Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, сущность административного права




Тема 1.

Right of access to information in cases of death, guardianship or trusteeship, wrecks and air accidents

Right to access to nationals who are detained

Relating to consular duties

In view of a consular officer’s particular responsibility within his consular district towards nationals of his own state (and those of any other state or states whose interests he represents) he must be free to visit and communicate with them; and such individuals, conversely, have the right to communicate with and have free access to their consular officer. Moreover, if the authorities detain a foreign national they must inform him that he is free to communicate with his consular officer, who must be given the appropriate facilities to visit the national if the latter so wishes. If a consular officer makes enquiries as to whether an individual for whom he is responsible has been detained, he must be given an immediate reply and be permitted, where he considers it necessary and with the concurrence of the person concerned, to arrange for appropriate legal representation.

 

 

При современном развитии русского языка и состоянии юридической науки понятие «административное право» применяется в трех значениях:

- как самостоятельная отрасль системы права Российской Федерации;

- как отрасль научного знания в правоведении;

- как учебная дисциплина.

Отрасль административного права рассматривается как совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений, связанных с организацией и функционированием системы административной власти.

Наука административного права является составной частью российской правовой науки и представляет собой систему научных взглядов, представлений, знаний, теоретических предположений, концепций относительно системы правовых норм и практики их применения в сфере реализации административной власти. Предметом науки административного права являются наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, местного самоуправления и других форм управленческой деятельности, а также состояния и развития административного законодательства.

Система науки административного права богаче системы одноименной отрасли потому, что включает в догматическую часть науковедческий раздел, а именно: материал о предмете, методологии, системе, истории науки и т.п. Система науки административного права не копирует систему отрасли, но объясняет ее, применяя для этого соответствующий понятийный инструментарий[1].

Учебная дисциплина «административное право» представляет собой предмет, преподаваемый в различных образовательных учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования, в т.ч. по специальностям «ГМУ» и «Юриспруденция». Предметом учебной дисциплины являются знания, накопленные человечеством и передаваемые из поколения в поколение негенетическим путем относительно предмета административно-правового регулирования. Административное право как учебная дисциплина представляет собой комплекс знаний, которыми необходимо овладеть в процессе их изучения. Содержание учебной дисциплины определяется содержанием изучаемой науки.[2]

Система учебной дисциплины отличается от системы науки тем, что не требует строгого следования разделам науки, более свободна в выборе инструментария, увеличивает или уменьшает материал в зависимости от актуальности правовых институтов или профиля образовательного учреждения. Также, можно отметить, что учебная дисциплина в значительной мере субъективна, т.к. зависит от уровня знаний, подготовки, профессионализма и личности самого преподавателя.

При этом наука административного права и учебная дисциплина базируются на отрасли права, призваны исследовать ее нормы и институты и на этой основе выработать механизмы эффективного, единообразного регулирования общественных отношений, образующих предмет отрасли.

Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в связи и по поводу реализации административной власти, то есть в связи с организацией и функционированием, прежде всего, системы государственной исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ. Также, административно-правовые отношения реализуются в процессе организации и функционирования местного самоуправления, в деятельности ОМС и муниципальных служащих, хотя местное самоуправление не входит в понятие государственная власть.

Однако, следует учитывать, что в самой общей форме административное право – «управленческое право», так как непосредственно связано с различными формами управленческой деятельности. При этом не все общественные отношения являются государственно- управленческими. Так к предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в связи с функционированием различных негосударственных форм (например, при организации и реализации деятельности общественных объединений, хозяйствующих субъектов и т.п.). Эти управленческие отношения не выражают интересы государства, а обеспечивают самоорганизацию, то есть нормальное функционирование этих образований. Но это не значит, что административное право безразлично к организации и деятельности негосударственных формирований. Его нормы оказывают определенное, регулирующее воздействие на них. Этим достигается цель подчинения деятельности этих формирований требованиям общего правового режима в сфере государственного управления.

При определении сущности административного права нельзя игнорировать и следующий аспект – это не только право «управления», но и право «полицейское»[3]. Полицейская составляющая административного права связана с применением административного принуждения и административной ответственности в деятельности специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц для обеспечения режима законности в управлении.

В этом смысле, важно отметить деятельность не только исполнительной ветви государственной власти, но и деятельность судебной власти. Так, в связи с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), значительно расширена подведомственность дел, рассматриваемых судьями, причем, не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов. При этом судьи при рассмотрении дел об административных правонарушениях обязаны руководствоваться, прежде всего, нормами КоАП РФ.

 

 

Тема 2.

Административное право как отрасль системы права Российской Федерации: общая характеристика (предмет, метод, система)

 

 

Административное право является самостоятельной отраслью системы права Российской Федерации. Исходя из общих положений теории права, отрасль административного права можно представить как совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений, связанных с реализацией административной власти.

В науке административного права существует несколько точек зрения на определение административного права. Так, профессор Тихомиров Ю.А. утверждает, что: «Административное право как отрасль права - есть система юридических норм, издаваемых органами исполнительной власти и другими органами для организации и функционирования государственного управления, регулирования функционально – юридических режимов, обеспечения юрисдикционно – охранительной деятельности и участия граждан». Представители Саратовской «школы» административного права - Манохин, Адушкин, Багишаев предлагают понимать административное право через определения предмета государственной исполнительной власти, структуру сферы деятельности исполнительной власти, метод, нормы, отношения и источники административного права. Представители Московской «школы» - Алехин, Кармолицкий, Козлов декларируют: «Административное право - это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти, то есть с точки зрения предмета административного права». Бахрах Д.Н. делает акцент, прежде всего, на предмете и методе административного права, но относит к особенностям административного права и систему, и нормы, и источники административного права.

Административная власть многими учеными отождествляется с властью исполнительной, но данное утверждение входит в противоречие с положениями ст.12 Конституции РФ, где исполнительная власть закреплена в качестве ветви государственной власти. Однако, административная власть гораздо шире и объемнее по содержанию государственной власти. Так, административная власть реализуется в действиях представителей иных ветвей государственной власти (законодательной, судебной), также в процессе реализации местного самоуправления (которое не входит в систему государственной власти), в деятельности прокуроров при обеспечении надзора за законностью в рамках различных общественных отношений. Административной властью обладают руководители различных негосударственных структур (директор предприятия, коммерческой организации, руководители партий, общественных объединений и т.п.) по отношению к подчиненным.

Административное право, так или иначе, связано с управлением различными общественными процессами и, прежде всего, с государственным управлением, но не должно им только и ограничиваться. Управление, в целом, существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, тесно связана с особыми видами деятельности, что ее регламентируют нормы не только административного права, а и других отраслей права. Так, местное самоуправление регулирует муниципальное право; управленческую деятельность администрации предприятия, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право; дознание и предварительное следствие – уголовно-процессуальное право; управление отношений, связанных с финансами – финансовое право и др. Необходимо отметить, что административное право регулирует многие управленческие отношения, но за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права РФ.

Как и любая другая отрасль права, оно характеризуется наличием трех основных элементов, определяющих самостоятельность и своеобразие отрасли:

1. предмет административного права;

2. метод административного права;

3. система административного права.

Предмет – это общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права. Данные отношения возникают, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами административной власти и подвластными субъектами. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны и неоднородны. Так, можно выделить следующие основные группы общественных отношений, урегулированных нормами административного права:

· связанные с организацией и функционированием системы государственной исполнительной власти, а также деятельностью должностных лиц иных государственных органов, государственных служащих в процессе реализации принадлежащих им полномочий;

· связанные с местным самоуправлением;

· связанные с деятельностью руководителей различных государственных органов, ОМС, государственных и негосударственных организаций по вопросам внутренней самоорганизации;

· связанные с деятельностью судей в процессе отправления административной юстиции, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Метод – это совокупность средств и способов реализации норм административного права для урегулирования общественных отношений, образующих предмет. Это второй критерий разграничения отраслей права. Если предмет отрасли определяет то, какие отношения регулируются, метод - как, каким образом регулируются.

Административно – правовое регулирование производится путем:

1. Упорядочения, закрепления, совершенствования существующих отношений.

2. Создание новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития общества.

3. Охрана урегулированных нормами административных и других отраслей права общественных отношений.

4. Вытеснение из сферы регулирования общественных отношений, несоответствующих интересам граждан, общества, государства.

Метод административного права характеризуется следующими общими положениями:

1. представляет собой определенное сочетание средств общеправового воздействия: предписаний, дозволений, запретов.

Предписание - возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в условиях, закрепленных правовой нормой.

Дозволение – установление правовой возможности действовать по своему усмотрению, в рамках, установленных правовой нормой. Дозволительные варианты управленческого воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий. Для административного права характерно наличие «мягкого» и «жесткого» вариантов дозволения. Первый используется при реализации субъективных прав любым субъектом, второй – только при реализации прав специальным субъектом в случаях выбора одного из возможных вариантов поведения (например, при выборе вида административного наказания).

Запреты - такие же предписания, но противоположного характера: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия, либо воздержаться от их совершения;

2. правовые средства воздействия носят распорядительный характер;

3. наряду с императивным характером воздействия возможно применение диспозитивных средств;

4. реализуется, как правило, через одностороннее волеизъявление властной стороны отношений;

5. устанавливает субординацию участников отношений;

6. отличается динамизмом, что обусловлено самой природой управленческих отношений.

Также метод административного права характеризуется следующими специфическими признаками, определяемыми путем сравнения с методом гражданского права, как наиболее характерного для частно - правовых отраслей:

- по определению юридического положения сторон. В административном праве закрепляется юридическое неравенство сторон, один из субъектов всегда является субъектом власти. В гражданском праве они юридически и фактически равны;

- по определению способа закрепления прав и обязанностей субъектов отношений. В административном праве права и обязанности участников очень жестко и четко, детально определены нормами права. В гражданском праве участники оформляют их с помощью договора, в котором могут быть отступления от норм права;

- по определению форм защиты нарушенных прав в случае наличия спора. В административном праве – особый, административный порядок защиты нарушенных прав, который характеризуется обращением к вышестоящему органу или должностному лицу за восстановлением нарушенного права. Хотя не исключена возможность судебного порядка защиты. В гражданском праве - только и исключительно судебный порядок защиты;

- по определению фактов, с которыми связано возникновение и прекращение прав и обязанностей правосубъектного лица. В административном праве их динамика осуществляется либо на основе событий, либо на основании волеизъявления любого из участников правоотношений (как властного, так и подвластного). В гражданском праве – либо на основании соглашения сторон (договор), либо на основе обстоятельств, возникающих вследствие причинения вреда.

Эти качественные характеристики метода административного права значительно влияют на все методы общеправового воздействия, применяемые для регулирования общественных отношений, образующих предмет отрасли.

Система административного права - э то третий элемент, характеризующий особенность административного права как отрасли. Система правовой отрасли представляет собой совокупность правовых норм и институтов, которые объединяются целями, принципами, предметом, методами регулирования. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, а также общих и специалбных норм. Однако все они создают специфический правовой режим регулирования административных правоотношений.

Система административного права состоит из 2-х частей.

Общая часть – нормы, регулирующие управление в целом. Здесь выделяют нормы, объединенные в несколько правовых институтов:

1) устанавливающие и регулирующие административно-правовые статусы граждан;

2) регулирующие административно-правовые статусы коллективных субъектов, не относящихся к субъектам государственной власти;

3) регулирующие основы организации и деятельности субъектов государственной исполнительной власти;

4) регулирующие основы организации и прохождения государственной службы;

5) регулирующие основы организации и деятельности субъектов местного самоуправления, в т.ч. муниципальную службу;

6) обеспечивающие законность управления;

7) регулирующие вопросы применения административного принуждения;

8) регулирующие применение административной ответственности.

Особенная часть объединяет нормы, регулирующие общественные отношения, в различных сферах жизнедеятельности общества.

В особенной части выделяют 4 группы институтов:

1) нормы, которые обеспечивают безопасность граждан, общества, государства, а также административно - политическую деятельность;

2) нормы, регулирующие организационно - хозяйственную деятельность государственной администрации;

3) нормы, регулирующие социально - культурную деятельность государственной администрации;

4) нормы, регулирующие деятельность государственной администрации во взаимоотношениях с другими государствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.