группе, когда отсутствует какой-либо член (например, выходит).

Сам психотерапевтический процесс в группе предполагает выработку более четкого способа коммуникации. Клиент, пытаясь активно участвовать в групповом процессе, достигает понимания окружающих и начинает понимать попытки других участников выразить себя. Психотерапевт вербализует происходящее, показывая смысл того, что происходит в группе, и объясняя источник проблем. Таким образом психолог выражает в четких словесных формулах то, что могут понять и разделить все члены группы. Он интерпретирует содержание взаимодействий в группе, комментирует реакции ее участников. Однако сам психотерапевт не ограничивается только своими вербализациями и комментариями. Он при любой возможности активно поощряет участников группы к этому.

Основная цель психоаналитической группы – достижение инсайта и приспособления к ситуации. Инсайт помогает приспособиться. А приспособление – достичь инсайта. Группа рассматривается в групповом психоанализе с точки зрения создания возможности для взаимного переноса в условиях терпимости, безоценочности и принятия любых реакций.

Специфической характеристикой аналитической группы является ее количественный состав – 7-8 человек + психотерапевт. Это необходимо для того, чтобы наблюдать психологические реакции каждого участника и исследовать причины их возникновения. Особое внимание уделяется бессознательным аспектам духовной жизни, открывая то, что в обыденной жизни остается скрытым. Акцент делается на переводе невротического симптома на вербальный язык проблемы: на продвижении от уровня символов и фантазий на уровень смысла и значения поведения. Фулкс выделил 4 уровня обобщения проблемы:

Уровень текущих событий – рассказ о своей жизненной ситуации, о происходящем в группе «здесь и теперь», на этом уровне происходит восприятие психотерапевта в качестве авторитетной фигуры.

Уровень переноса – отношения и взаимодействия членов группы рассматриваются в свете взаимных переносов. Группа может представлять собой семью, ее членов. А психотерапевт – отца или мать.

Уровень телесных или психических образов. Проекция на других участников отвергаемых образов Я, любимых или ненавидимых объектов. Фулкс также считал, что группа может отражать и образ тела (участники группы – как части тела).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.